ТРОПАРЬ ВО ВТОРНИК, св. Иоанну Предтече, глас 2
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
КОНДАК ВО ВТОРНИК, св. Иоанну Предтече, глас 2
Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Св. мучен. Агапий и другие (8) Кесарийские.
(Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа).
В Риме и других больших городах римской империи, часто давались кровавыя зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и народ очень любил такие зрелища. Жертвою их нередко делались и христиане, выводимые на растерзание диким животным. Святые мученики, память которых празднует в нынешний день святая церковь, пострадали во время одного из таких кровавых боев, при следующих обстоятельствах. В царствование римского императора Диоклитиана, в III веке, в Кесарии палестинской происходило однажды празднество в честь языческих богов, при большом стечении народа из окрестностей. В числе жертв на звериной травле должно было явиться много христиан, и все они были растерзаны.
Находившиеся в числе зрителей христиане: Пуплий, Тимолай, Ромил, Дионисий и два Александра, не могли равнодушно смотреть, как лилась кровь невинных страдальцев. Они сами связали себе руки в знак того, что желают пострадать за Христа, предстали пред правителем города и безбоязненно исповедали себя христианами. Правитель, видя молодость их и жалея ее, сначала кротко уговаривал святых исповедников отречься от этого признания и поклониться идолам. Когда же все увещания оказались напрасными, он приказал заключить христиан в темницу, где они томились долго и наконец после многих истязаний были лишены жизни чрез обезглавление. С ними разделил подвиг мученичества Агапий, приведенный из Газы, и его слуга египтянин Дионисий.
Преклонимся с благоговением пред сими страдальцами-мучениками, пред их твердостию и непреклонностию в исповедании имени Христова, пред их смертию, послужившею переходом к блаженной жизни с Господом, и будем просить их об утверждении нас в вере и терпении христианском.
Но откуда св. мученики почерпали силу твердости и терпения? В чем заключалась причина их непреодолимого мужества в перенесении страданий? В ясном, сознательном и всецелом убеждении, что они страдают и умирают за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрез смерть соединиться с Ним, быть с Ним по слову Его: где Я, там и слуга Мой будет (Иоан. 14, 2). Эта твердая уверенность в непреложности обетования Господа, соединенная с пламенною любовию к Нему, и служила причиною непоколебимости мучеников в самых страшных мучениях.
Не фанатизм руководил страдальцев за Христа, как думают непонимающие страданий за истинные убеждения, а ревность по вере, основанная на ясном понимании христианства, на правильном понятии значения жизни временной и вечной. Можно ли называть фанатиками тех, которые, сознавая сами истину, защищали ее против всех нападок на нее, обличали ложь своих мучителей безбоязненно, доказывали тщету идолопоклонства и ново-иудейства неотразимо? Напротив, по всей справедливости, фанатиками должно назвать гонителей и мучителей христиан; потому что в основе их религиозных верований лежала ложь, которой не могли защитить основательно признававшие ее за истину, и упорством своим доказывали невежество свое и жестокосердие. Упорствовать во лжи, в ложных верованиях, когда представляется полная возможность разубедиться в ней, тем более заставлять отвергающих ее страдать и мучиться – не верх ли это слепого фанатизма? Думать, что, убивая христиан, приносишь службу Богу – не верх ли это безумия? Однакож и в наши еще времена появляется такое безумие, как видим из свежих еще примеров в действиях магометан, для которых убить гяура-христианина – значит показать доблесть правовернаго.
Чем же объяснить происхождение и проявление религиозного фанатизма? Невежеством и недостатком любви к ближним. Чем кто вернее и яснее понимает истину, тем он рассудительнее. Но истина только в христианстве. Христос Спаситель – свет миру (Иоан. 8, 12); Он просвещает всякого человека (Иоан. 1, 9), который последует за Ним (Иоан. 8, 12). Вне учения Христова, к которому приготовляли все ветхозаветные писания, нет чистой и святой истины религии: ибо Христос, как Бог, есть ее первоисточник (Иоан. 1, 17; 14, 6). И кто деятельно верует во Христа, тот и уразумеет, что учение Его божественно (Иоан. 7, 17). Проникнутый сим учением человек будет убеждать других заблуждающихся словом любви, а не истязаниями и умерщвлением в случае упорства. Наоборот – односторонность убеждения, закоренелое заблуждение, нежелающее всесторонне вникнуть в предлагаемое учение истинно божественное, непременно отразится жестокостию к держащимся противных мнений, по самой узкости взгляда на предмет, неозаряемого свыше светом духовным – от Бога. Христианство научает нас смотреть на всех людей – как на ближних, как на братий своих по естеству; а все ложные религии ограничивают любовь только ближайшими родными или, по большей мере, единоверцами. В таких понятиях можно ли ожидать беспристрастнаго, истинно человеческого отношения людей, чуждых учения христианского, к подобным себе по естеству людям, но разнящимся существенно своею верою? С терновника не собирают винограда и с репейника не собирают смокв (Мф. 7, 16).
Братия! Наш долг, долг всех верующих христиан, не только самим быть верными до самоотвержения чадами св. церкви, исповедниками веры, но и вразумлять безчинных (1Фес. 5, 14), противляющихся истине обличать и наводить на путь правды. Исполняя этот долг, мы явим себя достойными своего имени последователями Христа Спасителя, подражателями св. исповедников и мучеников, верными слугами Царя небесного и царя земного, споспешниками общественного блага, с которым неразрывно соединено и наше частное благо. Аминь.
протоиерей Григорий Дьяченко
Знай, что всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: «Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный». Часто он приходит вскоре, а часто — через два или три дня. Во всяком случае, придет.
старец Иосиф Исихаст
Земная Церковь – это все христиане, а не только священнослужители.
В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога. Мы не должны считать и именовать церковью лишь Патриархию или епархиальное управление. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Народ в массе своей пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».
Мы, миряне, не должны ощущать себя в храме лишь статистами или зрителями. Не нужно бояться обращаться к священникам. Им тоже необходима обратная связь.
В церковной общине можно найти применение своим талантам. При многих храмах организованы братства, сестричества, благотворительные организации. Если в вашем храме их ещё нет, не ждите приглашения, предлагайте сами. В церкви можно петь, стать алтарником, чтецом, проводить беседы, помогать в воскресной школе. Душеспасительно омыть храм после службы, помочь в трапезной.
Книга пророка Исаии, Глава 40, стихи 18-31
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом
и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево,
приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их,
и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог,
сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.