Кто и как пишет фантастику? Каким образом создаются вселенные и герои иных рас? Процесс поиска ответов очень увлекателен. Но разобраться самостоятельно едва ли получится. Нужна помощь профессионала.
Натали Р., автор трилогии «Враг моего врага», прошла путь от первого творческого порыва до космоса. Ее фантастическое произведение — это яркий экшен, который имеет двойное дно. За ним спрятан важный социальный подтекст, философия мира и психология человека. Именно Натали корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила задать свои вопросы о жанре и людях, его создающих.
Начинать любую беседу следует с азов, то есть со знакомства. Говорить о писателе в отрыве от его творчества было бы неправильно. Поэтому прежде всего выясним, какие вехи на своем пути уже преодолела Натали Р. и как это сделала.
«Писательством я стала заниматься с тех пор, как научилась писать. К сожалению, первые детские опусы потерялись где-то в круговерти переездов, которые случались в тогдашний период жизни регулярно, примерно раз в год-два. К сожалению… а может, и к счастью: вдруг бы прочла сейчас — и стало бы мне стыдно за ту наивную чушь…
Первые печатные книги выходили в начале 2000-х в издательстве “Амадеус” — 4 романа о приключениях Виты — студентки химфака, затем аспирантки, кандидата и доктора наук, научной руководительницы молодых ученых. Она не верит ни в черных, ни в белых богов. И в этом ее сила. Колдовские книги сказали, что именно поэтому только Вита может остановить чудовищного Флифа, порождение абсолютного Зла и Тьмы, способное поглотить весь мир. И конечно же, спасать себя и мир девушке помогает ее специальность.
Есть еще книги в электронном виде на “Литресе”. Романы о любви и войне (но в весьма необычном контексте) “Генеральша” и “Кроха Лю, или Экспедиция к Нашмиру”, рассказы. Все это фантастика и фэнтези. Сейчас пишу роман в жанре, как выразился кое-кто из бета-ридеров, демографической фантастики».
Трилогия «Враг моего врага» была опубликована в издательстве «Союз писателей» в 2022 году. Это эпическое произведение о будущем, когда земляне уже покорят космос. Но придя во Вселенную со своими старыми установками, они снова ввяжутся в неприятности, вступят в противостояние с другими цивилизациями, найдут врагов и друзей против них. На носу очередная война. Это ясно. Только пока непонятно, кто и с кем будет воевать. Пока политическая игра только началась. И это хитрая шахматная партия, в которой не разобраться, не встретившись с представителями разных сторон и не поняв, как устроен мозг каждого из них.
Мир поражает своей продуманностью и сложностью. Хорошо прописана техническая составляющая, отлично прорисованы декорации, детализированы характеры и ментальности разных цивилизаций. Конечно же, читатели захотят узнать, откуда трилогия берет корни, как автору вообще пришла в голову идея книги.
«Идеи приходят сами, не спрашивая, — улыбается Натали. — Просто в какой-то момент осознаешь, что перед глазами вот такая картинка, кто-то кому-то что-то говорит, или что-то происходит. Начинаешь придумывать, кто это, как их зовут, что за мир вокруг, почему они поступают так, а не иначе. Каждый поступок ведет за собой другой, каждый имеет причину, история раскручивается в оба конца. Вот так мне привиделась планета — чужая — и множество разных врагов вокруг, а корабль, который защищает ее, земной. Почему он ее защищает? Ведь земляне за пультом корабля недолюбливают тех, кто на планете. Кто они такие — этот крепкий капитан со сломанной ногой, мальчик-стажер с синими глазами и мамой, которая во главе всего этого? Приходится отвечать на эти вопросы, сначала в мыслях самой себе, а потом складывается повествование.
Во “Враге моего врага” много параллелей с современностью. Не “в лоб”, это было бы примитивно, но я-то живу в наше время, и от этого никуда не деться. Наверняка кто-то увидит знакомые черты у Салимы, координатора Земли, умной, всегда спокойной, умело выбирающей точный момент, когда необходимо действовать, и каждым действием достигающей нескольких целей. Или у истеричного главы Где, поставившего амбиции выше разумного компромисса и не брезгующего никакими средствами. Или у координаторов Ханта, древнейшей цивилизации, не желающих рисковать даже для искоренения зла. Эта книга о том, что для победы необходимо не столько техническое превосходство, сколько ум, расчет, знание психологии, воля, любовь к жизни. Что на пути к победе надо одержать множество маленьких побед над собой, над своими несовершенствами, глупостью, недоверием».
Идеи — это хорошо. Но они не более чем теория. На практике вселенную, которая встает перед мысленным взором, надо еще создать. Это требует мастерства. Но не только...
«Одна из моих любимых писательниц — Урсула Ле Гуин, — вспоминает Натали о том, что помогало ей в нелегкой работе. — Во многих ее книгах действует Лига Миров, ее концепция некой межмировой общности мне очень понравилась и в итоге трансформировалась в Созвездие во “Враге моего врага”. А в остальном вселенную и создавать не пришлось, только смотри вокруг да прикручивай хвостики. Несмотря на обилие причудливых инопланетян, космические сражения, технологии будущего и инфернальные мотивы, это довольно реалистичная книга о человеческих и международных отношениях. Да, конечно, чужие планеты, чужая физиология… Я по профессии химик, но много интересовалась физикой, астрономией, биологией, так что какая-то основа для того, чтобы антураж не выглядел глупо, есть».
Увы, как бы хороша ни была вселенная, она будет казаться тусклой, если таковыми окажутся населяющие ее создания. В трилогии «Враг моего врага» этого нет. Герои разнообразные, яркие, самобытные. Все. Независимо от их происхождения. О том, как появлялись они сами, а потом формировалась их ментальность, Натали говорит:
«Главная цивилизация, с которой в романе взаимодействует Земля, принадлежит вампирам — шитанн. Мы же все знаем, кто такие вампиры и как они выглядят, правда? Оставалось придумать, почему они именно такие, какая физиология обеспечивает то, что нам о них “известно”, как они существуют на своей планете, зачем явились на Землю в прошлом и почему их больше на Земле нет… На каком языке они говорят, опять же: язык импульсивных существ с клыками должен быть с большим количеством шипящих и вообще согласных и трудно произносим.
Ментальность — штука сложная, но в целом бытие определяет сознание, истинность этой цитаты не устарела. Образ мышления берет начало в образе существования. Те, чьи предки когда-то взяли в руки палку, чтобы добыть еду, кто работает руками, вряд ли могут мыслить принципиально по-разному. А вот над фотосинтезирующим народом ба, упоминаемым в романе, пришлось подумать. Как я пишу там, мышление фотосинтетиков не основано на последовательных логических цепях, характерных для рас, вынужденных практиковать предметную деятельность, добывая хлеб в поте своем. Оно всеобъемлюще, многоконтурно, ассоциативно. И еще медленно — в книге я слукавила, “забыв” об этом, иначе диалоги с ба были бы о-очень продолжительны».
Проникнув «за кулисы» одного романа, многие наверняка увлеклись им, даже если пока не читали ни одного из трех томов. Однако еще до того, как открыть первую страницу, было бы неплохо услышать, что отличает трилогию от других произведений в жанре космической фантастики. Говорить за произведение позволим его автору:
«У меня всегда некоторая неопределенность с жанрами. Постоянные колебания, к чему бы произведение отнести. Сын определил, что “Враг моего врага” — “космобаталии”. В принципе так. Но там много политики, психологии, есть любовные линии, линии дружбы. Есть комические моменты, философские… Достаточно внимания уделяется и духовному: как-никак, заместитель главнокомандующего Земли — кардинал, и война ведется под знаменем Христа.
Но самое главное, наверное, в том, что в книге нет нереальных персонажей. Нет непобедимых героев и необъяснимых неудачников. Нет белых и пушистых “наших” и мерзких, злобных “чужих”. Все действуют в своих интересах, в интересах своей планеты и хотят только хорошего, а уж что получается на деле… Даже однозначно отрицательный герой, адмирал Ен Пиран, в начале романа, пока не пошел на сделку с инфернальным, верно служит своему королю и разумно рассуждает».
Вернувшись к корням трилогии «Враг моего врага», мы узнали много информации о том, что представляет собой работа писателя. Теперь осталось выяснить, каков результат. Хотите прочитать книги?