Итак, в прошлый раз мы научились флатовать бумагу, печатать спуски, фальцевать и брошюровать листы. В некоторых случаях этого достаточно: например, если вы собираете брошюру на скрепке, останется только допечатать обложку из более плотной бумаги или картона, и дело в шляпе.
Но что, если книга слишком толстая, и маленькой скрепке или даже двум её не удержать? Можно попробовать применить КБС, клеевое бесшовное скрепление.
В этом случае наш блок из нескольких тетрадок или даже никак не скреплённых листов бумаги просто вклеивается в плотную обложку, которую предварительно сгибают (бигуют) на специальном биговальном станке при помощи тупого ножа. В результате на поверхности образуется бороздка, по которой можно согнуть бумагу или картон, не боясь сломать или порвать (точно такие же есть на любой картонной коробке).
Но каким бы простым и дешёвым в производстве ни было КБС, оно, увы, недолговечно. Видели книги, которые невозможно даже полностью раскрыть, из них тут же начинают сыпаться листы? Вот он, эффект дешевизны. Поэтому большую часть книг делают всё-таки по старинке, при помощи ниток.
Здесь следует упомянуть то, чем в брошюрах и тонких книгах часто пренебрегают - то ли из экономии, то ли просто по забывчивости. В первую очередь, это титульный лист или титул.
Зачем он нужен, спросите вы. Во-первых, это красиво. Считается, что первый титул напечатал ещё в 1463 году ученик Гутенберга Петер Шеффер, издавая буллу папы Пия II "Bulla cruticiata". Для книг того времени титульный лист был особенно важен, поскольку сделанная из кожи обложка не содержала данных ни о названии, ни об авторе, ни об издательстве. Сегодня именно на титуле оставляют автографы авторы и переводчики, так что свободного места хотелось бы побольше.
У титула есть оборотная сторона, и на ней много информации: по советским и российским правилам здесь указываются коды классификаторов (УДК, ББК, ISBN и т.д.), приводится информация каталожной карточки с библиографическим описанием, аннотация, копирайты издательства, автора, переводчика, иллюстратора и т.д.
Иногда титулы могут размахнуться и два листа: тогда на развороте с основным титулом помещают фронтиспис (красивую картинку с портретом автора, героя/героини или просто имеющую некоторое отношение к сюжету), могут поставить и контртитул с информацией о серии или оригинальном названии книги (для переводных изданий). А предшествует контртитулу ещё одна страница - авантитул с эмблемой серии, издательства или краткими выходными данными.
Шмуцтитул если и проигрывает старшим братьям в значимости, то ненамного: так называется страница или разворот, предваряющие очередную главу или часть.
Наконец, последняя страница, колофон, с древних времён представляет нам выходные (выпускные) данные. В советское время их принято было печатать крохотной вставкой, чтобы экономить полосу набора, сейчас иногда раскатывают во всю страницу.
Наш блок почти готов. Но чего-то не хватает... Подскажу: форзаца. Что это за зверь такой и зачем он нужен? По сути, у форзаца две главные задачи: первая, не самая главная - скрепить блок с будущей обложкой. А вторая, основная, - дырку на обоях загораживать маскировать изнанку переплета, чтобы никто не догадался, как неприглядно она может выглядеть.
Форзац - это, как правило, 4-страничная тетрадка (если выражаться полиграфическим языком) или "двойной листочек" (если не мудрить). Обычно он чуть плотнее основного блока, но не настолько плотный, как даже самая тонкая обложка. Одной стороной он крепится к блоку, другой - к обложке.
Форзацы иногда запечатывают орнаментами, красивыми картинками или, как у меня в "Детском поезде", картой Италии с маршрутом движения того самого поезда.
А те из вас, кто знает немецкий, могут догадаться, что если есть фор (передний), должен быть и нах (задний). И действительно, точно такой же лист, закрывающий блок сзади, называется нахзац. Как правило, они отличаются только тем, что нахзац используют для служебных отметок, ценников и штампов магазина, но случается, что и запечатка у них разная.
И вот наш блок собран, попробуем его скрепить. Это делают при помощи слизуры (укрепляющей бумажной или тканевой полоски) и марли или бинтов.
Затем приклеивают каптал: это ленточка, которая скрепляет внутренние уголки блока и не даёт им обтрёпываться. Поэтому каптал всегда выступает за границу блока (но не за границу корешка).
Настаёт черед... обложки? Нет, рано: сперва переплётная крышка. Чаще всего встречаются два её типа: из цельного листа бигованного картона (как в случае с КБС) и составная, из двух накладных половинок-сторонок. Между собой сторонки соединяются тканевым корешком, под который укладывается бумажная трубочка-отстав, чтобы корешок не загибался внутрь.
Переплётная крышка обычно обтягивается покрышкой - тканью, искусственной или натуральной кожей или, как в основном делается теперь, плёнкой. Края покрышки загибают внутрь (как мы делали в детстве, оборачивая чужие книги калькой или просто бумагой).
Надо сказать, что в отечественном книгоиздании принято обтягивать покрышкой даже те книги, к которым предполагается суперобложка, а в зарубежном всё чаще книги под суперобложку оставляют с открытыми картонными сторонками и тканевым переплётом (иногда с тиснёным названием).
Собранная крышка склеивается с блоком: сперва приклеиваются бинты (марля), затем внешними листами форзаца закрывается место стыковки.
В итоге вся цепочка выглядит вот так:
Книга готова. Поздравляю, теперь вы знаете о переплёте гораздо больше, чем 15 минут назад!
#переплёт #имхи_и_омги