Прикорм ребенка — одна из самых спорных тем в родительстве. Как вводить прикорм, с какого возраста начинать, какой продукт давать первым, по какой схеме действовать — вопросов много. В этой статье мы расскажем, какие бывают виды прикорма, в чем их особенности и различия, какие бывают риски при неправильном введении прикорма и какой вид прикорма стоит выбрать, чтобы сформировать у ребенка адекватное пищевое поведение.
Педиатрический прикорм
Начнем с самого распространенного вида прикорма, который советуют в 99% поликлиник — педиатрического.
Особенности:
- Прикорм начинается в возрасте 4-6 месяцев;
- Ребенку предлагается пюрированная пища, чаще всего детские пюре в баночках. Классика жанра — кабачок;
- Еду готовят отдельно, меню ребенка на прикорме не имеет ничего общего с рационом взрослых;
- Объемы пищи наращиваются быстро: сегодня 20 гр., завтра — 40 гр., послезавтра — 60 гр. и дальше по нарастающей;
- При вводе продуктов есть определенная последовательность.
Влияние на ГВ:
Педиатрический прикорм заменяет кормления. На первых порах после еды ребенку предлагается грудь, после — пища должна полностью заменять кормления грудью.
Риски:
- Отказ от грудного вскармливания или от прикорма;
- Проблемы с ЖКТ;
- Перекорм ребенка;
- Не учитывается готовность ребенка к прикорму;
- Не учитывается наличие у ребенка пищевого интереса.
Прикорм по ВОЗ
Разновидность прикорма, которую рекомендует Всемирная организация здравоохранения.
Особенности:
- Прикорм начинается в возрасте 6 месяцев;
- Ребенку предлагается пища с семейного стола. До года пищу адаптируют под ребенка — например, блендерят, разминают, пюрируют.
- У прикорма есть определенные объемы, которые следует соблюдать;
- Предпочтение отдается домашней свежеприготовленной еде.
Влияние на ГВ:
Прикорм по ВОЗ не заменяет кормления. ГВ и прикорм существуют как бы параллельно друг с другом и не влияют друг на друга.
Риски:
- Перекорм ребенка;
- Проблемы с ЖКТ.
Самоприкорм
Вид прикорма, который в последнее время набирает популярность. Вы могли встречать его примеры под аббревиатурой BLW (baby-led weaning).
Особенности:
- Прикорм начинается с самостоятельного сидения ребенка;
- Ведущая роль при организации прикорма отдается ребенку: мама предлагает продукты на выбор, ребенок сам решает, что он будет есть;
- Ребенок самостоятельно справляется с продуктом, без помощи мамы;
- Продукты нарезаются определенным образом;
- Ребенок сам контролирует объемы пищи;
- Поощряется игра с едой.
Влияние на ГВ:
Самоприкорм не заменяет кормления грудью.
Риски:
- Не учитывается физиология ребенка;
- Большой риск подавиться;
- Проблемы с ЖКТ;
- Проблемы с поведением за столом.
Естественный прикорм
Не самый распространенный вид прикорма на стыке самоприкорма и педагогического прикорма.
Особенности:
- Прикорм начинается с 6 месяцев;
- Ребенку предлагается адаптированная пища с семейного стола, начинают с пюре;
- Есть предпочтительный список продуктов для введения прикорма;
- Поощряются игры с едой в пределах разумного;
- В начале принципы схожи с педагогическим прикормом, с 8-9 месяцев — с самоприкормом.
Влияние на ГВ:
Естественный прикорм не заменяет кормления грудью.
Риски:
- Проблемы с ЖКТ;
- Проблемы с поведением за столом.
Педагогический прикорм
Педагогический прикорм — это единственный вид прикорма, который мы рекомендуем вводить ребенку.
Особенности:
- Прикорм начинается, когда у ребенка появляется пищевой интерес (с 5,5-7 месяцев, не раньше);
- Цель прикорма — познакомить ребенка с пищей, семейными принципами поведения за столом, научить здоровому пищевому поведению;
- Ребенка знакомят с разными вкусами и текстурой продуктов;
- Ребенку прививается ценность еды, поощряется изучение продуктов, но не игра с ними;
- Ребенку предлагается еда с общего стола;
- Объемы пищи контролирует мама, прикорм начинается с введения микродоз.
Влияние на ГВ:
Педагогический прикорм не заменяет кормления.
Риски:
При правильном введении педагогического прикорма какие-либо риски отсутствуют.
Итак, мы рассмотрели основные виды прикорма, их особенности и риски. Скажем прямо: проще сразу вводить прикорм правильно, досконально изучив информацию, чем позже исправлять проблемы. В концепции естественного ухода мы рекомендуем только педагогический прикорм. Как правильно ввести прикорм, когда вводить прикорм, мы рассказываем в наших курсах и лекциях, а также на личных консультациях.