Найти тему
Изучаем право вместе

Три принципа, разработанные Конституционным Судом России для защиты прав человека

Оглавление

Чем руководствуется Конституционный Суд, когда принимает решения? По каким критериям определяет, соответствует ли та или иная норма закона Конституции, действительно ли она нарушает конституционные права и свободы заявителя?

Конституционный Суд Российской Федерации работает по действующей Конституции уже почти 30 лет и за это время рассмотрел много дел. «Болевые точки» в этих делах могут повторяться или быть однотипными.

Двигаясь от частного к общему, орган конституционного контроля разработал определенные принципы, подходы для решения сложных вопросов. Давайте их рассмотрим.

Если не понимаете, что такое конституционный контроль, посмотрите этот пост.

Публикация основана на выводах автора и книге В.Д. Зорькина "Конституционное правосудие: процедура и смысл" (М., 2021)

1. Принцип правовой определенности

Первоначально этот принцип использовал в своей работе Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Он выводил правовую определенность из принципа верховенства права.

ЕСПЧ. Фото из открытых источников
ЕСПЧ. Фото из открытых источников

Содержание принципа правовой определенности широкое: это и чёткость, ясность, непротиворечивость норм права, и стабильность регулирования, и недопустимость обратной силы законов, и стабильность вступивших в законную силу судебных решений, и недопустимость произвола государственных органов и применения ими непрозрачных методов.

Российский Конституционный Суд выводит правовую определенность из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ), но понимает его примерно так же. Он неоднократно высказывался о том, что неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования недопустимы, поскольку влекут разное понимание и, соответственно, противоречивое применение закона. В результате разные граждане оказываются в неравном положении.

Применительно к защите прав человека это выражается, в частности, в необходимости четкого регулирования вопросов привлечения к юридической ответственности.

Например, в постановлении от 17.05.2022 № 19-П Конституционный Суд рассмотрел вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где закреплен срок давности привлечения к административной ответственности. Суть вопроса состояла в том, с какого дня должен исчисляться срок: со дня совершения правонарушения или со следующего дня? Нормы КоАП РФ не позволяли дать на этот вопрос однозначный ответ, а разъяснения Верховного Суда РФ не внесли ясность. Судебная практика была неоднозначной.

Поэтому оспариваемая норма не соответствует требованиям правовой определенности, а одного этого вполне достаточно для признания её не соответствующей Конституции РФ. Соответственно, норма была признана неконституционной, а судам сказано: до внесения изменений в законодательство начинать считать срок со дня совершения административного правонарушения, потому что… догадайтесь... 🤔

Ну конечно, все сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

О Конституционном Суде РФ можете почитать в публикациях:

2. Принцип пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина

Здесь речь идёт об очень «рабочей» (то есть часто применяемой) части 3 статьи 55 Конституции РФ:

«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституционный Суд постоянно ищет этот баланс между правами человека и необходимостью защиты публичных интересов.

Слева - председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин. Фото из открытых источников
Слева - председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин. Фото из открытых источников

К ограничениям прав и свобод предъявляются следующие требования:

  • ограничения не должны посягать на само существо этого права;
  • ограничения не должны полностью зависеть от усмотрения правоприменителя, допуская тем самым произвол государственных органов или должностных лиц;
  • ограничения должны быть адекватны социально необходимому результату.

Пример: в постановлении от 18.02.2000 № 3-П по делу о проверке одной из статей закона о Прокуратуре РФ Конституционный Суд выработал правовую позицию, согласно которой цель одной только рациональной организации деятельности органов власти не может служить основанием для ограничения прав и свобод. В результате была признана неконституционной норма, которая фактически не давала людям возможности знакомиться с материалами прокурорских проверок, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

3. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Этот принцип особенно актуален для защиты социальных прав граждан. Он активно применяется по делам, связанным с пенсионным, социальным обеспечением.

Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/hands-holding-a-jar-filled-with-coins_8274779.htm#query=%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8&position=2&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/hands-holding-a-jar-filled-with-coins_8274779.htm#query=%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8&position=2&from_view=search&track=ais">Freepik</a>

Конституционный Суд говорит, что усмотрение законодателя в этой сфере широкое, уровень социальных гарантий может быть снижен, НО это должно сопровождаться:

  • предоставлением разумного переходного периода, чтобы граждане могли «адаптироваться» к изменениям;
  • созданием компенсаторных механизмов, которые бы «смягчили» последствия от внесённых изменений.

В качестве примера можно привести постановление от 31.05.2022 № 22-П, в котором рассматривался вопрос о сохранении за заявительницей права получать компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Раньше она такую льготу получала как воспитатель детского сада на пенсии, проживающий в сельской местности. А в 2013 году в закон Новосибирской области были внесены изменения, и она попала в такую категорию, что перестала получать компенсацию. Дело в том, что она ушла на пенсию досрочно, до достижения общего пенсионного возраста, и поэтому компенсация ей больше, якобы, не полагалась.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда правила представления социальной поддержки должны изменяться так, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий, в том числе, стабильность и предсказуемость законодательной политики. Люди должны в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего правового статуса, приобретенных прав и их защиты.

Оспариваемая норма закона Новосибирской области была сохранена, но Суд указал, как она должна применяться: право на рассматриваемые меры социальной поддержки должно быть сохранено за теми педагогами, которые пользовались такими мерами в период работы и ушли на пенсию из образовательных организаций, в том числе ранее достижения общего пенсионного возраста.

***

В заключение надо сказать, что эти принципы ушли в практику судов общей юрисдикции и применяются ими.

Рассмотренные положения тесно взаимосвязаны и часто применяются одновременно, как вытекающие один из другого, так что их довольно трудно разграничить. Но я попыталась.

Понравилась статья? Тогда ставьте 👍, а если ещё не подписаны, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!

Если было сложно воспринимать информацию, напишите об этом в комментариях! Я очень стараюсь максимально упростить без ущерба содержанию, но готова совершенствоваться дальше.