Кинолента Арины Прошиной «Анна Ардова. Маленькие пьесы» стала одним из номинантов на соискание Российской Премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» в категории «Лучший короткометражный фильм».
Анна Ардова - продолжатель актерской династии: отец - актёр, режиссёр и художник постановщик мультфильмов Борис Ардов, мать – актриса Мира Ардова, отчим - актёр Игорь Старыгин, дед - писатель, драматург Виктор Ардов (Зигберман), бабушка - актриса Нина Ольшевская, дядя - актёр Алексей Баталов…
В их доме часто бывали выдающиеся представители Серебряного века, и Анна Ардова бережно хранит историю своей семьи.
Режиссёр Арина Прошина рассказала нам о фильме...
- Арина, почему вы решили снять фильм об Анне Ардовой?
- Два года назад, когда я училась на третьем курсе ВГИКа, предстояло снять курсовой фильм. Необходимо было определиться с темой… Мне очень хотелось сделать картину о театре. Я начала искать героя – это главное в моих документальных фильмах. Я иду не за темой, а именно за героем. Случайно я наткнулась в компьютере на одну фотографию. Очень давно после спектакля «Август: Графство Осейдж» в театре Маяковского мне удалось сфотографироваться с актрисой Анной Ардовой - в детстве я любила смотреть ее скетч-шоу «Одна за всех». Я немного знала биографию Анны, а когда начала больше читать про её семью, поняла, что их история определенно заслуживает воплощения в кино.
- Как вы познакомились?
- Это случилось неожиданно. Когда я решила снимать фильм про Анну, написала в одной социальной сети огромное письмо её концертному директору и «по совместительству» сестре - Анастасии Старыгиной. К моему удивлению, ответ пришёл в тот же день. Анастасия передала Анне моё предложение, и она согласилась на разговор. Ровно через три дня мы встретились в ресторане Центрального дома литераторов. Я в красках рассказала про идею картины, и… Анна сразу же сказала: «Да»! Хотя позже призналась мне, что не раз получала предложение сделать о ней документальный фильм, но всегда отказывала.
- Какая основная идея фильма?
- Я хотела показать историю одной семьи, которая потихоньку исчезает – с течением времени, с приходом новых людей. Династия Ардовых – на мой взгляд уникальная. В их доме на Ордынке (говорю сейчас про дедушку и бабушку Анны – Виктора Ардова и Нину Ольшевскую) часто бывали Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Александр Вертинский, Фаина Раневская, Арсений Тарковский. Бабушка Нина Антоновна была студенткой Константина Сергеевича Станиславского и подругой Вероники Полонской - последней любви Владимира Маяковского. Об этом мало, кто знает, но ведь это же удивительно!
На данный момент остался всего один член семьи - свидетель того времени - это мама Анны - Мира Валерьяновна Ардова, которая играет огромную роль в моем фильме.
Анна, которой дали имя в честь Анны Ахматовой, называет себя «внучкой Серебряного века». Она изо всех сил старается сохранить историю своей семьи, несет ее с собой: поет песни Вертинского и передает это своим детям, тоже актерам. Вот про это сохранение своей истории, своих корней - даже несмотря на рушащиеся стены - мой фильм. Мы должны помнить откуда родом, кто мы есть и кем будут наши дети.
- Что было самым трудным при работе над фильмом?
- Произошедшее в самом финале работы над картиной, в прямом смысле изменило весь фильм. Когда мы только начали снимать, Анну в качестве звезды пригласили участвовать в спектакле Смоленского камерного театра, где она должна была играть роль актрисы. Основной канвой фильма я решила сделать рождение спектакля: актриса играет актрису, можно сказать, саму себя; и на эту линию нанизывать историю, эпизоды... Два месяца мы ездили в Смоленск: снимали спектакль начиная с первых читок, репетиций, примерок костюмов и заканчивая премьерой. Мы закончили съемки, я смонтировала первый драфт, показала его мастерам, Анне. Вдруг случилось непредвиденное… Анне пришлось расторгнуть договор со Смоленским театром... И она попросила меня поменять концепцию фильма… Пришлось всё перестроить, доснять недостающий материал, по-другому смонтировать: собственно, сделать картину такой, какая она есть. Вот это было самым неожиданным и сложным в создании этого фильма.
- А что особенно запомнилось на съёмках?
- Расскажу две истории. Начну с веселой.
Мы снимали дома у Анны. Со мной приехал оператор Ашхен Азоян и художник по свету Сергей Башевский. Анна сидела на кухне за ноутбуком, пока мы готовились к съемке в гостиной. Оказалось, что люстра и бра дают не тот свет и цвет в кадре. Чтобы всё было красиво, Сергей решил заменить лампочки на специальные, которые предусмотрительно привёз с собой. Собрав в охапку все прежние, Сергей принёс их на кухню и выложил на стол перед Анной со словами: «Я тут ваши лампочки выкрутил…». Никогда не забуду взгляд Анны… я думала, что сейчас нас погонят за дверь. Но Анна задала лишь один вопрос: «Ну, Вы же их обратно потом вкрутите?».
И вторая история – тогда она казалась мне трагичной… Мы снимали крупные планы в гримерной: на длинном фокусе, в рапиде. Тени, блестки, помада, глаза, губы, руки – эстетику сборов актрисы перед спектаклем. Я видела эти кадры во время съемки, они были безумно красивые... А когда я стала копировать их на компьютер, выяснилось, что во время съёмки что-то случилось с настройками камеры и все кадры - бракованные... Всё, что мы сняли, пришлось удалить, работать с этим было нельзя… У меня полдня текли слезы… Пришлось переснимать, и в этот раз все прошло удачно: кадры вошли в фильм.
- Для студентки преодоление всех этих непредвиденных ситуаций во время съёмок – большое испытание… Этот фильм изменил что-то в вас?
- Да, безусловно. Это мой любимый фильм, потому что с ним у меня связаны одни из самых счастливых ощущений в жизни. Я вкладывала всю себя, свою душу в героя, в процесс. Я была уверена в том, что я делаю, и что мне это необходимо. Работа над картиной доказала мне, что нужно слушать свое сердце и делать всё с любовью. Иначе – зачем?
- Что вы считаете самым важным при создании фильма?
- После этой работы я сняла еще два фильма: картину «Следующий!» в жанре мокъюментари и документальную ленту про детское фигурное катание «Кто будет чемпионом?». В данный момент снимаю свой полнометражный дебют про самого титулованного волейбольного тренера мира Николая Васильевича Карполя.
Сейчас я точно понимаю, что для меня самое важное – добраться до сердца героя. Это сложно. Но это необходимо, чтобы фильм был честным и не поверхностным.
Беседу вела Ирина Иванова
Фотографии и кадры из фильма предоставлены Ариной Прошиной
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.