Многие дети в школе сталкиваются с проблемой проверки безударной гласной буквы. Чаще всего это происходит потому что учитель даёт лишь одно единственное правило : "
Но как это сделать? У детей возникает затруднение.
Давайте же разберём способы проверки безударной гласной более подробно.
1) ОДИН - МНОГО
Что это значит? Дано слово в единственном числе, например:
Лиса, трава, волна. Первое что дети должны сделать, поставить в словах ударение: лисА, травА, волнА. Подчеркнуть безударные гласные, после чего просим изменить данные слова так, чтобы их стало много:
Видим, что наши безударные гласные, стали ударными. Слова проверены.
2) МНОГО - ОДИН
Аналогично можно поступить со словами во множественном числе. Например:
СтолбЫ, парусА, глазА. Точно также ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные. Изменяем слово по принципу: много - один.
Наблюдаем за тем, как наша гласная стала ударной. Слова проверены.
3) БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ , МАЛЕНЬКИЙ- БОЛЬШОЙ
Нам даны слова:
ковЁр , площАдка. Как и в предыдущих случаях мы поставили ударение, нашли безударные гласные. Спрашиваем у детей про первое слово :
- ковЁр - он большой или маленький?
- большой.
- а можем ли мы изменить слово так, чтобы оно стало маленьким?
- да
- давайте попробуем
- ковЁр - коврик
- что произошло с безударной гласной?
- она стоит под ударением.
Тоже самое делаем со словом площадка.
К этому же способу можно присоединить уменьшительно-ласкательные слова. Например: лисА-лИсонька.
4) Провка словом, отвечающим на вопросы: что? кто?
Часто, особенно во втором классе, детям встречается имя прилагательное с безударной гласной в корне, но если дети ещё не знают что такое части речи, то они называют это слово "признак предмета".
Например:
ГрибнОй , смешнОй.
Самый простой способ спросить у детей, например: ГрибнОй суп. Это суп который сварен из чего? Логично, что кто-то ответит: из грибов. Здесь же дополняем: отлично👍 , а слово гриб отвечает на какой вопрос? Что. Какой способ проверки мы нашли? Измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что. Обращаем внимание на второе слово: смешной. Спрашиваем у детей: что? Хором ответят смех.
Итак, вот мы и разобрали четыре способа проверки безударной гласной буквы. Обращаю Ваше внимание, это далеко не все способы проверки, но их, чаще всего используют в начальной школе на ранних этапах изучения правила.
Спасибо за прочтение. Надеюсь материал Вам пригодится 👩🏼🏫