Найти тему
ВЦИОМ

Общественные институты и их влияние: мониторинг

Оглавление

Институты

Больше всего за последние 20 лет выросла общественная значимость вооруженных сил. Россияне в среднем оценили их роль на 4,65 балла из пяти возможных, тогда как в 2003 году показатель составлял 3,35 балла (+1,3 балла).

На втором месте по значимости расположился Интернет. Два десятилетия назад доступ к интернету дома или на работе имели 16% населения. В настоящее время его роль в жизни российского общества граждане оценивают выше среднего — на 4,43 балла.

За интернетом следуют традиционные СМИ – газеты, радио и телевидение (3,82 балла). Несмотря на изменение общего медиаландшафта в пользу интернета и практик гибридного медиапотребления, их влиятельность несколько выросла в представлениях россиян – в 2003 году показатель был равен 3,55 балла.

Влияние церкви, религиозных организаций на российское общество граждане в среднем оценили на 3,42 балла, прирост составил 0,63 балла (в 2003 году – 2,79 балла). Замыкают пятерку влиятельных институтов политические партии (2,99 балла, + 0,39 балла с 2003 г.)

Группы влияния

В 2003 году самыми влиятельными россияне считали экономическую и бизнес-элиту – олигархов, банкиров и финансистов (3,74 балла), сегодня этот рейтинг возглавляют губернаторы и директора крупных промышленных предприятий (3,39 и 3,38 балла соответственно). Оценки влиятельности «промышленников» за 20 лет несколько выросли (+0,26 балла), чего нельзя сказать об оценках влиятельности олигархов (-0,77 балла, в 2023 г. – 2,97 балла).

Мнение граждан о роли интеллигенции в жизни российского общества за два десятилетия почти не изменилось – показатель составил 2,57 баллов из 5 (в 2003 г. – 2,45 балла).