Люди, наделённые ясным умом и находящиеся в сознании, обычно мучаются оттого, что в их прошлом есть нечто, чего уже не изменить. Это может быть роковая ошибка, подлый поступок, гнусное предательство, нечеловеческая жестокость, распутная жизнь.
Что они делают, чтобы это исправить, переживают ли о содеянном? Увы, не всегда, многие из них спокойно живут и дальше, не оглядываясь назад и уверенно смотря в будущее. Но оно для них может и не настать. Ведь по той системе, в которой эти люди существуют, они уже не проект, и будущее для них закрыто. Причём не только при жизни, но и после неё.
О человеческом выборе, о жизни после жизни, об оснащении ада и его палачах узнаем сегодня из одноактной трагической пьесы-фарса Жана-Поля Сарта "За закрытыми дверями" (1943).
Журналист Гарсен, светская красавица Эстель и сотрудница почты Инес после смерти оказываются в закрытом помещении - аду.
Очевидно, было за что:
- газетчик пять лет нещадно издевался над своей женой, приводил в дом женщин и развлекался с ними в соседней спальне. Он вообще вёл себя как трус. Гарсен выпускал политическую газету, но когда его страна вступила в реальные боевые действия, патриот трусливо бежал, но был пойман и расстрелян;
- красотка Эстель совсем юной девушкой вышла замуж за богатого старца, но ребёнка родила от молодого любовника, а затем утопила этого младенца, после чего её любовник покончил с собой. Эстель же, насколько она понимает, умерла от пневмонии;
- почтальонша Инес отбила у своего двоюродного брата его возлюбленную, этот несчастный с горя покончил с собой, бросившись под трамвай, ну а та самая девушка от стыда и отчаянья отравила газом себя и Инес, когда они ночью спали в одной постели.
Да, компания несимпатичная, но, согласитесь, не самая плохая. Не террористы, не насильники, не маньяки, не педофилы. При этом никто из них ни о чём из содеянного не жалеет. Все трое прекрасно понимают где они находятся и готовятся к худшему: кипящим котлам, испанскому сапогу, осиновому колу и прочим адским гаджетам. Но ничего похожего здесь и близко нет. Комната самой обычной меблировки, без зеркал, но с диванами. Из всех телесных страданий есть только лёгкая жара. Где-то за дверью присутствует коридорный, но он абсолютно не активен, не гостиница же здесь, право.
Каждый из присутствующих норовит выведать у соседей по комнате за что они здесь оказались, но сам при этом старается скрыть правду о себе. Сначала каждый выдаёт на суд компании небольшой кусочек правды и получает в ответ ровно такую же порцию от своих соседей по аду. И вроде бы никто из них никого не осуждает и даже относится с пониманием. Но вскоре ребята по очереди начинают выводить друг друга на полную искренность, и тут уж только держи себя в руках - так они негодуют. Чужая правда, как и чужое желание её скрыть, всегда кажутся страшнее собственных.
Изрядно поругавшись, герои начинают понимать, что их адские мучения как раз-таки и заключаются в этой взаимной пытке друг другом. Хуже всего, что отныне они не могут ни разъехаться, ни поубивать друг друга, так как они уже мертвы. И такая "пытка ближним" будет теперь для каждого из них длиться вечно.
Все трое на какое-то время остаются способными видеть происходящее на земле. Они наблюдают свои похороны, поминки и гражданские панихиды, устроенные коллегами. И им далеко не всё нравится. Оплакивающие их люди могли бы и посильнее плакать. Да и освободившуюся квартиру можно было не так сразу сдавать. Только несчастная вдова Гарсена ведёт себя подобающе - она вскоре умирает, не пережив разлуку с мучившим её любимым тираном... Когда события и ритуалы, связанные со смертью этих троих исчерпывают себя, они теряют способность видеть земную жизнь.
По ходу действия пьесы герои узнают о прошлой жизни друг друга, их образы встают перед ними в красках и эти покойники становятся связаны между собой крепче, чем живые. И даже когда дверь на момент открывается и у Гарсена появляется возможность выйти в коридор, то он остаётся, понимая, что не в силах повлиять на уже прошедшую и закончившуюся жизнь. В своём живом прошлом они все проявили себя далеко не лучшим образом, и теперь становятся друг другу обличителями и судьями.
Когда попытка Эстель представить, что она находится здесь "по ошибке" провалилась, она решает забыться и развеяться, стараясь соблазнить Гарсена. Близость с мужчиной ей всегда помогала расслабиться. Но у парочки ничего не выходит, потому что им никак не избавиться от присутствия Инес, которая, в свою очередь, сама предлагает любовь Эстель, но та её отвергает. По замыслу адской канцелярии все персонажи оказываются зависимыми друг от друга.
Итак, ад по Сартру - это не пытки, не запах серы и не не черти с вилами у кипящих котлов. Ад - это сами люди, легко и просто становящиеся палачами друг друга. Ад - это осознание необратимости содеянного, когда попавшие туда пытаются избежать это осознание, но в силу присутствия рядом других людей это невозможно. Ведь ад - это другие люди.
Такой вот ад по Сартру. Довольно необычное видение для экзистенциалиста, правда?
Захотите узнать подробности - буду рада порекомендовать вам эту пьесу только с лучшей стороны. Мало того, что она у Сартра самая репертуарная, так она ещё, кажется, и самая экранизируемая. Выбирайте вариант по вкусу и знакомьтесь с творчеством философа.
Я же могу вам посоветовать аудиоспектакль (01.53) "За закрытыми дверями" для передачи «Театр у микрофона» Всесоюзного радио (1991).
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, изучайте философию и оставайтесь на О!СЮЖЕТ.