С Петром Никитовичем Лобачёвым мы встречались недавно, когда ездили к ветеранам – юбилярам газеты. Летом он отметит своё 85-летие. Именно тогда он обмолвился, что Лариса Александровна Норина приглашала его для беседы в Совет ветеранов БАМа, а он отказался.
- Деда, ты что? – категорически возразила внучка. – Обязательно съезди и всё расскажи о себе. Это же – история.
Тот подумал-подумал и приехал.
- Пётр Никитович, давайте вспомним вашу молодость, - обращаюсь к нему. Несмотря на почтенный возраст, это всё ещё довольно сильный, уверенный в себе мужчина. Что особенно примечательно, с юмором дружит. Как, впрочем, большинство ветеранов.
- В 1959 году я по комсомольской путёвке приехал в СМП-158 из Калужской области. Районный город у нас Киров был, расположен на реке Вятке. В Москве к нам ещё присоединились комсомольцы из других областей. В Видиме нас высадили. Этот посёлок был основан в 1956 году при строительстве железнодорожной магистрали «Тайшет-Лена».
Пётр Никитович рассказал о том, что поменял несколько строительных поездов. В «Ангарстрое» сначала работал на бульдозере, потом пересел на кран, а чуть позже его уже назначили бригадиром-механиком.
- Собачья эта должность, - признаётся он. – Приходилось порой и на повышенных тонах разговаривать, и по бытовкам своих подчинённых искать. А сколько СМП я поменял! Перебрасывали туда, где было больше работы. В СМП-219 Братска, СМП-274 Вихоревки, на лесозаготовительном участке, деревообрабатывающем комплексе. Сколько времени прошло, всего и не вспомнишь.
Когда начался БАМ, «ангарстроевцев» перебросили сюда, в Усть-Кут. Привезли на Кирзавод. Со смехом вспоминает о том, что хотели поселить его в «зэковский барак».
- А я не соглашаюсь. Говорю: «Я, что, там в футбол буду играть?» Я-то приехал уже со своей Нелли Гавриловной и старшей дочкой.
Счастливую жизнь они прожили с супругой, воспитали троих дочерей. Шесть внуков, пять правнуков. Они – гордость деда. В июне 2021 года Нелли Гавриловна умерла.
Сейчас за отцом ухаживает одна из дочерей, собирается к нему переселяться внучка, которая и настояла на интервью. «Чтоб приехали внуки и меня не поцеловали, такого не бывает», - признаётся Пётр Никитович.
- Что вспоминается вам с бамовских времен?
- Я вспоминаю, как ездил по трассе, технику принимал на Кирзавод. Как-то приехал в Звёздный, а там трелевщики стоят в ряд – все нужно было ремонтировать. На участке было полно техники. Организация всех работ тоже на мне была, я же был бригадиром-механиком.
У ветерана БАМа - много заслуженных наград. Сетует, что фотографий той, бамовской поры, немного осталось. Да и не особо тогда время было фотографироваться. Его фотография много лет украшала Доску почёта (были раньше такие).
Раньше занимался футболом. Заядлый рыбак. На Братском водохранилище приходилось ему людей из воды вытаскивать. Такой бесстрашный человек!
- О чём мечтаете, Пётр Никитович?
- О чём мне теперь мечтать? – переспрашивает он, улыбаясь. - Чтобы в огороде всё выросло. В прошлом году, как только очухался после болезни, рассаду стал выращивать. И нынче уже тоже. У меня рассаду даже дочка берёт.
- БАМ для вас – это что?
- Просто стройка. Я по этим стройкам помотался в своё время. Видим, Заярск, Красный Яр, Усть-Кут, Звёздный. Много чем занимался – даже воду откачивал насосами, когда работал в СМП-219. Дороги строили для вывозки леса, водоотводные трубы укладывали. Зато теперь есть о чём вспомнить, что внукам рассказать…
Здоровья Вам, Пётр Никитович! Благодарных внуков, правнуков и хорошего урожая!
Спасибо, что остаётесь с нами)))
А вам есть что вспомнить о БАМе?