Читайте статьи из подборки "еврейский закон": взгляд иудаизма на разные аспекты жизни.
Среди «новых» алахических проблем, которыми занимаются раввины, важное место занимают вопросы из области авторских и смежных прав. В последние годы особую актуальность приобрели два из них:
- Разрешено ли копировать диски и использовать программы скачивания файлов типа eMule и торрент-трекеров?
- Если это запрещено, то существуют ли другие, разрешенные пути скачивания контента? Подходы к данной теме существуют разные, ответов на заданные вопросы предлагается несколько. Есть и те, кто вообще не усматривает никакого алахического нарушения в «пиратском» копировании и скачивании. А ваш покорный слуга выскажет в данной статье свое мнение.
Чтобы разрешить или запретить скачивание и копирование с т.з. алахи, мы должны будем ответить на три ключевых вопроса:
- Распространяется ли право собственности на нематериальные объекты согласно Торе? И, соответственно, допустимо ли квалифицировать как грабеж («гезель») копирование дисков и использование программ скачивания файлов?
- Как алаха относится к соглашениям между правообладателями в нематериальной сфере?
- Если по первым двум пунктам мы не найдем оснований для формального алахического запрета на копирование и скачивание, все равно нужно выяснить, нет ли в подобных действиях проблем этического характера.
Тора и интеллектуальная собственность
Каков статус «интеллектуальной собственности», «духовной собственности» с точки зрения Торы? И, следовательно, попадает ли под определение «грабежа» копирование дисков и скачивание файлов? Рамо в своем комментарии на «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» гл. 292, пар. 20) устанавливает алаху по мнению Мордехая, который считал, что запрещено использовать Свиток Торы, полученный в качестве залога: так же, как запрещено его читать, запрещено и копировать его. Однако запреты эти касаются только неученого держателя залога («ам а-арец») и не распространяются на мудреца Торы. Причина этого разделения кроется в том, что хозяин Свитка Торы, который отдает его в качестве залога ученому человеку, заранее знает, что тот будет его читать, но, несмотря на это, оставляет Свиток именно ему. Тем самым хозяин Свитка демонстрирует, что он согласен с таким использованием заложенного Свитка.
В словах Сма, приведенных Шахом (там же, параграф 35), дается иное объяснение разрешению, получаемому мудрецом Торы, основанное на мидраше. Сказал царь Шломо, мудрейший из людей: «Не презирайте вора, ибо он крадет для того, чтобы утолить [голод] души своей, когда оголодает» (Мишлей 6:30). Мидраш, объясняя этот стих, говорит, что не следует презирать того, кто «ворует» слова Торы и переписывает их. Т.е. понятие «воровство» может относиться к таким вещам, как слова Торы, несмотря на то, что на них не распространяется ни один из известных нам видов материального «киньяна» (перехода права владения). На основании этого можно говорить о том, что понятие интеллектуальной и духовной собственности знакомо Торе, что в отношении этой собственности возможен акт «грабежа», а значит, существует запрет на несанкционированное использование интеллектуальной и духовной собственности, который выводится из особого разрешения пользоваться Свитком Торы.
Примечательно, что сам Шах оспаривает точку зрения Сма – Шах считает, что запрет использовать Свиток Торы в обсуждаемом случае проистекает из общего запрета присваивать себе залог, и не более того. Т.е. этот запрет относится к чему-то материальному (в данном случае к Свитку), а не к духовной собственности.
У алахических авторитетов более поздних поколений тоже не было единства мнений по данному вопросу. Например, Хатам Софер в своем сборнике респонсов («Орах Хаим», ч. 1, п. 2) придерживается концепции, согласно которой для Торы не существует понятия интеллектуальной собственности, а проблема переписывания Свитка Торы, отданного под залог, заключается в том, что в результате переписывания стоимость этого Свитка уменьшается, поскольку на рынке появляется еще один Свиток. Признавая запрет копирования, Хатам Софер утверждает, что он не связан с вопросом духовной собственности: этот запрет, а также особые авторские права основаны на законах, возникших как результат взаимных договоренностей представителей различных профессий, а также (в особенности) на установлениях мудрецов Талмуда, как, например, «хэрэм сватовства», и «хэрэм статус-кво населенного пункта» (запрет на сватовство к девушке, которую уже сватают и защита порядков, принятых в том или ином месте соответственно). С другой стороны, автор книги «Маханэ Хаим» (ч. 2, «Хошен Мишпат», п. 49) постановляет, что есть такое понятие как «воровство мудрости». А значит, понятие «гезель» относится и к тому, что не является физическим объектом.
Продолжение в статье № 2 - ссылка
Автор: Шломо Зелиг Аврасин, раввин иудейской общины п. Высокий, эмиссар «Шавей Исраэль» в России, директор программ религиозного образования «Ор Цион». [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 3 (38), 2013].
Цикл статей "О копировании дисков и
использовании программ скачивания файлов" — от теории к практике:
Статья 1 — Цифровое пиратство и авторское право. Актуальные алахические проблемы [текущая статья]
Статья 2 — Является ли копирование информации воровством? С точки зрения иудаизма
Статья 3 — Пиратство с точки зрения алахи и законов государства
Статья 4 — Этическая сторона копирования информации. Когда копировать и скачивать можно?
Статья 5 — Копировании дисков и информации. Ответы на частые вопросы с точки зрение иудаизма