Найти тему
ООО Умка

Воображение.

Воображение – это умение представить то, чего нет, а Альберт Энштейн и вовсе считал, что без него нет открытия. Мечты, фантазии – всё это есть воображение.

В детстве я представляла себя принцессой, которую злые родители или мачеха, за плохое поведение, заперли в башне с драконом. И принцы со всего света спешили меня вызволять. Я сидела там такая неприступная, со светлыми длинными волосами (Рапунцель, блин!), в невозможно красивом платье, роняла горькие слезы и изредка доводила дракона до истерики своими беседами. Но многое в моей фантазии было неправильно: родители не были злыми, мачехи у меня и подавно не было, а все рыцари, которые прибывали к стенам башни, спасали бы дракона, а не меня. Потому что с моим-то характером… Короче, правильно они делали, что спасали дракона от меня.

В юности я познакомилась с фильмом «Горец» - я была потрясена. Как же повезло главному герою, он может жить вечно. На какое-то время эта мечта захватила мой мозг: вот уж точно хватит времени объехать весь мир, побывать даже в самых дальних и непролазных его уголках. В общем, я поделилась с папой своей идеей о вечной жизни, рассчитывая на воодушевление и поддержку. Не тут-то было. «Доча, вот представь, ты замерла в определённом возрасте, а люди, которых ты любишь, продолжают изменяться, стареть и умирать. Тебе раз за разом придется провожать дорогих сердцу в последний путь. Ты будешь любить, но они не смогут быть с тобой вечно, потому что никто кроме тебя не вечен. И всё твоё существование превратиться в череду прощаний – неужели ты хочешь этого?» Нет уж, такого я точно не хотела. Помечтала, помечтала и забыла.

Вообще, мечты о принце, как о ком-то эфемерном, беспокоили меня с детства, как и всех девочек, принц должен был быть красив, богат и точка. Позже, годам к 18 я внесла коррективы в топ качеств идеального принца. Теперь в моих девичьих грёзах был высокий, красивый и непременно умный мужчина с чувством юмора. К слову, всё сбылось.

У Деда Мороза я просила домик для Барби с розовыми креслами, с диваном, и чернослив в шоколаде. Но он был или глуховат или плохо читал и приносил мне коротышки, барбарис и носки. Ну и что, не верить в него после этого, что ли?

В нашей семье разговоры о Боге заходили не часто, поэтому и его образ в моей голове сложился по-своему. Это был этакий Тритон, отец Русалочки, только без трезубца, а вместо хвоста завернутые в белую простыню ноги. Прошло лет 30, а ничего не изменилась, из этого я могу сделать вывод, что детские фантазии очень стабильная субстанция.

Примерно в том же возрасте, родственники стали одолевать меня вопросами: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? О, тут воображению было, где разгуляться. И я заявляла, что хочу быть балериной. Очень романтично, правда? Но, мама сразу урезонила моё решение. Хотя я и была некрупным ребёнком, но грацией обладала, как раненый в ногу слон. Пришлось признать и повоображать в другом направлении. Тогда я буду ветеринаром – решила я, не менее романтично, да?! Видимо, сказка про Айболита так подействовала на незрелый детский разум. «Доченька, ты правда думаешь, что к тебе будут приходить лечиться зайчики, жучки и светлячки?» - вопрошал папа, - «А принимать роды у коров ты готова?» Папа, спасибо, благодаря тебе, я стала собой и занимаюсь любимым делом.

Вообще, неразвитая фантазия или отсутствие воображения – скорее патология, чем норма. Есть люди, которые не любят фантазировать, мол: «что тут бла-бла-бла разводить на пустом месте, как пойдёт - так пойдёт.» Но, когда дело касается, например, ремонта в свежекупленной квартире, матрица даёт сбой, воображение вышибает пробки и тогда берегись, поток несвязных идей и фантазий накрывает восьмибалльным цунами. «Тут красный унитаз, тут синяя лампочка, там зелёный ковёр на потолке и желтый крокодил, волосатый и толстый, как Чубакка[1]…»

Воображение – это активный процесс создания новых знаний и идей из имеющегося интеллектуального багажа. Этот инструмент необходим как детям, так и взрослым, т.к. он помогает формулировать мысли и генерировать идеи.

Так о чем же мечтают современные дети?

Bentley или BMW, мопс и замок Филли, полетать на воздушном шаре и свой личный компьютер (потому что у брата-то есть, а у меня нет), чтобы люди не умирали и нашли лекарства от всех болезней.

У детских психологов есть игра «семицветик», на разноцветных листочках дети пишут семь своих самых сокровенных мечт. А дальше начинается самое интересное, если некоторые желания повторяются больше определённого количества раз – это звоночек. Например, если ребёнок хочет быть волшебником, феей или просто волшебную палочку – это говорит о тирании, желании подчинять и повелевать всеми. Материальные ценности, такие как новый крутой телефон или модная порода собаки (не для дружбы с животным, а для хвастовства) – говорит о неуверенности в себе. Желание стать популярным блогером, моделью, артистом, учиться на пятерки – о лидерстве. А вот, чтобы папа не пил, не бил маму или вернулся в семью – о недолюбленности и остром недостатке внимания. Касательно последнего, я нашла мечту мальчика, которая повергла меня в ужас. Только представьте, как несправедлива жизнь к 6-и летке. «Хочу, чтобы папа дал мне подержать свою удочку, я даже рыбачить не буду. Буду просто стоять и улыбаться». Без комментариев.

Популярным блогером Владиславом Бумажным воображает себя каждый пятый ребёнок. Доход, статус, известность и успех по жизни – вот что движет детскими мечтами. Современные дети развивают свой интеллект благодаря новым технологиям. Их сверстники, двадцать дет назад, развивали его, через проигрывание различных ситуаций и им в этом деле очень помогали книги. Книги – отличный тренажёр воображения, когда читаешь её, ты как будто смотришь фильм в своей голове. Воображение шепчет, как выглядят герои, какими голосами они говорят, детали интерьера, обстановку, одежду. В голове создаётся полная картина происходящего, которую нарисовал мозг с помощью книги. Воображариум в действии.

P.S. про воображариум в книгах вы узнаете в следующей статье.

[1] Чубакка –персонаж киносаги «Звёздные воины».