Найти в Дзене
Британские шиншиллы

Еще несколько слов об эвтаназии

В те времена, когда породного разведения в России не было, кошек, как известно, все равно разводили - или они размножались сами, имея свободный выгул и возможность встречи с котом. Если хозяевам кошки были не нужны котята, их топили (или уничтожали другими, зачастую еще менее гуманными способами).

Породное разведение принесло с собой культуру содержания и совершенно иное отношение к разведению кошек. Сейчас многие уже хорошо понимают, что проблему ненужных котят проще и гуманнее решить кастрацией, а возможность целенаправленно заниматься разведением лучше оставить профессионалам. Ведь по большому счету даже спонтанное, неорганизованное разведение всегда тяготело к попыткам получить нечто особенное, а не просто лишний десяток дворовых мурок.

Хотя проблема регулирования численности котят сразу и одномоментно не решилась, все-таки сегодня значительно реже, чем двадцать лет назад, можно услышать рассказы о том, как кто-то "утопил" либо "спустил в унитаз" лишних котят. Но проблема, теперь уже не "лишних", а тяжело больных и нежизнеспособных котят, осталась, - и универсального решения у нее до сих пор нет.

Рождение котят с различными пороками - это то, чего боится и старается по возможности избежать любой заводчик. Однако без проблем такого рода в нашем деле не бывает. Рано или поздно, если заводчик не закончит с разведением после одного или нескольких первых пометов, у него обязательно родится котенок с тем или иным врожденным отклонением. Более того: не все отклонения заводчик сумеет вовремя заметить, распознать, принять меры.

Самое страшное на самом деле - это когда котенок до определенного момента выглядит активным и жизнеспособным, растет, развивается и вдруг оказывается, что он неизлечимо болен. Совсем плохо, если выясняется это уже не у заводчика, а у владельца, который приобрел котенка в домашние любимцы.

Но сегодня рассмотрим другой, более простой, если можно так выразиться, случай: рождается котенок, у которого по всем признакам нет шансов на полноценную жизнь (допустим, у него расщелина черепа, тяжелая форма spina bifida и т.д.) и велика вероятность, что ни продавать, ни пристраивать его не придется, т.к. до продажного возраста он не доживет. Хотя при рождении такой котенок может быть живым и иногда даже активным.

В сельском хозяйстве решение очевидно: никто не будет выхаживать двухголового теленка или поросенка с шестью ногами. Но значительная часть кошкозаводчиков, особенно начинающие, пытаются "тянуть до последнего" любого котенка: и двухголового, и шестиногого. К этому их подталкивают и ветеринары, чье отношение к эвтаназии я уже описала в подробностях в одной из предыдущих статей. Ветеринарам, вообще говоря, и самим интереснее попытаться "спасти неспасаемое", нежели просто усыпить. Даже если оно предсказуемо не "спасется", ветврач может успеть очень неплохо на нем заработать - и не только в финансовом плане, но и в плане приобретения опыта.

Кстати, в результате некоторые пороки, ранее считавшиеся смертельными, могут стать вполне устранимыми и даже не за астрономическую сумму. Другой вопрос, что у котенка с такими пороками могут быть сопутствующие патологии, от которых он в конце концов все равно умрет, не дожив до взрослого возраста. Жизнь ему, однако, продлят.

В общем, даже если бы заводчик был морально готов к жесткому отбору с эвтаназией всех слабых и больных новорожденных котят, он сразу столкнулся бы с массой сложностей.

Во-первых, сама организация процесса. Вызов выездной службы по найденным в интернете контактам чреват: велика вероятность нарваться на мошенников. Если заводчик не может провести эвтаназию сам и не располагает "своим" ветеринаром, который приедет и все сделает, значит, котенка придется везти в одну из немногочисленных ветклиник, где есть такая услуга. А там заводчику, возможно, скажут:

Извините, но нет: сначала необходимо провести всестороннее обследование. Мы не усыпим животное только потому, что вы сочли его нежизнеспособным. И вообще не усыпим, потому что не видим признаков сильной боли, испытываемой животным. Вот когда они появятся, тогда и приходите - подумаем... обезболивающее назначим.

Во-вторых, гуманность тех методов эвтаназии, которые используются ветврачами, вызывает вопросы. Нет полной уверенности в том, что перед смертельным уколом животное действительно было без сознания и ничего не ощущало. Бывает так, что владелец только задним числом выясняет, что для эвтаназии использовалось одно из тех средств, которое не отключает сознание животного, а лишь обездвиживает.

Для оценки приемлемости метода эвтаназии используется большое количество "внешних" критериев, включая эмоциональный эффект, оказываемый на наблюдателей, и даже эстетичность. В этом плане, конечно, эвтаназия в ветеринарной клинике нареканий обычно не вызывает, все обставлено в высшей степени пристойно, и владельцу за его деньги могут быть предоставлены даже ритуальные услуги - урна с прахом, место на кладбище, красивое свидетельство о смерти и т.д.

Но заводчику все это обычно малоинтересно. Для него более актуальны другие вопросы. Что же, собственно, делать, если родился явно нежизнеспособный котенок с патологиями или уродствами, особенно - если он еще и мучается? Есть три варианта:

  • Максимально быстро провести эвтаназию (именно этот вариант диктуют соображения гуманности).

Надо, однако, иметь в виду, что если заводчик не может сделать все необходимое сам, то никакого "максимально быстро" не получится. У заводчика, как правило, нет под рукой нужных препаратов, он не знает дозировок, не в курсе, что и как нужно делать, чтобы не допустить ошибки. Таким образом, использовать он может либо простейшие физические методы, которые применяются в отношении лабораторных животных - например, цервикальную дислокацию (сворачивание шеи), декапитацию (обезглавливание) и т.д., либо замораживание (в морозильной камере, поскольку необходимого количества жидкого азота в наличии, скорей всего, тоже нет). Сегодня известно, что широко распространенное в прошлом утопление - абсолютно антигуманно (особенно с учетом повышенной устойчивости новорожденных животных к гипоксии).

  • Предоставить судьбу котенка "матушке-природе". Пусть как хочет, так и усыпляет. А захочет - наоборот, оживит.

Матушка-природа бывает очень изобретательна. Иногда исполнителем эвтаназии она назначает кошку-мать, и та умерщвляет котенка одним из доступных ей способов - конечно, физических, - и не всегда быстро. Правда, чаще всего котенок просто постепенно угасает, лежа в гнезде, но мы не знаем, что он при этом испытывает.

  • Пытаться спасать, несмотря ни на что, с высокой вероятностью обеспечить тем самым настоящую "смерть в мучениях" (обкалывать лекарственными препаратами, кормить через зонд, оперировать и т.д.)

В случае успеха, однако, есть шанс получить внешне совершенно здорового котенка и использовать его в бридинге продать его "на подушку". В этом случае потом придется как должное принимать упреки в том, что "распроклятые заводчики плодят больных котят".

Пожалуй, имеет смысл провести анонимный соцопрос среди заводчиков кошек. Как, по вашему мнению, нужно поступать с новорожденными котятами, которые явно нежизнеспособны (не в состоянии полноценно сосать и усваивать пищу, имеют видимые уродства, испытывают мучения и т.д.)? Можно выбрать несколько вариантов.

Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.