Венецианец Антонио Вивальди - один из самых плодовитых композиторов в истории музыки. Он сочинил огромное количество произведений. Одних опер только девяносто. Это же уму непостижимо! Наш гений-Чайковский сочинил десять опер, три балета - и то это кажется неохватным. А Вивальди помимо опер написал ещё более полутысячи концертов для разных инструментов, сотни сонат и ещё много чего. Всё ли равнозначно? Кто ответит...
Сочинений Вивальди у меня не так уж и много, но то, что есть, приводит в восторг. Это несколько скрипичных концертов, концерты для клавесина, для гитары и кантата "Глория". О "Глории" как-нибудь отдельно, она того стоит. Несмотря на такое обилие сочинённой музыки, Вивальди по всему миру известен, как автор "Времен года". Это и справедливо, и не весьма. Справедливость в том, что виртуозность и мощь этих четырех скрипичных концертов, по-дилетантски говоря, зашкаливает. А что несправедливо, так это невнимание к иным его концертам, которые не уступают Зиме, Весне, Лету и Осени. Но как бы там не было, "Времена года" - это шедевр вселенского масштаба. И как бы не пытались упростить его до синтетического звучания, он всегда будет головокружительной музыкой. Эти пьесы, как живописные полотна - их можно, слушая, разглядывать и осязать. Ощутить там снежную бурю, весеннее возрождение, летний дождь и вихрь опавших листьев. Вообще, слушая музыку Вивальди, можно и в себе открыть возрождение. Нужно только захотеть...