О том, что запасы на черный день делают многие млекопитающие не для кого не секрет. Причем не только грызуны, но и хищники. А вот умеют ли что припрятывать птицы известно не всем. Оказывается, умеют и некоторые делают это весьма специфическим способом.
Например, сорокопут. Может доводилось вам встретить наколотых на шипы некоторых кустов, например, боярышника, или просто на острой веточке дерева больших жуков, ящериц, лягушек, мышей или даже мелких птичек. Причем жертва часто бывает заготовлена целиком, или съедена всего лишь наполовину. У мелких птичек и вовсе бывает расклевана только голова. Хоть и относятся эти птички к воробьиным, но повадки у них прямо-таки хищнические. Причем сорокопуты не знают меры и продолжают ловить и убивать свои жертвы даже тогда, когда уже бывают сыты.
У нас и вовсе был случай, когда серый сорокопут заготавливал таких, казалось бы, неуловимых зверьков, как ласки. Переловив и развесив на кустах почти весь выводок.
Разумеется, когда корма не хватает, сорокопут пользуется своими запасами, съедая даже засохших грызунов практически полностью. Ну и конечно, его запасами не преминут воспользоваться и другие животные, как бывает почти со всеми хищниками, запасы которых поедают не всегда они сами.
Конечно запасают корма и почти все врановые. Рассовывая и припрятывая найденный корм в самые укромные места. Такие интеллектуалы как вороны и вОроны прекрасно помнят места своих кладовых и не преминут ими воспользоваться в нужную минуту. ВОроны так и вовсе проявляют в затаривании запасов редкостную хитрость. Набивают полный клюв добычи, а потом долго изучают окружающую обстановку, прежде чем полететь куда-то и припрятать то что нашли. Особенно внимательно следят они за своими собратьями, чтобы не дай Бог они не проследили куда будет отнесен припас и не разграбили кладовую.
Запасают корма кедровки и сойки. Пряча в мох и лесную подстилку желуди и орехи. Что-то они находят и съедают сами, но большая часть их припасов достается грызунам. Ну а что не съели за зиму зверьки, прорастает, чем эти птицы способствуют возобновлению лесов.
Рядом с нами никогда не росли дубы, но благодаря работе соек, которые неизвестно откуда натаскали желудей, в соседнем с нами лесу, состоящего в основном из берез, ольхи и осины, теперь полно молодых дубков, и мы даже подумываем, не заложить ли нам из них дубраву вокруг Центра.
Из хищных птиц делают запасы, например, мелкие соколки – пустельга, кобчик. Запрятывая лишних грызунов в развилки деревьев, а в населенных пунктах и вовсе используя деревянные фонарные столбы. В случае плохой охоты всегда есть чем перекусить перед сном.
Пустельги и кобчики в период начала гнездования еще натаскивают и на гнездо большое количество грызунов, чем и привлекают самок. Вон мол я какой домовитый и ловкий, выходи за меня за муж!
И конечно большие запасы корма делают совы, и прежде всего сычи, особенно воробьиные. Сам маленький, но весьма прожорливый, поэтому и корм должен быть у него всегда под рукой, вернее под ногами. В плохую погоду, когда птичку или грызуна поймать сложно, сыч берет заготовленную замороженную добычу и отогревает ее своим теплом. Также поступают и другие совы, зимующие у нас.
И именно поэтому не выживают в средней полосе России совы южные. Не могут ни сипухи, ни болотные совы запасти и отогреть в зимние морозы добычу, а значит случись долгий период снегопадов и метелей и птицам этим не выжить, разве что зима выдастся теплой и бесснежной.
Так что хотя и нет в природе магазинов, но склады и «подвалы», набитые кормами, имеются.