Найти тему
Край Смоленский

Фантазийная гравюра Смоленска 1610 года

Любителям истории Смоленска хорошо знакома гравюра немецкого художника Георга Келлера, выполненная в 1610 году. Она существует в нескольких вариантах, но вид города на них примерно одинаков.

Историк Николай Владимирович Сапожников, который в 1983 году защитил диссертацию на тему «Историческая топография древнего Смоленска» (издана в виде монографии в 2016 г.), использовал эту гравюру для обоснования гипотезы о том, что в Заднепровье также была каменная крепость. Однако эта гипотеза не выдержала проверку временем, сама гравюра Келлера учеными была признана недостоверной, она лишь условно изображала осаду города на Днепре армией польского короля Сигизмунда 3-го. Сама гравюра была опубликована в качестве иллюстрации для газеты «Messrelationen» («Ведомости»), выходившей во время ярмарки во Франкфурте, так что никакой точности и достоверности тут и не предполагалось, нужно лишь было проиллюстрировать новости о многомесячной осаде Смоленска.
Современные публикаторы диссертации Н.В. Сапожникова
(его самого, к сожалению, уже нет в живых) сделали комментарии в конце книги, поясняющие и исправляющие ошибочные предположения автора. В частности, по поводу трех вариантов гравюры Келлера 1610 года, которые использовал Сапожников для описания укреплений Заднепровского посада, указывается:

«Достоверность гравюры Г. Келлера как источника для реконструкции облика Смоленска начала XVII в. вызывает большие сомнения. Изображение города отличается высокой степенью условности. С реальным городом ее роднит фактически лишь расположение на двух берегах Днепра и наличие каменных стен с башнями. Весьма характерно, что на гравюре, в отличие от изображений 1627 и 1632-1634 гг., не показано ни одного сооружения, сколько-нибудь напоминающего православный храм. Вероятно, автор гравюры, не видевший Смоленска „живьем”, мог руководствоваться при ее создании словесными описаниями очевидцев. Вообще, европейские изображения русских городов и крепостей XVI в., очевидно, достаточно условны и напоминают „стандартные типографские клише”».


И в самом деле, как реально выглядел Смоленск, мы можем увидеть на больших гравюрах 1611 и 1634-1636 годов, это достоверные изображения города. Н.В. Сапожников некритично подошел к одному из исторических источников, допустил ошибку, такое бывает. Тут стоит добавить, что историческая наука, как и любая другая наука, это коллективный труд. Допущенные неточности и ошибки затем исправляются, и это нормальный путь развития науки. Ненормально то, что ошибка уже исправлена, а ошибочное предположение продолжает спокойно жить в массовой культуре, в гипотезах историков-любителей. Давайте как-то ставить точку в этом деле. Гравюра Георга Келлера недостоверна, условна, она не дает реального изображения Смоленска начала XVII века.

Для сравнения размещаем гравюру Смоленска, сделанную с самого раннего изображения города 1611 года. Эта гравюра была опубликована в книге Целариуса в 1659 году, поэтому в раннее изображение внесены дополнения, вроде изображения Королевской крепости в виде пятиконечной звезды.

 гравюра была из книги Целариуса, 1659 год
гравюра была из книги Целариуса, 1659 год

Автор: Юрий Шорин

Источник: Сапожников Н.В. Историческая топография древнего Смоленска. Смоленск: Свиток, 2016. С. 184.


Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк