Ликвидация Троцкого в далёкой Мексике стала самым громким политическим убийством спецслужб СССР. Да ещё и совершённым таким экзотическим орудием, как альпеншток (ледоруб). Ныне он хранится в Международном музее шпионажа в Вашингтоне
Роковой удар ледорубом, нанесённый «кремлёвским альпинистом» Рамоном Меркадером, был запасным вариантом секретной операции советских спецслужб.
Сталин долгое время не планировал физической ликвидации своего политического противника, считая его бессильным болтуном, который пописывает в эмиграции свои статейки, никакого влияния на политику больше не оказывает, и в итоге смирится с этим.
Троцкий жил в Турции, Франции, Норвегии, и никто не пытался его прикончить. Однако потом в Кремле с неудовольствием осознали, что «болтун» не успокаивается, а набирает политический вес, привлекает на свою сторону всё больше сторонников в разных странах, и получает откуда-то неслабое финансирование своей антисталинской деятельности.
В самом СССР тоже было немало тайных сторонников Льва Давидовича – ведь это главный соратник Ленина, который был гораздо ближе к нему, чем Сталин! При благоприятных обстоятельствах, эти люди не задумываясь поддержали бы троцкистский государственный переворот в СССР.
Решено было избавиться от этого человека. Вначале Кремль пытался действовать в рамках международного права. В 1937-м Народный комиссариат иностранных дел обратился в секретариат Лиги Наций с просьбой дать санкцию на выдачу Троцкого. Женева отказала.
Пришёл черёд действовать спецслужбам. То, что Троцкий переехал из Европы в далёкую Мексику, намерение ликвидировать его не поколебало.
В феврале 1937-го был завербован молодой, искренне верящий в идеи коммунизма испанец Рамон Меркадер. Его мать Каридад уже работала на советскую разведку. Меркадер внедрился в свиту Троцкого, сблизившись с Сильвией Аджелофф, чья сестра Руфь работала у Льва Давидовича секретаршей.
В январе 1940 года сестра подбросила кое-какую работу в секритариате Троцкого и Сильвии, и с марта того же года её бойфренд Меркадер стал практически вхож в мексиканский дом видного эмигранта.
Но Рамон продолжал оставаться запасным вариантом операции по ликвидации политического противника Сталина.
Основной вариант был очень громким и эффектным, как в голливудских боевиках. Но закончился пшиком.
24 мая 1940 года около четырёх утра группа людей в форме мексиканской полиции, во главе с Хосе Сикейросом, ворвалась в резиденцию Троцкого, и в течение 10-15 минут изрешетила комнату, в которой он спал, также оставив у её дверей взрывное устройство. Которое, однако, не сработало из-за технической неисправности.
Троцкий не получил ни одного пулевого ранения: вместе с женой Натальей Седовой они бросились на пол и оставались там всё время обстрела. Погиб только один из телохранителей политика.
Согласно мемуарам Павла Судоплатова, после провала этого основного покушения Берия пришёл в ярость. От организатора операции Наума Эйтингона было получено донесение, в котором он выражал готовность понести любое наказание. Однако Сталин оставил это без последствий, просто приказав задействовать план «Б».
«Бойфренд» одной из секретарш Троцкого Рамон Меркадер был лично представлен политику 28 мая, уже после неудачного налёта боевиков Эйтингона. Льву Давидовичу очень понравился его будущий убийца – воспитанный, обаятельный молодой человек, «жених» его секретарши Сильвии: Рамон.
Однако, согласно мемуарам жены Троцкого Натальи Седовой, в последние дни перед покушением Меркадер начал вызывать подозрения Троцкого из-за ряда мелких несоответствий в своём поведении. Седова утверждает, что Лев Давидович даже заявил: «Было бы лучше прекратить посещение нашего дома мужем Сильвии» и даже «Мы должны провести небольшое расследование о нём».
Так это или Седова домысливает, но, когда 20 августа Меркадер попросил Троцкого ознакомиться с написанной им статьёй о революционном движении, Лев Давидович не отказал молодому человеку во встрече с глазу на глаз. Около шести вечера они вдвоёём зашли в кабинет политика.
Когда Троцкий склонился над статьёй, читая её, Рамон воспользовался моментом.
По воспоминаниям Меркадера, он совершенно растерялся, оцепенел от ужаса, и не в силах был осуществить своего первоначального намерения – добить жертву специально заготовленным ножом.
Вбежали телохранители, и напали на «жениха» Сильвии.
«Оставьте, не убивайте его, – кричал смертельно раненый Троцкий. – пусть он всё расскажет!»
Эти слова оказались последними в жизни соратника Ленина. Его тут же, отвезли в больницу. Причём он был в сознании долгое время. Операцию проводила бригада из пяти хирургов. Несмотря на все их усилия, в половине восьмого вечера Троцкий впал в беспамятство. А наутро умер.
Рамон Меркадер отсидел в мексиканской тюрьме 20 лет от звонка до звонка, после чего получил советское гражданство, звание Героя Советского Союза и новую жизнь под именем Лопес Рамон Иванович – ветеран гражданской войны в Испании. 15 лет он прожил в СССР, а потом переехал на Кубу.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему было принято решение ликвидировать Троцкого?