Найти в Дзене

#ВоспоминанияМАХ

«В Риме я встретился с рядом наших молодых худож­ников: в то время там были Шлейн, Павлов, Прохоров, Печаткин и другие. Было решено всей компанией посе­литься на Капри, с тем чтобы писать портрет Горького. Приехав в Неаполь, мы сели на пароход, отправлявшийся на Капри. Не помню, кто, кажется, Печаткин первый сообщил нам радостную весть: «Друзья! на пароходе Максим Горький!». Это было так неожиданно, что мы даже растерялись и не знали, как начать знакомство с нашим великим зем­ляком. Хотели даже бросить жребий, кому идти первому, но затем решили, что это должен сделать я, как самый молодой из нашей компании. Волнуясь, я прошел к сидевшему в кресле под тентом Алексею Максимовичу и, поздоровавшись с ним, попросил разрешения познакомить его с моими товари­щами художниками. С радостью я почувствовал дружеское рукопожатие большой руки и совсем близко увидел хорошее и такое знакомое, с угловатыми чертами, лицо.
— Давайте знакомиться, юноши,—сказал Алексей Максимович уже приближав­шимся к нам моим спутникам.— Садитесь! Очень, очень рад знакомству с вами.

И. И. Бродский (1884—1939)
Портрет А. М. Горького
1936
Бумага, тушь, перо
НИМ РАХ
И. И. Бродский (1884—1939) Портрет А. М. Горького 1936 Бумага, тушь, перо НИМ РАХ

Все мы почувствовали себя хорошо и просто; было весело и радостно сидеть в кругу около Горького, слушать его голос, любоваться морем и чувствовать себя молодым и счастливым. Быстро завязался разговор о России, о наших итальянских впечатлениях, о творческих планах, и мы не заметили, как пароход уже подъезжал к пристани Капри.
Прощаясь с Алексеем Максимовичем, мы стали договариваться с ним о следую­щей нашей встрече.
— Устраивайтесь, вот вам адрес отеля. Устроитесь, отдохнете — тогда и прихо­дите.
Уже на другой день мы были в гостях у Горького, встретившего нас, как ста­рых знакомых. На веранде его дома, прилегающего к небольшому зеленому дворику, мы долго беседовали об искусстве, о художниках и больше всего о нашей родине, по которой, чувствовалось, так сильно тосковал Алексей Максимович.
Было поздно, когда мы собрались уходить, но радушный хозяин не хотел от­ пускать нас и, тепло улыбаясь, все угощал нас итальянским вином:
— Это по случаю нашего знакомства...;

И. И. Бродский (1884—1939)
Портрет М. Горького
1933
Бумага серая, автолитография
НИМ РАХ
И. И. Бродский (1884—1939) Портрет М. Горького 1933 Бумага серая, автолитография НИМ РАХ

Неисчерпаемой была эрудиция этого человека, хорошо разбиравшегося во всех вопросах искусства. Чувствовалось, что живописи он уделяет особенно большое вни­мание и вдали от родины чутко следит за всеми моло­дыми побегами русского ис­кусства. Позировал Алексей Макси­мович хорошо, без всякого напряжения, не отвлекаясь, хотя и считал себя очень «непоседливой натурой». Пи­сать, любуясь его выразитель­ ной угловатой головой, было большим наслаждением. Однажды, во время сеанса, я рассказал Алексею Макси­мовичу о том, что еще в Одессе, в годы моего учения в рисовальной школе, как-то, сидя на бульваре, я услы­шал разговор двух босяков о Горьком. С особой гордостью они говорили, что «Максим — это наш человек» и расска­зывали о нем много фанта­стических историй и небыва­лых приключений. Эти «дру­зья Горького» из одесского ночлежного дома сильно рас­смешили Алексея Максимо­вича, и он сам рассказал нам много приключений из своей бродяжной юности».

И. И. Бродский. Мой творческий путь