Найти тему
diletant.media

«В свой Олифан трубит Роланд с трудом…»

Услышав звук рога, Карл Великий понял, что его племянник ведёт бой, поспешил на помощь, но было уже поздно.

«Песнь о Роланде» развернула маленький арьергардный бой с басками в невероятную эпопею борьбы христиан с «сарацинами». Написанная или, скорее, записанная в 12-м веке, она уже никак не могла, да и не стремилась в точности передать события похода 778 года через Пиренеи и стычки в Ронсевальском ущелье. Герои прошедших времён живут в ней и сражаются, как современные крестоносцы на Востоке или вожди Реконкисты, что там же, где легендарный Роланд, пытаются отвоевать у арабов Испанию.

Вместе с персонажами, которые становятся олицетворением отваги, как Роланд Оливье, духовной зрелости, как епископ Тюрпен, предательства, как Ганелон, принадлежащие им предметы приобретают значение важных и вечных символов. Таков меч Роланда Дюрандаль, который он не хочет оставить врагу и, умирая, из последних сил пытается сломать. Ему это не удаётся, зато он разбивает свой драгоценный рог Олифан, или, как его часто называют, Олифант.

Олифант. (Wikimedia Commons, Didier Descouens)

Дюрандаль — имя собственное. Давняя традиция германцев — одушевлять своё оружие, давать ему особое название. Мы помним Грам Сигурда, он же Бальмунг или Нотунг Зигфрида в «Песни о Нибелунгах» и операх Вагнера. Меч, кстати, сломанный и перекованный, что стремительно ведёт нас к «Властелину колец» и к Нарсилу, восстановленному для Арагорна под именем Андурил. Не убегая слишком далеко, скажем, что франкам этот обычай был, естественно, присущ.

Слово же «олифант» ничего индивидуального в себе не несёт. Оно просто означает рог, первоначально — сделанный из слоновьего бивня. Древнее слово осело во многих современных языках, как, например, французское éléphant (слон). Только через «Песнь о Роланде» оно приобретает заглавную букву и воспринимается как Тот Самый Рог.

Если не предполагать, что Франция — родина слонов, как понять, почему такое название укоренилось для охотничьего и боевого сигнального инструмента? В античной Европе слон совсем не редкое животное. Пирр водил слонов в бой, а Ганнибал перегонял их через горы. С падением Рима всё, конечно, изменилось, но слоновая кость регулярно попадала на западные рынки, о чём свидетельствуют многочисленные предметы, из неё изготовленные. Она ценится высоко и расходуется весьма экономно. Понятно, что рог, сделанный из целого бивня и густо покрытый изощрённой резьбой, — вещь невероятно дорогая и потому редкая. Позволить себе такую драгоценность мог только знатный и богатый. Роланд в «Песни» — граф, полководец, и у него настоящий олифант. Звуком такого рога знатный феодал сам или, передав его в руки лейтенанта-местоблюстителя, возвещал о своём прибытии, созывал на бой или на совет.

-2

Роланд. (Wikimedia Commons, Archimatth)

Человек попроще издревле делал себе такую вещь из рогов быка, буйвола или тура — что где паслось. К слову, есть такая грустная история из не так уж далёких от нас времён. Самозабвенно бредя о германских древностях, в том числе о пении великого боевого рога, нацисты хотели с помощью современной науки и лженауки возродить легендарных туров. Они этим занимались в Беловежской пуще. Получилось нечто быкообразное с рогами, длиннее обычных. Белорусские крестьяне, ловившие разбредшихся в войну диковинных животных, называли их «фашистскими коровами».

Но вернёмся к знаменитым олифантам. Их сохранилось немало. В европейских музеях — от Скандинавии до Апеннин, от Пиренеев до Праги — мы находим образцы 10−12 веков. Многие некогда выдавались за тот самый рог Роланда, но не в этом их прелесть. Они чудо как хороши! Не имея возможности, подобно герою Ронсевальской битвы, призывно в такой рог «подудеть», ты разглядываешь вырезанные на нём сцены охоты и Священной истории, романские орнаменты с монстрами и химерами… И ох, как разыгрывается воображение! Не забывая земные древности, ты неизбежно улетаешь к древностям Средиземья и видишь умирающего Боромира и его славный Гондорский рог, рассечённый оркским мечом.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц