В наши дни история очень непредсказуема и спорна, если смотреть на неё как на науку. Виктор Астафьев в автобиографичном рассказе "Фотография на которой меня нет" показал народную историю, связь которой держится на передачи из поколения в поколение.
Рассказ замечателен тем, что он полностью отличается от нашего скоротечного времени. Жизнь в расскзе спокойная, умеренная и обдуманная, не смотря на пережитык потрясения.
Великое событие, в деревню приезжает фотограф, это заслуга учителей, которые учавствовали в жизни деревни больше чем жители. Ребята распределили по своему, кто где будет стоять на ыотографии.
Получалось не очень гладко. В первых рядах будут конечно отличники, средние по середине, а им двоечникам, такое место дадут, что и на фотографии их не видно будет. Чтобы класс не позорили.
Сами придумали, сами пытались исправить дело дракой, не получилось, и отправились кататься на санках с крутого места, пар выпускать, удаль свою показывать.
Дальше была расплата за удаль, мальчик болел ревматизмом и в острой фазе не мог ходить. Боли были сильные, по ночам мальчик кричал на весь дом. Бабушка делала всё, что могла, для облегчения болей.
В борьбе с болезнью шли все методы от крика и обвинения мальчика во всех тяжких до молитв Богу о милости к отроку. День фотографирования настал, все пришли в лучшем, что было дома.
Зашёл лучший друг за мальчиком, чтобы идти фотографироваться. Увидев друга в плачевном состоянии, тоже отказался идти, решил поддержать товарища. Как его не уговаривали, что это может раз в жизни, дружба оказалась дороже.
Фотография делала на фоне школы. Школа располагалась в доме деда заболевшего мальчика. Забрали её при раскулачивнии. Раскулачивание проходило жестоко в тех краях.
Выгонялись все неугодные активистам и их пособникам, а дома раздавались кому попало. Люди не чужие друг другу. Так люди сначала размещали у себя детей и женщин раскулаченных.
В итоге в избах жили по две - три семьи, всякое между ними было. Раскулаченным приходилось выкупать свои вещи у новых жильцов. С деньгами помогали древенские с которыми жили.
Новосёлы вели себя безрассудно. Вместо дров в печке сжигали сараи, которые считали ненужными, террасы и амбары, построенные не своими руками. Потом когда дом приходил в негодность, переселялись в следующий.
Мальчика навестил учитель и фотографию общую принёс. К учителю в деревне относились с уважением. Учитель был отцом деревни. Всегда со всеми вежливо общался, со всеми был на равне, всегда помогал всем, а как он рассказывал....
Все дети стремились ранение держать на учителя, знания для них были великой силой, это учитель доказывал не раз. Сначала писали на подоконниках однм карандашом на весь класс.
Затем учитель достал больше карандашей и пару учебников. Занимались все и уходить никто не хотел, жадно впитывали знания. Учитель собрал вторсырьё сдал его в городе и на вырученные деньги закупил учебники, тетрадки и карандаши.
Теперь получалось по одному учебнику на семью. Деревенские в долгу не оставались. То крынку с молоком у учителя дома забудут, то пирог оставят, то с малышом помогут, то одежду, валенки тайком починят, то дров сухих натаскают....
Так и живёт настоящая народная история передаваясь из поколения в поколение, от старых к малым. Историю с научной точки зрения переписатьлегко и до правды не докопаешься.
Народную историю переписать невозможно, её можно только уничтожить разорвав связь между поколениями.