Найти тему
Юркины рассказы

Бег по кругу

Есть же решительные люди: пообещал-выполнил, сказал-отрезал, ушел и не вернулся... С первым у меня вроде получается, пообещал-сделаю, пусть и себе во вред - дело чести, так сказать. А вот с принятием правильных и окончательных решений как-то сложно. Поэтому уходил по нескольку раз и возвращался назад, потупив глаза...

Подумалось, что именно эта картинка подходит про мои метания:)))                                      Из открытых интернет-ресурсов
Подумалось, что именно эта картинка подходит про мои метания:))) Из открытых интернет-ресурсов

После забастовки получили мы свои задолженности по зарплате, но без индексации. Но всё это не решало проблему в целом. Где гарантии, что в следующем месяце не будет задержек? Проблемы в стране нарастали как снежный ком, экономика завалилась на бок и уже дрыгала лапками.

Кто тогда думал об учителях... Тем более за долгие годы все привыкли, что образование и культура всегда финансировались по остаточному принципу. Надо было что то делать. Как это у Ильфа и Петрова? – «Спасение утопающих – дело самих утопающих!».

Стали думать и мы (представители стачкома), как школа может сама начать зарабатывать деньги, ведь именно к этому нас призывал молодой креативный представитель РОНО: хватит просить у государства подачки, научитесь сами зарабатывать, теперь у нас в стране свобода предпринимательства, экономический либерализм, вот и пользуйтесь.

Профком внял новомодным советам и на очередном собрании решили: сдавать в аренду школьный тир (к тому времени в школе отменили НВП), выращивать на продажу рассаду в школьной теплице, организовать платные занятия в вечернее время, в идеале - разработать свою, новаторскую программу и реорганизовать нашу школу в частную.

Все вырученные деньги от такого «предпринимательства» пустить на премии и дополнительные выплаты учителям.

Всё это, конечно, выполнимо и сейчас вполне легально практикуется в школах, а тогда посчитали наглостью. И не разрешили. Более того, нашлись «добрые люди», донесли куда следует об этих задумках. В школу, как снег на голову, неожиданно заявилась проверка ОБЛОНО и ГОРОНО. Хорошо, что у нас все было пока на уровне разговоров. Проверяющие ничего не нашли, но директора строго предупредили.

И тут уж мне совсем стало понятно, что школа – это гиблое место. Кое-как доработал год. Теперь большой летний отпуск совсем не радовал. Не до отдыха тут. Надо где-то подрабатывать на жизнь.

Помог физрук. Один из знакомых предложил ему летом поработать на стройке в частной строительной фирме. Он решил позвать меня в напарники. Более непонятной и мутной работы я в жизни не встречал. На территории уже проданного завода (под какие-то склады) надо было отремонтировать огромное помещение цеха. Ни инструментов, ни строительных материалов, ни одежды, вообще ничего не дали. Надо было самим как-то все это раздобыть на территории этого же завода (по
сути украсть, ведь на ком-то это все числилось?), притащить в цех, самим соорудить строительные леса и самим все отремонтировать.

Хотите – работайте целый день, хотите – пару часов, дело ваше. Ни сроков, ни требований, ни даже конкретных задач. Оплата после принятия объекта (причем сумма даже не называлась, что сразу мне не понравилось). Вопросов была куча, но только никто ответить на них не мог - не было никаких старших над нашей разношерстной бригадой, где ни одного профессионального строителя.

Проработав неделю и окончательно поняв, что дело мутное, я ушел. Физрук остался. Ему было неудобно перед своим знакомым. Позже я узнал, что ему так и не заплатили.

В поисках заработка я пытался устроиться в торговый дом продавцом, потом в частную академию преподавателем. Но везде почему-то отказывали. А время шло, скоро новый учебный год. В школу возвращаться уже не хотел, не выходил из головы разговор с директором.

Куда податься несчастному учителю? И я решил вернуться на завод. Вначале думал, что поработаю остаток лета, чтобы за отпуск что-то подзаработать, а потом окончательно решу: посмотрю, как меня мужики встретят. Если назад "примут", особенно Коля (мой наставник), то уйду из школы навсегда.

В отделе кадров обрадовались, что я модельщик 4-го разряда и сразу взяли в цех. Работу я знал, да и модели мне давали поначалу самые простые. Мужики только беззлобно посмеивались, видя мои метания по жизни. Да что мне их подколки, мне с ними детей не растить, тут самому выживать надо. Так доработал до середины августа и понял, что обратно в школу уже не хочу. Я был уверен, что это окончательно и бесповоротно.

Позвонил директору и сообщил о принятом решении. Он не стал меня уговаривать, и мы расстались без всяких обид. Я думаю, он даже с облегчением выдохнул, ведь от меня в школе одни проблемы были...

Однако и на заводе к тому времени дела обстояли не лучше. Все-таки в одну и ту же реку дважды не войти...

Повсюду шла приватизация. Предприятия банкротились и все распродавалось. Рвались производственные связи, заказов становилось все меньше, на заводе тоже начались задержки с зарплатой. Нам что-то объясняли и обещали. Завод стал акционерным обществом, всем раздали какие-то бумажки-акции, в миг очутившиеся в карманах "управленцев"-воротил. Кто-то их продал за бесценок, кто-то на бутылку обменял. Ни один работяга не выиграл от приватизации. Разорили и загубили самый крупный и перспективный машиностроительный завод в городе!

Так как я был модельщик невысокого разряда, то и зарплата у меня была небольшая. Конечно, больше чем в школе, но для тех времен (1993г.) уже невысокая. Тогда люди в поисках заработка работали на двух, а то и на трех работах. Похоже, это становилось нормой, чтобы выжить.

А тут жена сообщила, что им в школу требуется временно историк. Ушел молодой парень, тоже не выдержал тягот школьной жизни. Ушел прямо посреди учебного года, заменить неким (полставки разобрали местные историки, остальные полставки так и не пристроили).

Решение родилось мгновенно. А почему бы и не подработать? Школа рядом с домом, работу я знаю, навыки еще не растратил. Тем более, что теперь к учительству я уже относился спокойно, без излишнего рвения и лишних эмоций, будто что-то перегорело внутри.

Я договорился с начцеха, что на заводе буду работать только во вторую смену. А в первую шел в школу преподавать, благо всего полставки и в пятых классах (Древний мир-мой любимый период!).

Теперь и я работал на двух работах: с утра до обеда в школе, а после обеда и до 22:00 на заводе. Я был горд и уверен в себе. Мужик!!!