Найти тему

В традициях не место фальши: эксперт рассказала, как отличить настоящий оренбургский пуховый платок от подделки

    Ирина Бушухина - настоящий хранитель оренбургского пухового платка
Ирина Бушухина - настоящий хранитель оренбургского пухового платка

В Оренбурге разгорается очередной скандал с контрафактными пуховыми платками. Люди стали жаловаться на аллергию после покупки яркого палантина в одном из городских магазинов - обладателей оригинального товарного знака.

Не так давно контрафакт продавали на онлайн-площадках и дело даже дошло до Арбитражного суда. Чтобы защитить себя, ответственные производители официально получили право торговать настоящим платком. Однако все ли сохраняют эти договоренности?

«Комсомолка» тоже приобрела такой кричащий палантин, в магазине, позиционирующем себя еще и как музей, для эксперимента, и инициировала своей журналистское расследование. Стоимость его намного ниже классических белых или серых паутинок.

Первым делом за комментарием и профессиональной оценкой мы обратились к эксперту, искусствоведу, заведующей галереей «Оренбургский пуховый платок» Ирине Бушухиной.

- Это не наш платок, - сказала Ирина Владимировна, едва достали его из пакета. - Это так называемый узбекский платок, машинная вязка. Сделали его в Азии, никак не в Оренбурге. Там есть целый город, который занимается таким производством. В теории - это тоже козий пух, носить его можно. Но к традиционному оренбургскому он не имеет никакого отношения.

- Ирина Владимировна, а как отличить настоящий бренд от контрафакта?

- Есть целый ряд критериев. Это изделия только из козьего пуха. Второе - цвет. Настоящий платок - белый, в оттенках вплоть до «топленого молока», или серый - тут оттенков больше - от черного до серебристого. Вязать темный платок сложнее, потому что петли видно хуже. Поэтому он ценится больше и стоит дороже. Обработка пуха должна быть очень тщательной - убраны ости, прочес хороший. Паутинка вяжется с вплетением шелковой нитки. Но сначала сучится шерстяная, а потом вокруг нее обматывает шелковая. Если наоборот - это уже нарушение технологии. Шаль - более плотная и теплая - вяжется с хлопковой ниткой.

- Что касается рисунка. Узоры ведь что-то означают?

- Полотно платка должно быть симметричным. Размер петель выбирается оправданный - он не должен быть похожим на «сеть». Есть даже так называемое бисерное «плетение», когда петли очень и очень маленькие. Платок должен быть выполнен в традициях оренбургского пуховязания: традиционный тип композиции, наличие всех частей композиции, гармония и порядок составляющих декоративное поле, использование традиционных узоров и мотивов. Это все лишь часть признаков, но они помогут определить, настоящий ли платок перед вами, даже новичку.

- Да, уже как минимум трем критериям наша покупка не соответствует - петли огромные, композиция не соответствует, да и нитка «мохрится»...

- У оренбургского пухового платка есть определенные типовые композиции, которые насыщаются узорами, собранными веками. Это традиционное искусство, потомственное наследие, которое передаются из поколения в поколение. Это отработано веками.

Вы посмотрите на тех, кто вяжет платки - они же даже не смотрят на спицы. Это все в голове, потому что это система, из которой убрали все лишнее. И потом ты поражаешься этому ажуру. Есть вариации в типовых композициях, и поэтому каждый платок не похож на другой.

Эти же традиции легли в основу и фабричного производства, единственного нашего крупного производителя. Это отработанное столетиями «лицо». А «самодеятельность», которая проникает, к сожалению, даже на полки магазинов, уничтожает эту стилистику, размывает сам промысел, его уникальность. Конечно, с контрафактом надо бороться, это серьезная опасность.

- Ирина Владимировна, чисто потребительский вопрос - для чего мне покупать именно оренбургский платок, когда аналоги намного дешевле?

- Женщины носили оренбургский платок на протяжении столетий. Его любили и в императорской семье, и разночинцы, и крестьянская Русь. В середине 20 века его носили инженеры, учителя, молодые девушки, пожилые. Детей кутали в платок. Красивый, он был дополнением образа для похода в театр или на концерт. Это просто многовековая любовь к народной красоте, которая была придумана степными женщинами.

К суррогату не может быть любви столетиями.

- Почему же тогда появился контрафакт?

- Для кого-то это, простите, не ценности и традиции, а просто бизнес. Да, с промыслом ситуация сложная, то, что сделали с ним в 1990-е - просто преступление. Но ведь кто-то возрождает по крохам, а кто-то покупает узбекское по 300 рублей и продает как оригинал. Но сохранить традиции можно только без фальши.

- Сколько же стоит настоящий оренбургский платок? Этот мы купили в магазине за 1600 рублей, с брендовой биркой. Такой же в уличном киоске - 800 рублей.

- Ну это безобразие. Я даже комментировать не хочу. Как ручная вязка или проверенное фабричное производство может быть таким дешевым? Ведь это очень долгий и трудоемкий процесс. Вязальщицы сами обрабатывают пух, сами его прядут, у нас есть специальные тонкие оренбургские веретена. Затем вяжут, и это не один день работы. Конечно, кому-то деньги срочно нужны, и он продаст платок за 3 тысячи рублей. А у кого-то есть возможность подождать и продать свое изделие за 25 тысяч. Но если цена подозрительно низкая, и, опять же, он не соответствует хотя бы одному критерию - задумайтесь, действительно ли перед вами настоящий оренбургский пуховый платок.

Дальше с этим платком мы отправимся в Роспотребнадзор, в надежде получить еще и заключение контролирующих качество любого товара органов.

Автор: Юлия ДУБЕНКО