Найти тему

Франшиза: что это такое и зачем нужна в бизнесе?

Часто, владеющие крупным бизнесом люди и имеющие несколько филиалов, часть своих обязанностей поручают, нанимая себе в каждый филиал заместителей. Деятельность такая и легла в основу системы франшизы.

Часто, владеющие крупным бизнесом люди и имеющие несколько филиалов, часть своих обязанностей поручают, нанимая себе в каждый филиал заместителей. Деятельность такая и легла в основу системы франшизы. Мы подробно расскажем в этой статье всё о франшизе, что это такое и зачем нужна она в бизнесе.

1. Как запустить свою франшизу

Всегда сложно начинать свой бизнес с нуля. Будет намного легче, если есть опыт и знания в выбранной сфере, налаженные связи с поставщиками и потенциальными покупателями. Стартапер может при отсутствии опыта купить франшизу и готовую бизнес-модель получить, рассчитанный бизнес-план для своего региона, рекламную поддержку и другие преференции.

1) Что такое франшиза простыми словами

Франшиза, если говорить простыми словами – это разрешение вести бизнес под торговым знаком известного бренда, при этом брать за основу его правила, политику работы и ведение документации. Такое разрешение, как правило платное и при покупке пакетом документов оформляется. То есть, Вы решаете под руководством известного бренда открыть интернет-магазин книг, то необходимо будет выкупить соответственно и него это право.

На франшизе начать бизнес возможно, только если заплатить единоразовый взнос на право торговать под товарным знаком бренда, с которым заключается контракт. Но сказать стоит, что компания будет взимать своеобразный налог за это разрешение, который называется пай. Его размер зависит от суммы прибыли и высчитывается процентами.

Что такое франшиза

Франшиза простыми словами – это соглашение сторон, при котором одна сторона передает другой право пользования готовой моделью успешного бизнеса. Франчайзер – это сторона, передающая модель, технологии, право пользование товарным знаком. Франчайзи – предприниматель или компания, приобретающая такие права. То есть, готовый бизнес с рассчитанной прибыльностью и окупаемостью покупает франчайзи у франчайзера.

Очень популярен такой вид сотрудничества, т. к. начинающий бизнесмен может купить не только отлаженную бизнес-модель, но и право вести коммерческую деятельность под узнаваемым брендом. Чем торговая марка популярнее, тем требования выше, которые выдвигает франчайзер к франчайзи.

Например, компания «МакДональдс», которая запустила первую франшизу еще в 1955 году, выдвигает к своим партнерам такие требования: первоначальные инвестиции – от $ 500 000 (эти средства необходимы для открытия ресторана быстрого питания), паушальный взнос – $ 45 000, рекламные отчисления – 4 %, обязательное обучение персонала.

Бизнес франшиза: что это такое

С понятием «франшиза» разобрались, теперь разберёмся, что такое бизнес франшиза. По сути, бизнес франшиза – это и есть процесс приобретения прав на ведение бизнеса под известной торговой маркой. То есть не нужно «ломать» голову о том, каким бизнесом заняться с минимальными вложениями, а просто, грубо говоря, выкупить готовый бизнес со всеми его правилами, инструкциями, также бизнес-планом развития корпорации.

2) Пояснения основных терминов в сфере франчайзинга

  • Лицензия – применительно к франшизе, этот термин обозначает разрешение на пользование торговой маркой, бизнес-моделью и технологиями франчайзера.
  • Ноу-хау – секретная информация о бизнесе. Это могут быть технологии, бизнес-процессы, другая коммерческая информация, которой владеет только фирма-франчайзер.
  • Паушальный взнос – одноразовый платеж, который отдается франчайзеру за право пользования раскрученным брендом. Чем выше популярность ТМ, тем выше паушальных взнос. Может отсутствовать.
  • Роялти – регулярные выплаты, которые франчайзи оплачивает головной компании за право пользования брендом.
  • Рекламные отчисления – чаще всего, это фиксированный платеж, который головная компания собирает со своих франчайзи. Этот сбор присутствует, если франчайзер периодически запускает крупные рекламные кампании на национальном уровне (на телеканалах, по радио и др.).
  • Срок окупаемости – время, за которое все первоначальные инвестиции окупаются. Обязательно рассчитывается для каждого проекта, с учетом планируемых вложений, доходов и текущих расходов компании.
  • Рентабельность инвестиций или ROI (return on investment). Процентное соотношение, показывающее доходность или убыточность капиталовложения. Рассчитывается, как соотношение разницы между доходами и расходами к расходам.

3) Виды франшиз

1. Классическая. Самый популярный вариант, при котором вносится паушальный взнос, есть регулярные отчисления. В такой модели франчайзер контролирует процессы ведения бизнеса франчайзи, все это подписывается в лицензионном договоре.

2. Свободная. В таком формате франчайзи имеет больше свободы действий. Он работает под торговой маркой франчайзера, но строит бизнес по своему усмотрению.

3. Импортозамещающие. Вид коммерческой концессии, при которой покупаются зарубежных технологий производства.

4. «Серебряная франшиза». Это продажа бизнеса «под ключ», при которой собственник бренда самостоятельно открывает представительство в другом регионе, отлаживает все бизнес-процессы, а потом продает его.

5. Бизнес в аренду. Этот формат также предусматривает создание готового бизнеса в определенном регионе. Но потом франчайзер не продает его, а сдает в аренду за фиксированную ежемесячную оплату.

6. «Золотая франшиза». Покупка монопольных прав на бренд в своем регионе. Франчайзи получает не только право работать под известной торговой маркой и готовую модель бизнеса, но и право единоличного представления ТМ в своем регионе.

Виды франшизы: определения и основные различия

Каждый предприниматель, решивший присмотреться повнимательнее к франчайзинговой деятельности, должен в первую очередь знать, что франчайзинг не сводиться лишь к передаче прав на торговую марку от одного лица к другому. Дело в том, что существует несколько видов франшизы, которые существенно отличаются одна от другой. Безусловно, все мельчайшие детали передачи прав на франшизу выписываются во франчайзинговом договоре, который, собственно говоря, и регулирует взаимоотношения между франчазером и франчайзи. Давайте рассмотрим существующие виды франшиз, их различие и попробуем выделить главные преимущества и недостатки каждой. И так, франшизы условно можно разделить на такие виды.

7. Товарная франшиза. По-другому ее еще называют франчайзинг продукта или еще проще - перепродажа товаров. Суть бизнеса довольно проста. Франчайзи обязан продавать продукцию той торговой марки, которую производит франчайзер. Последний должен заботиться и о рекламе, и о ценах, и о качестве товара. Расходы франчайзи в данном случаи невысоки и, как правило, сводятся к обязательному наличию торгового зала, подбора персонала и правильной расстановки товара. К минуса можно отнести следующие моменты: низкая рентабельность (не думайте, что франчайзер специально для вас сделает низкие закупочные цены), довольно жесткие рамки по закупке товара (ведь франчайзеру выгодно, чтобы вы закупали как можно больше товара и в договоре будет обязательно прописана минимальная партия товара, которую обязан купить франчайзи), отсутствие гарантии объема продаж (все, конечно, зависит от востребованности бренда, но далеко не факт, что возле вашей кассы всегда будет стоять очередь).

8. Производственная франшиза. Название говорит само за себя - франчайзи получает право не только продавать брендовую продукцию франчайзера, но и производить ее по специальной технологии. В данном случае использование бренда (фирменной раскрученной этикетки) будет положительно влиять на объем выпускаемой вами продукции. К основным недостаткам относим: обязательное наличие готовых производственных мощностей (это требует от франчайзи не малых капиталовложений в бизнес на начальной его стадии, а потому такой вид франшизы вряд ли применим к мелкому бизнесу).

9. Франчайзинг в сфере услуг - франчайзер передает франчайзи право использовать некие технологии (знания). Хороший пример такого вида франшизы является ресторанный бизнес. В данном случае франчайзер обучает вас правильному ведению бизнеса в этой сфере (нужный интерьер, расстановка банкетного зала, подача блюд, правильное общение с клиентом и так далее.). Преимущества: самая высокая рентабельность и, главное, вы занимаетесь своим бизнесом, а не продаете чужие товары. Основной недостаток это, как вы догадались, больший затраты для старта, ведь открытие кафе (ресторана, фастфуда) выльется в копеечку.

10. И так, дорогие франчайзи - думайте, оценивайте риски, считайте затраты, доходы и выбирайте тот вид франшизы, который вас заинтересовал более всего.

4)Плюсы и минусы франшизы

Есть в работе по франшизе преимущества и недостатки – и для франчайзера, и для франчайзи. Готовую модель бизнеса получает франчайзи и возможность работать под успешным известным брендом, сопровождение от открытия до полного отлаживания всех процессов (степень контроля оговаривается и прописывается в франчайзинговом договоре). Начинающий предприниматель, покупая франшизу раскрученной марки, в разы сокращает риски неудачного стартапа. Проходить ему не нужно путь от полной неосведомленности целевой аудитории до узнавания, интереса и желания купить товар или услугу. Уже узнаваема марка и продажи будут расти намного быстрее (по сравнению с только что созданным брендом).

Недостатки – необходимость внесения первоначального взноса, плюс возможные регулярные отчисления на маркетинг и рекламу.

Какие плюсы получает франчайзер:

  • возможность масштабировать свой бизнес, охватывая все интересные регионы. Не нужно нанимать персонал в штаты представительств, можно просто продать или сдать в аренду готовый бизнес;
  • увеличение денежных оборотов компании за счет паушальных взносов и регулярных рекламных отчислений;
  • повышение стоимости нематериальных активов компании. Торговая марка или название компании при широком охвате повышают стоимость бренда. А также расчет цена бизнеса (за счет разветвленной франчайзинговой сети);
  • возможность контроля франчайзи, формирование собственных выгодных условий, которые закрепляются договором франшизы. В классической модели осуществляется контроль поставщиков, производственных и других процессов, влияющих на качество товаров.

Есть и некоторые минусы:

  • необходимость постоянного сопровождения, обучения и контроля франчайзи;
  • затраты на «упаковку» франшизы, организационные и прочие расходы на сопровождение и контроль представителей в регионах.
  • Думаю, стоит изначально выявить все плюсы и минусы франшизы. Казалось бы, всё максимально просто: выкупил право вести бизнес у популярного бренда, следуешь уже созданными и проработанным правилам и получаешь прибыль, лишь выплачивая процент за содержание бизнеса.
  • Это и есть основной плюс работы по системе франшизы – не нужно ничего придумывать. Прибыль будет сразу же, так как Ваш бизнес будет своеобразным филиалом, с такими же стандартами и политикой.
  • Так же, с выкупом лицензии Вы не только приобретаете готовый план действий, но и поставщиков продукции, так как они уже есть у этой компании. Поиском квалифицированного персонала тоже не стоит озадачиваться, потому что, как правило, компания-франчайзер обучает их сама. Вам нужно будет только принимать их на работу. Так же если возникнут трудности с персоналом, отправляется запрос на вакансию и присылают нового специалиста.
  • Ну и одним из главных плюсов – это, конечно же, готовая рекламная компания бренда. Не нужно изучать эффективные способы рекламы в Интернете или же составлять макеты рекламы, или план работы с рекламными площадками. Всё уже продумано компанией-франчайзером. Просто эта реклама будет показываться в городе, где ведётся Ваш бизнес или же, если это магазин, то оформление и дизайн баннеров также будет уже спроектировано.
  • Но это же является и минусом ведения бизнеса на основе франшизы. От правил, которые диктует эта самая компания, у которой Вы выкупили лицензию, отступать нельзя. Никто просто так не позволит заказать SEO раскрутку сайта, только если на это не будет соответствующего разрешения «сверху». Нужно будет действовать строго по инструкциям и выполнять нормы, которые задаёт компания, давшая свой торговый знак под использование.

Что такое роялти во франшизе

  • Существует так же такое понятие во франшизе, как роялти. Это тоже платёж, который выплачивается компании-франчайзеру ежемесячно, за право пользования товарным знаком, и является основным заработком франчайзера. Не важно, какую прибыль вы получаете от открытия интернет-магазина корейской косметики - ежемесячный процент, или роялти выплачивается в обязательном порядке, это указывается в договоре.

5)Как запустить свою франшизу

Продавать Франшизу могут те фирмы, которые работают на рынке уже давно, реализуют успешно свои товары или услуги, имеют узнаваемый бренд. Необходимо кроме того подготовить ряд документов, которые служить будут руководством для франчайзи.

Что нужно для запуска франшизы?

Прописать все бизнес-процессы и создать стандарты работы компании

Чтобы свои передать знания построения успешного бизнеса, составить необходимо подробное руководство, включающее основные бизнес-процессы. Должна быть это четкая и понятная пошаговая инструкция. Подбирается помещение, персонал, поставщики в соответствии с этим документом. По всем направлениям прописывается организация работ.

Сделать экономические расчеты запуска проектов в разных регионах

Коммерческая эффективность проекта – это первое, чем начинает потенциальный представитель интересоваться. Рассчитываются для этого усредненные ключевые экономические показатели – сумма инвестиций, срок окупаемости, рентабельность, доходы и пр. Рассчитывается детальный бизнес-план для конкретного региона, т.к. могут очень различаться прибыльность и уровень доходов.

Рассчитать также нужно стоимость франшизы. Это паушальный взнос, который при заключении договора платится один раз. Влияет на сумму паушального взноса степень популярности и узнаваемости бренда, затраты на подготовку франчайзингового пакета.

Разработать франчайзинговый договор

Это обязательный документ, который регулирует отношения франчайзера и франчайзи. В нем можно прописать очень четкие условия или же дать франчайзи свободу в некоторых аспектах деятельности.

Создать рекламные материалы для сети

Франчайзер предоставляет франчайзи брендбук компании – подробное описание всех рекламных материалов. Если нет такого руководства, разработать нужно требования к рекламе, которая для открытия и продвижения потребуется. Это могут быть полиграфическая продукция, наружная реклама, сувенирные изделия, фирменная одежда и пр.

6)Как продать франшизу

Чтобы привлечь предпринимателей и компании, которые станут будущими партнерами, нужно правильно продавать свой продукт.

Через какие каналы можно привлекать потенциальных франчайзи:

  • с помощью своего сайта или лендинга. При продаже франшизы лучше выделить ее в отдельный продукт и продвигать ее по отдельному списку ключевых слов. Описание франшизы может быть также размещено на корпоративном сайте в отдельном разделе, но там должна быть только описательная часть. Экономические обоснования не всегда нужно выкладывать в открытый доступ – такую информацию лучше обсуждать с потенциальным партнером. Можно дать общие цифры по сумме инвестиций, сроку окупаемости. Продвигать сайт или лендинг нужно комплексно – задействовать SEO (продвижение в естественном поиске), SMM (продвижение в социальных сетях), контекстную рекламу;
  • через специальные брокерские компании. Франчайзинговые брокеры включают проверенную франшизу в свой каталог и продвигают ресурсы. Брокер берет на себя отработку заявок потенциальных франчайзи, как посредник назначает встречи сторон, способствует успешным переговорам.

7)Что должна включать в себя интересная франшиза

Крупные компании, предлагающие франшизу, часто разрабатывают несколько пакетов с разным набором возможностей (и соответственно, с разной стоимостью франшизы).

Что должно входить в франчайзинговый пакет:

  • подробное описание продукта. Немного информации о компании, направлениях деятельности, дате создания. Плюсы и перспективы развития франчайзингового продукта. Экономические расчеты. Правила сопровождения – обучение персонала, повышение квалификации, помощь при заключении первых сделок, решение конфликтных ситуаций и т. п.;
  • подробное руководство по запуску и ведению бизнеса;
  • брендбук, стандарты по разработке и использованию маркетинговых инструментов;
  • политика сотрудничества франчайзера и франчайзи;
  • пакет правовых документов.

Нужно в обязательном порядке сделать много красивых фотографий фирменных торговых точек, кафе или салонов. Потребуется красочная презентация франшизы. Работают хорошо в продвижении видеоролики с описанием процессов, продукта, отзывами действующих франчайзи.

Чтобы запустить франшизу, проработать нужно ряд документов и руководств. Чем понятнее схема и ключевые бизнес-процессы, тем быстрее франчайзи запустит бизнес и начнет приносить доход компании-франчайзеру. Потребуется разработка стандартов ведения бизнеса, брендбук, франчайзинговые договора и другие документы. Нужна будет помощь начинающим партнерам в разработке бизнес-плана, поиске подходящего помещения, обучении персонала, налаживании связей с поставщиками.

2. Как открыть бизнес по франшизе: пошаговая инструкция

Обусловлен активный рост отечественного рынка франшиз высоким спросом у начинающих предпринимателей на готовые и прибыльные решения для бизнеса. С другой стороны, отмечается и увеличение числа мошеннических организаций, а также компаний, продающих нерентабельные модели. Если интересует вас вопрос как открыть бизнес по франшизе, пошаговая инструкция, приведенная ниже, позволит вам учесть все особенности построения доходного дела с минимальными рисками.

1) Шаг 1. Выбор франшизы для вашего бизнеса

Франшиза - комплексное право использования торговой марки или бренда, а также технологий, методик ведения бизнеса и других форм интеллектуальной собственности, которое одна компания продает другой с целью расширения сети. Цена франшизы складывается из паушального взноса (основного платежа) и роялти (ежемесячных отчислений).

Согласно правилам франчайзинга, компания франчайзер (продающая право) обязуется исследовать рынок в вашем населенном пункте и вынести заключение будет ли бизнес успешен для франчайзи (стороны покупающей право). Однако, многие компании (особенно при наличии в договоре крупного паушального взноса), стремясь быстро получить свою прибыль, могут намеренно не уведомить вас о низком спросе на продукцию или услуги. А потому, перед тем как купить франшизу, должны вы изучить самостоятельно интересующий вас продукт и провести анализ рынка и целевой аудитории.

Какие бывают виды франшиз

Различают по виду деятельности три основные группы франшиз:

1. Производство - выпуск продукции по стандартам компании и под ее торговой маркой. При этой форме сотрудничества франчайзер должен обеспечить вас всеми технологическими последовательностями, предоставить список поставщиков сырья и оборудования для оснащения производственного комплекса.

2. Торговля - продажа брендовых товаров, производимых партнерами, определенными франчайзером. При таком сотрудничестве франчайзер устанавливает у кого вы будете закупать товар и по какой стоимости его реализовывать, выбирает где будет расположен магазин и какой площади он должен быть.

3. Услуги - оказание услуг под брендом компании. Франчайзер должен обеспечить вас инструкциями о порядке и условиях предоставления услуг, а также обучить наемный персонал.

По форме реализации франшиза может быть двух типов:

1. Прямая - передача права на открытие одного или нескольких представительств в регионе. Такие франшизы не требуют крупных инвестиций и позволяют легко войти на рынок.

2. Мастер-франшиза - передача исключительного права на все представительства в регионе. Покупая такую франшизу, вы будете защищены от вероятности того, что в вашем регионе по аналогичной модели откроются другие компании.

В зависимости от условий договора выделяют также франшизы следующих видов:

  • Стандартная - франчайзер контролирует все этапы деятельности компании и не допускает отклонения от принятых им стандартов. Этот формат подходит начинающим предпринимателям, поскольку позволяет избежать многих ошибок.
  • Свободная - правила работы предприятия франчайзи устанавливаются условно. Такая франшиза подойдет для опытных инвесторов, главной целью которых является быстрый вход на рынок.
  • С замещением - технологии и методики работы устанавливает франчайзер, но поставщиков вы можете выбирать самостоятельно. Такой формат удобен для производственных предприятий в отдаленных регионах.
  • Готовая компания - франчайзер открывает представительство, полностью занимаясь организационными вопросами, а затем продает или передает его в аренду франчайзи с последующей выплатой роялти. Эта модель требует высоких стартовых вложений в бизнес, но это также и самый простой способ, который начинает приносить прибыль в кратчайшие сроки.

Как подобрать подходящую франшизу

После того, как вы определитесь с направлением и видом товаров или услуг, следует начать поиск подходящих предложений. Можно провести для этого самостоятельные исследования рынка или воспользоваться онлайн каталогами (franch.biz, franshiza.ru, beboss.ru, greens-idea.com). Чтобы выбрать надежную франшизу вам будет полезна следующая инструкция:

l При выборе направления внимание обратите на стоимость франшизы. Последняя включает в себя паушальный взнос и роялти, которые вносятся за право использовать торговую марку и модель бизнеса, но не подразумевают затраты на оборудование, аренду и первую закупку товаров или сырья. Означает это, что бизнес по недорогой франшизе на производство товаров может потребовать намного больше инвестиций, чем торговля или услуги с крупным паушальным взносом, поскольку требует дополнительных вложений.

  • Выбирая конкретный продукт или услугу, изучите конкуренцию в вашем регионе. Если она высока, даже самая надежная франшиза может оказаться нерентабельным вложением.
  • Отберите несколько предложений по вашему направлению и проведите сравнение условий.
  • Изучите историю каждой компании и лично посетите существующие представительства в своем и соседних регионах. Если компания очень молода (ей должно быть не менее 5 лет) и не имеет собственных подразделений, вероятнее всего - перед вами неблагонадежный партнер.
  • Проанализируйте отзывы клиентов, покупающих товары или услуги, производимые по отобранным франшизам. Товар или услуги должны быть реальными и востребованными на рынке.
  • Проведите переговоры с предпринимателями из соседних регионов (во избежание конфликта интересов лучше не обращаться к представителям в вашем регионе), работающими по этой франшизе. Узнайте достоинства и недостатки бизнеса.
  • Оцените уровень вложений в собственный бизнес. Если вам предлагают начинать дело по бесплатной франшизе, в большинстве случаев это стандартное предложение о поставках товара под реализацию.

Франшиза — не спонтанная покупка и точно не товар первой необходимости. Поэтому с рук ее лучше не покупать, а решение принимать небыстро. Франшизу лучше выбирать в каталогах. Там, где найти сможете вы всю необходимую информацию, ее перепроверить, обсудить детали с франчайзером и франчайзи, получить обратную связь и нужные консультации. Это поможет вам избежать франшиз-пустышек, мошенников и горечи завышенных ожиданий.

Совет: Как бы вам красиво ни расписывали выгоды франшизы, если они не подкреплены реальными фактами, велика вероятность, что вас пытаются обмануть. Грамотный франчайзер не скрывает информацию и часто помогает примерить ее под ваши параметры.

Проверка франшизы

Следующий важный этап — сбор информации о франшизе, франчайзере, продукции или услуге, зарегистрированном товарном знаке, финансовых показателях, периоде окупаемости, сроках, стоимости, форме договора и условий.

Действия по порядку:

  • Изучаете представленное о франшизе в каталоге, почитайте отзывы, мнения.
  • Запрашиваете презентацию, финансовую модель, бизнес-план, если есть описание необходимых инвестиций, требования к франчайзи, формах контроля и отчетности. Все сразу оцениваете с позиции «удобно ли это для меня лично».
  • Читаете отзывы уже купивших франшизу, узнаете о других, уже действующих франчайзи, смотрите указаны ли их контакты, соцсети. Если есть возможность посетить ближайшую к вам точку — делаете это.
  • Не стесняйтесь самостоятельно наводить справки, оценивать оставленные комментарии. Игнорируете эмоциональные, не подкрепленные фактами слухи, но изучаете (если есть) случаи судебных споров.
  • С особым вниманием изучаете юридические и бухгалтерские данные, привлекаете для оценки специалистов.

Совет: Не только цена должна определить покупку франшизы. Смотрите на даты регистрации и открытия франшизы, количество успешных точек, опирайтесь на мнение профессионалов.

2) Шаг 2. Заключение договора с франчайзером

После первичного отбора предложений, прежде чем заключать договор, вам необходимо более детально изучить особенности сделки. Требуется для этого провести предварительную встречу с представителями компании франчайзера и получить юридическую консультацию по предложенному договору.

Как вести предварительные переговоры

Как правило, первая встреча с франчайзером, проводится в офисе или в коворкинг центре, если в вашем регионе у компании нет представительства. Если вас приглашают в кафе, вероятнее всего вы имеете дело с фиктивной или нерентабельной франшизой. Исключением, может стать вариант, когда встреча назначена в кафе, франшизу которого вы покупаете.

Если вы начинающий предприниматель, по возможности пригласите с собой на встречу опытного бизнес-консультанта. Вы должны узнать у франчайзера следующие моменты:

  • Наличие и сроки регистрации авторских прав на товарный знак. Нередки случаи, когда франчайзер продает права на бренд, который не зарегистрирован или право собственности истекает ранее окончания срока действия договора с франчайзи.
  • Размер и график выплат. Вам должны предоставить подробную информацию о паушальном взносе и роялти в национальной валюте. Если суммы приведены в конвертируемых валютах, должен быть оговорен курс обмена. Роялти может быть фиксированной суммой или выраженной в %. Иногда роялти имеет привязку к объемам предприятия (например, к площади торгового зала).
  • Организационные расходы. Многие компании для привлечения франчайзи делают паушальный взнос минимальным или вовсе его не включают в договор. С другой стороны, очень часто оказывается, что при этом на франчайзи возлагаются расходы по созданию дизайн проектов точек (магазинов, офисов), обучению персонала, оформлению разрешительной документации.
  • Выбор локации бизнеса. Отправляясь на встречу с франчайзером, вы можете заранее выбрать несколько локаций, где вы хотели бы разместить свое предприятие, но ваш будущий партнер может и сам предложить вам рентабельные варианты, от которых вы не сможете отказаться в случае заключения сделки.
  • Уровень поддержки. В идеале франчайзер должен оказывать вам всестороннюю помощь и консультирование, пока бизнес не выйдет на нужный уровень. Но многие компании практически не оказывают поддержки в период становления бизнеса, что для новичков может стать решающим фактором.
  • Уровень контроля. Вам необходимо знать насколько строгие правила работы по интересующей франшизе, а также определить границы принятия собственных решений (что вы сможете менять, а что нет). Это касается закупок оборудования, сырья, товаров, а также ценообразования и общей стратегии.

Проработка бизнес-плана франчайзи

Считать ошибочно, что может купить франшизу каждый. Солидные компании вправе вам отказать, если видят угрозу собственной репутации и бренду. Чтобы их убедить в серьезности своих намерений вы должны предоставить пошаговый бизнес-план будущего предприятия. Состоять он должен из следующих разделов:

  • Вступление. Представляет собой описание причин выбора направления для бизнеса и того, что привлекло вас в приобретаемой франшизе.
  • Информация о франчайзи. Вы должны написать о себе: имя, контактную информацию, возраст, образование, регион проживания и данные регистрации, а также описать свой предпринимательский или профессиональный опыт.
  • Описание актуального рынка. В этом разделе вы должны описать где и как планируете реализовать бизнес по приобретаемой франшизе.
  • Выбор помещения для бизнеса. Если у вас есть собственность или вы имеете предварительный договор с арендодателем, вам необходимо представить информацию о выбранной локации: адрес, права владения, прилегающая инфраструктура, площадь.
  • Руководящий состав. Вы должны уведомить франчайзера о том, кто будет руководить подразделением (если это не только вы), какое у выбранных кандидатур образование, опыт в бизнесе на руководящей должности, имеются ли факты участия в судебных разбирательствах по вопросам банкротства или финансовых преступлений.
  • Маркетинговый план. Вы можете предложить несколько вариантов рекламы, с учетом особенности вашего региона, но, как правило, эта сторона бизнеса является ответственностью франчайзера.
  • Перечень партнеров. Если франшиза свободного или замещающего типа, вам необходимо рассказать о поставщиках, их уровне качества сырья и продукции, а также доказать, что оно удовлетворяет требованиям франшизы.
  • Финансовый план. В этом разделе вы должны представить франчайзеру информацию о размерах собственных инвестиций в предприятие, кредитах и займах (если они имеются), денежных резервах на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, а также о постоянных расходах и ваших расчетах сроков выхода в ноль.

В ряде случаев может франчайзер помочь с составлением и расчетом бизнес-плана, что позволит учесть особенности развития сети.

Оформление документов при покупке франшизы

Есть один весомый минус в отечественном законодательстве - отсутствует само понятие франшизы. А потому большинство сделок оформляются по договору коммерческой концессии. Необходимо при заключении соглашения тщательно изучить договор и получить у юриста подробную консультацию. Особое внимание уделите следующим разделам договора:

  • Права и обязанности сторон. Тут оговариваются условия передачи прав интеллектуальной собственности, размер и график выплат (важно проверить соответствуют ли они представленной ранее информации, имеются ли скрытые платежи), сроки предоставления консультаций и контроля бизнеса.
  • Срок действия договора. Чаще всего он бессрочный, что позволяет расторгнуть контракт в любое время, но с уведомлением за полгода. Также обратите внимание на условия расторжения. Так, франчайзер чтобы уберечь себя от обмана со стороны франчайзи, может установить ограничение на ведение бизнеса в том же направлении в течение нескольких лет после расторжения контракта.
  • География правовой силы договора. В каком регионе могут быть применимы указанные в контракте права и обязанности.

Договор коммерческой концессии составляется в нескольких экземплярах и в обязательном порядке регистрируется в службах государственной регистрации страны, в которой открывается представительство и регистрируется предпринимательская деятельность компании франчайзи.

В ряде случаев купля-продажа франшизы может быть оформлена не договором коммерческой концессии, а несколькими документами - лицензионным договором, контрактом на поставку сырья или продукции, услуг консультирования и другими соглашениями, регулирующими отношения между сторонами.

Франшиза — готовый бизнес, общая суть которого обязательно сведена в договоре. Помните, прежде чем купить, прописывают в нем ответственные франчайзеры не только свои услуги, но и их объем, формы и условия, требования к франчайзи. Подписывая документ, внимательно оцените собственные риски.

Напоминаем, что термин «франшиза», «договор франчайзинга» в российском законодательстве пока официально не закреплены. На отечественном рынке подобные отношения регулируются нормами главы 54 ГК РФ и представлены договором коммерческой концессии.

На что надо обратить особое внимание, читая договор:

  • Подходят ли вам условия, способны ли вы выполнить требования франчайзера;
  • Указана ли стоимость франшизы и формы выплат (паушального взноса и роялти);
  • Есть ли указание на регистрацию в Роспатенте, реальные сроки действия договора, условия его продления и расторжения;
  • Будет ли закреплена за вами территория;
  • Прописаны ли штрафы или санкции по отношению к вам.

Совет: Не просто прочитайте и оцените каждый пункт документа — прежде чем купить франшизу для своего малого бизнеса, проконсультируйтесь с юристом, у которого есть настоящий опыт оформления таких договоров. Не скупитесь на настоящих специалистов!

3) Шаг 3. Решение организационных вопросов по открытию

Как правило, франчайзер должен после подписания договора выделить специалиста или команду специалистов для всесторонней помощи в проведении организации работы компании франчайзи, что является неоспоримым плюсом для начинающего предпринимателя. Но зачастую на отечественном рынке этого не происходит, а потому необходимо знать общий план действий. Итак, для начала работы выполняются следующие процедуры:

  • Передаются инструкции, технологии, методики, лицензии и материалы для брендирования;
  • Заключается окончательный договор аренды помещения и оформляются разрешительные документы на ведение деятельности;
  • Разрабатывается индивидуальный дизайн проект для оформления офиса (торговой точки) или план производственного цеха;
  • Заключаются договора на поставку оборудования и монтажные работы по его установке;
  • Подбирается и обучается рабочий персонал;
  • Подписываются договора на поставку сырья или товаров;
  • Выполняется запуск производства или открытие компании;
  • Проводится рекламная кампания для привлечения первых клиентов.

При грамотной реализации собственное дело по договору франчайзинга позволит вам быстро войти на рынок и получить желаемую прибыль. Но, как и любой вид предпринимательства, требует усилий, финансовых вложений, этот формат работы и внимания к деталям. А потому при решении задачи как открыть бизнес по франшизе, пошаговая инструкция станет для вас эффективным руководством и планом действий.

4) 10 ошибок при заключении договора франшизы

Всегда мечты заразительны и очень удалены от реальности. Еще на старте многие сталкиваются с проблемам. Всего корень — личные амбиции бизнесмена и убежденность в том, что франшиза — панацея. Мы вас призываем к осторожности еще на этапе заключения договора франшизы. Франчайзинг, как любой бизнес, не допускает недооценку рисков, расслабленность. Если мы договор франшизы заключаем, то лишь тщательно вчитываясь, контролируя каждую деталь, даже мелочь. Тут без кропотливого труда, внимательности и помощи профессионалов очень легко совершить ошибку. Перечислим топ самых частых.

Ошибка №1.
Заключение договора франчайзинга без понимания сути самого договора. Очень важно определиться и разобраться в каждом понятии документы. Обязательно изучите образцы договора, поговорите с юристами, проконсультируйтесь с другими франчайзи. Ошибочно указанные понятия приведут вас к самым неожиданным последствиям.

Ошибка №2.
Неправильное позиционирование себя. Помните, сторонами договора франчайзинга могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Договор франшизы напрямую касается объектов интеллектуальной собственности, потому договор коммерческой концессии среди прочего регулируется нормами о лицензионном договоре. Проконсультируйтесь с юристами, они помогут разобрать — готовы ли вы заключать договор франшизы.

Ошибка №3.
Произведение оплаты паушального взноса до регистрации договора в Роспатенте. Эта ошибка при заключении договора франчайзинга чаще других приводит к судебным спорам. Например, вас не устроит качество предоставленного товара, а франчайзер откажет вам по причине недействительности договора. А договор без регистрации в Роспатенте недействителен.

Ошибка №4.
Часто заключение договора франшизы проводят без серьезной проверки франчайзера, увлекаясь яркими слайдами презентации и обещаниями. Проверяйте наличие регистрации товарного знака или патента. Без этого вам будет трудно получить защиту в случае неправомерного использования бренда конкурентами.

Ошибка №5.
Не заключайте договор, не закрепив в нем территорию. Если не определены границы, правообладатель может продать франшизу сразу нескольким компаниям в регионе. Или открыть свой магазин (кофейню, школу) ровно напротив вашей точки. Обязательно проверяем закрепление территории, когда заключаем договор франчайзинга.

Ошибка №6.
Заключение бессрочного договора. Помните, сроки договора коммерческой концессии должны быть определены по взаимному согласию каждой из сторон. Если в момент заключения договора франчайзинга вы согласились на бессрочную форму, высок риск того, что франчайзер сможет расторгнуть его в одностороннем порядке. Ему достаточно для этого уведомить вас не менее чем за шесть месяцев.

Ошибка №7.
Проверяйте в договоре стандарты качества и закрепления определенных поставщиков. Не допускайте того, чтобы франчайзер диктовал вам только своих поставщиков, материалы и сырье как единственный вариант. Часто это ведет к незапланированным расходам, иногда к банкротству. Проговорите пути отступления, пока еще заключается договор франшизы.

Ошибка №8.
Спешка при заключении договора франчайзинга — самый верный путь провалить всё дело. Стремясь как можно скорее открыть своё дело, люди соглашаются даже на такие жуткие пункты соглашения, как расторжение во внесудебном порядке или чудовищные штрафы.

Ошибка №9.
Отказ от помощи и юриста при заключении договора. Помните, юридическое сопровождение заключения договора франшизы — основная гарантия успеха. Без специального образования, бывает очень трудно разобраться в тонкостях письменных соглашений. Франшиза — отличное пособие, в котором могут быть предусмотрены все возможные погрешности в бизнесе. Разрешите профессионалу привести ваш договор к такому знаменателю.

Ошибка №10.
Доверие устным договоренностям. Это очень важно, ведь законом учитывается использование только письменной формы договора. Да, сразу после заключения договора франчайзинга он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Без этого любые договоренности ничего не стоят.

Вывод:

Решая, как заключить договор франчайзинга, не поленитесь провести свое исследование, проверить франчайзера, привлечь к работе юриста. Обязательно оговаривайте такие моменты:

  • Территории, где будет использоваться франшиза;
  • Сроки действия договора;
  • Все пункты и предметы договоры, пути его использования;
  • Суммы выплат и штрафов.

Как умный предприниматель, обязательно проверяйте все пункты договора. Даже предписанные консультации, формы обучения, пределы конкретной помощи, особые обстоятельства (пожар, наводнение, бедствие в регионе), сроки исполнения. Помните, осторожность и вдумчивость — лучшие ваши союзники при заключении договора франшизы.

Как же работает франшиза? Выгодно ли работать по франшизе? Давайте по порядку. Для того чтобы расширить свой бизнес или развить его в другом регионе франчайзеры (крупные компании, часто даже мировые) продают представителям мелкого и среднего бизнеса возможность реализовывать товары (услуги) крупных компаний. На практике это выглядит так. К примеру, существует некий очень популярный напиток, который принадлежит всемирно известному бренду и продается только в определенно обустроенных торговых точках (магазинах). Собственник и разработчик торговой марки желает расширить свой бизнес в другой регион (города или страны) и предлагает мелкому предпринимателю на определенных условиях купить у него право продавать эти напитки от имени производителя. В выгоде от франшизы получаются именно две стороны: собственник бренда (он же производитель, крупная компания, франчайзер) - так как успешно расширяет свой бизнес и увеличивает объем производства продукции (предоставления услуг) и предприниматель (он же - франчайзи), который получает возможность начать успешный бизнес с минимальными затратами, так как продаваемый напиток уже известен во всем мире (к тому же рекламой занимается непосредственно франчайзер).

Более того, франчайзи, кроме возможности использовать бренд франчайзера, пользуется поддержкой последнего, использует его знания и даже пользуется его неким авторитетом. Преимущественное большинство фирм работающих по франшизе, добиваются достаточно неплохих результатов в бизнесе и, спустя некоторое время, выходят на более качественный уровень предпринимательской деятельности. Франчайзер же, кроме расширения своей бизнес империи, может получать от франчайзи и денежное вознаграждения (роялти), условия выплаты которого регламентируются вышеуказанным франчайзинговым договором.

Запустите бизнес по франшизе, учитывая соглашения сторон, где одна сторона передает другой право пользования готовой моделью успешного бизнеса, под товарным знаком известного бренда при этом брать за основу его правила,политику работы и ведение документации!