Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по Некрополю мастеров искусств Александра-Невской лавры.
Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858)
Знаменитый русский живописец, один из крупнейших и одновременно последних представителей русского классицизма. Академик Императорской академии художеств.
Его картины написаны главным образом на библейские и античные сюжеты. Так же он писал пейзажи и портреты своих современников, из которых наибольшую известность получил портрет близкого друга художника, Николая Васильевича Гоголя.
Над своей самой грандиозной, получившей всемирную известность картиной «Явление Христа народу» Александр Иванов работал в Италии течение 20 лет.
Гигантское живописное полотно размером пять с половиной на семь с половиной метров было доставлено из Рима в Санкт – Петербург 10 мая 1858 года.
Первоначально картина была выставлена в Белом зале Зимнего дворца, где её осмотрел Император Александр II и члены Императорской семьи.
В июне того же года картина была перемещена в Академию художеств, где была выставлена в Античной зале, которую выбрал для демонстрации сам Александр Иванов.
Всеобщий бесплатный доступ, для осмотра картины и множества эскизов к ней был открыт 10 июня 1858 года
К сожалению, как это бывает и сегодня далеко не все отзывы, о картине опубликованные в тогдашней прессе были положительными. Автор находился в крайне нервозном и раздражительном состоянии, тем более, что не было ясности о дальнейшей судьбе главного творения его жизни.
30 июня он почувствовал себя крайне плохо. Срочно вызванный врач диагностировал у художника холеру, от которой тот скончался 3 июля 1858 года. Через несколько часов после этого трагического события прибыл посыльный из Императорской канцелярии с известием, что Государь покупает картину «Явление Мессии» (первоначальное название полотна) за 15 000 рублей серебром и жалует Академику Иванову орден Святого Владимира.
Александр Андреевич Иванов был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт–Петербурга. Практически сразу после смерти живописца его брат, архитектор Сергей Андреевич Иванов создал проект надгробия в виде жертвенника из белого мрамора на прямоугольном постаменте.
Обелиск украшен четырехскатным завершением и рельефным карнизом. Три грани жертвенника украшены рельефными изображениями лавровых венков с лентами, а на лицевой стороне установлен барельефный портрет художника с глубоко вырубленной надписью:
1807 - 1858 Александръ Ивановъ.
Поскольку Сергей Андреевич, так же как и его, горячо любимый брат большую часть жизни провел в Италии, то и изготовление памятника он поручил римскому скульптору Луиджи Гульельми, который одновременно с надгробием создал портретный бюст покойного по рисунку того же С.А. Иванова
После изготовления, надгробие и бюст были отправлены в Санкт – Петербург практически тем же маршрутом (пароходом до Марселя, а далее по железной дороге), что и знаменитая картина «Явление Мессии». На Новодевичьем кладбище, установкой надгробия занимался скульптор и реставратор Эрмитажа - Александр Николаевич Беляев.
Сохранилось его письмо Сергею Андреевичу Иванову, в котором он писал:
«Поручение Ваше с удовольствием исполнил, поставил памятник достойному и уважаемому художнику Александру Андреевичу Иванову. Фундамент положил довольно глубоко из плит, а не из кирпича, по нашему климату кирпич не имеет прочности. Плиту поставил из сердобольского гранита, цельную, хорошо обработанную и такого же размера, каков на плане и рисунке. Самый мраморный памятник принял в 4-х ящиках, осторожно раскрыл и поставил на плиту по рисунку и, как вы писали, без всякого повреждения…»
Памятник был открыт в 1860 году. В 1936 могила Академика ИАХ Иванова А.А. вместе с надгробием была перенесена во вновь создаваемый, на территории бывшего Тихвинского кладбища музей «Некрополь мастеров искусств».
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.