Найти тему
Две Войны

Сталин вызвал конструктора пушек Ф-22 Грабина, сказав: «Ваша пушка спасла Россию»- и предложил на выбор две награды

Накануне 1942 года Сталин вызвал конструктора советских пушек В.Г. Грабина и, признав, что «его пушка спасла Россию» предложил на выбор две награды: Героя Социалистического Труда или Сталинскую премию. Грабин мудро ответил, что обе награды очень почетны, ему все равно. И не прогадал, получив от Сталина обе.

Об этой истории нам впервые поведал Ф.И. Чуев, сделавший себе имя на книгах о своих встречах с людьми, которые знали Сталина или хотя бы с ним встречались. По его версии, об этом случае ему рассказал сам Грабин. К сожалению, это не более, чем красивая старая легенда, на самом деле всё было иначе:

Единственное, что верно в этой версии, так это то, что, если бы этот разговор состоялся на самом деле, Грабину, действительно, было бы все равно. По статусу обе награды были приблизительно равноценны. Единственное отличие состояло в том, что Героя давали за заслуги в общем, а Премию за конкретную разработку. Почет и льготы одинаковы, а денежную составляющую Премии, с подачи коллектива московских станкостроителей завода «Красный пролетарий», стало хорошим тоном (и негласной обязанностью) перечислять в Фонд обороны.

Гораздо больше вызывают сомнения временные рамки. Грабин, действительно был удостоен звания Героя Социалистического труда и четырежды становился лауреатом Сталинской премии. Но Героем он стал в октябре 1940 года, повторное награждение законом не предусматривалось. А Премии он получил в начале 1941-го, до начала войны, остальные в 1943-м, 1946-м и 1950-х годах. Одну из них, полученную в 1943 году он действительно перечислил в Фонд обороны.

И если судить по воспоминаниям самого Грабина в изданных им мемуарах «Оружие победы», в конце 1941 – начале 1942-го годов он наоборот, получал только выволочки от Сталина «за конструкторский зуд», и желание постоянно кардинальным образом менять конструкцию.

Действительно, заслуги Грабина переоценить трудно. Он создал лучшие на тот момент 76 мм танковые пушки Ф-32 и Ф-34, которыми вооружались КВ и Т-34, самую мощную 57 мм противотанковую пушку ЗИС-2 и 76-миллиметровую дивизионную пушку Ф-22 УСВ образца 1939 года.

В приемной Сталина. Фото в открытом доступе.
В приемной Сталина. Фото в открытом доступе.

Но хотелось бы остановиться на 76-мм дивизионной пушке 1936 года Ф-22. Это не только его первая пушка, но и первое орудие Советского Союза, полностью разработанное с нуля, а не как результат очередной модернизации дореволюционных пушек Российской империи или копирование зарубежных образцов. На начало войны с Германией в частях РККА их было 3041 штуки, пожалуй, самое большое количество орудий одного типа.

Если говорить честно, то это орудие откровенно не удалось. Оно сразу заработало репутацию откровенно ненадежной и неудобной пушки. И была снята с вооружения всего через три года после начала выпуска. Обычно это относят на счет отсутствия опыта у Грабина и вспоминают пословицу про «первый блин», который обязательно «комом». На самом деле, не все так просто. Разработка была прекрасная, просто ее охолостили.

Исправить все это удалось только в 1939 году, и, увидев пушку Ф-22 УСВ (немного приведенную к первоначальному проекту Ф-22), Сталин назвал ее «абсолютным шедевром» среди существующих артиллерийских систем.

Для того, чтобы профукать абсолютно перспективные и здравые идеи, нужен определенный талант. Им, в полной мере, обладал заместитель наркома по вооружению и боеприпасам Тухачевский. Надо отметить, что сам Грабин в своих мемуарах не пытался переложить вину за неудачную разработку на маршала. Вероятно, сказалось веяние времени, когда Грабин засел за мемуары, из Тухачевского опять начали лепить образ «гениального стратега и великого провидца». Поэтому сам Грабин отзывается о нем весьма мягко, мол, идеи хорошие, только не всегда и не там, где надо.

В.Г. Грабин стал Героем Социалистического Труда. На награждении, 1940 год. Фото в открытом доступе.
В.Г. Грабин стал Героем Социалистического Труда. На награждении, 1940 год. Фото в открытом доступе.

Поклонники Грабина называют его чуть ли не единственным человеком, который осмелился возражать маршалу и пытался с ним спорить, в инициативном порядке разрабатывая свои системы. На самом деле, в ситуации, когда все артиллерийские КБ были брошены на воплощение в жизнь абсолютного бреда маршала, Грабин тоже не стал искать проблем на свою пятую точку, и создал свою версию.

Идеи Тухачевского в области танкостроения всем немного знакомы. И бесполезные монстры вроде Т-35, и маленькие Т-27, и бронированные трактора, которые по приказу, моментально отцепив плуги прямо на пашне, должны были сразу идти в освободительные походы.

Но самым «креативным» было его вмешательство в конструировании артсистем. Лидером по бездарному расходованию средств, считают динамореактивные пушки Курчевского. Но только потому, что трудно оценить его другую глобальную идею: универсальная пушка.

По замыслу, она должна была бить танки, разрушать ДОТы, а в перерывах отстреливать самолеты. Супер гениально! Правда, для такой многофункциональности, пушка не могла обойтись без опорного поддона, который должна была таскать с собой. Чтобы пострелять, его надо было снять и закрепить на грунте, задвинуть на него пушку и вперед. Конгениально!

Грабин сделал обязательный проект «на отвали» и во второй раз сделал действительно приемлемое орудие. Но сработал анекдот, гласящий, что «верблюд, это лошадь, доработанная в соответствии с требованиями заказчика». Поскольку к полной универсальности его принудить не удалось, навредили, как смогли. Убрали все новые решения. Отказались от дульного тормоза, камору заменили на старую, а вместо нового боеприпаса с увеличенной мощностью заряда обязали использовать старый, образца 1902 года, которых (спасибо Романовым) на складах было полно. Главное, угол возвышения менее 75 градусов уменьшить не дали, что значительно усложнило конструкцию. Эту махину, весом под две тонны (на 700 кг больше старой дивизионной пушки) и приняли на вооружение.

Дивизионная пушка Ф-22. Фото в открытом доступе.
Дивизионная пушка Ф-22. Фото в открытом доступе.

В первую же неделю войны немцам удалось захватить почти половину произведенных в предвоенный период пушек Ф-22, порядка полутора тысяч. С вагонами боеприпасов. Кроме того, что часть сразу развернули на 180 градусов (под обозначением 7,62 cm F.K. 296(r)), образцы немедленно отправили на полигон вермахта в Куммерсдорфе.

И тут, немецких конструкторов ждала приятная неожиданность. Они обнаружили в пушке огромные резервы. В принципе, они просто привели ее в соответствие с первоначальным проектом Грабина. В пушках Pak 36(r) и Pak 39(r) немцы перенесли маховики приводов на сторону наводчика, снизили угол возвышения до 18 градусов и убрали ненужный после этого механизм переменного отката. Понизили щит, как и хотел Грабин. Вернули дульный тормоз. Главное, расточили камору (резерв остался) под новый усиленный заряд. И не поленились (складов Имперской России после Первой мировой им не досталось) наладить выпуск боекомплекта с как обычными бронебойными, так и подкалиберными и кумулятивными снарядами.

Приведенная к первоначальному проекту Грабина пушка оказалась великолепной. И тут они реализовали его второй постулат, что танк всего лишь «повозка для пушки». У Грабина уже был опыт установки своей пушки на повозку, это ЗИС-30. Славы не получил, «повозка», то есть тягач «Комсомолец» оказался жидковат. А вот у немцев нашлось сразу две на базе устаревших танков.

Появились противотанковые самоходки Marder II, на шасси танка Pz.II, и Marder III на шасси чешского Pz.38(t). В условиях катастрофической нехватки новой бронетехники и противотанковых пушек, они оказались единственным реальным средством борьбы с Т-34 и КВ. И, в буквальном смысле, выпили немало крови наших танкистов.

⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Повозка для пушки. Реализованная немцами идея Грабина. Фото в открытом доступе.
Повозка для пушки. Реализованная немцами идея Грабина. Фото в открытом доступе.

Да и следующая пушка для самоходок Pak 40 (75-мм), сделана по лекалам Грабина. И в серию ее запустили только после того, как на складах и в частях закончились годные для переделки пушки Ф-22.

Грабин не совсем однозначная фигура. Создав лучшую в мире полевую артиллерию, он был не очень успешен в создании пушек для танков и самоходной артиллерии, как правило, конкурсы выигрывали заводские КБ. Сам неоднократно и несправедливо обиженный, он не брезговал любыми методами для устранения конкурентов. Отчасти на его совести лежит трагедия КБ основного конкурента И.А. Маханова, создателя пушек Л-10 и Л-11, бесконечные разборки с КБ Петрова, задержавшие серийное производство СУ-85, СУ-100 и СУ-152.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы считаете, действительно ли он, несмотря на препоны, выковал оружие победы, как описал в своих мемуарах, либо был жёстким прагматиком, сумевшим после первого успеха растолкать локтями конкурентов?