Найти тему
Учительская

Вселенная образования

«Кто я во Вселенной?» – этот вопрос учитель физики и астрономии лицея №2 городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики Аслан КАШЕЖЕВ задал ученикам на одном из испытаний Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022. В дальнейшем Аслан Зарифович стал лауреатом этого конкурса, обладателем призов: ученического жюри – Малого пеликана и «Фазовый переход. За службу физике», а еще отличился в федеральном проекте, организованном Министерством просвещения РФ и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке компании VK, «Классная тема!».

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

А кто он во вселенной образования? Педагог со стажем более двенадцати лет, прекрасно владеющий английским языком, кандидат физико-математических наук, имеющий диплом Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М.Бербекова и получивший по-своему ценный опыт обучения, стажируясь в Кембридже.

Однако себя он называет объясняльщиком. Это слово точно передает суть его общения с одноклассниками в школьные годы, когда юноше очень нравилось делиться знаниями с друзьями, объясняя то, что кому-то было непонятно. Объяснять – теперь это и его педагогическая миссия. Но все-таки сегодня Кашежев выстраивает такую логическую цепочку осознания себя во Вселенной: сын, муж, отец, учитель.

Живет Аслан Зарифович, по собственному признанию, в райском уголке, а любые вопросы по работе, участию в конкурсах, командировках и все остальные решения принимает, беря в расчет семью, в которой есть любимые жена и двое детей – сын и дочка. Каково будет семье, если он уедет?

А еще он называет себя просто хорошим человеком, потому что, к примеру, всегда приходит на урок с прекрасным настроением и улыбкой, зная, что, создавая дружескую и добрую обстановку, можно получить нужный результат. Слушая, как общается со школьниками учитель, имеющий немалый научный багаж, обращаю внимание на некоторые цепляющие фразы. И хочется о многом спросить.

Например, его педагогическое кредо: «Двойку я всегда поставить успею, надо искать и находить, чем увлечь ученика. Дальше работаем вместе!» Аслан Зарифович поясняет, что когда-то самым умным в классе был учитель, он решал судьбу всех школьников, вершил суд, делил детей на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. А поскольку времена меняются, сегодня многие дети активно развиваются сами, приходя в школу не за оценками, а за уникальными знаниями, которые можно получить от конкретного учителя. Научатся ли подростки самостоятельно мыслить и принимать решения, а не просто делать что-то ради оценки? Вопрос непраздный. Стремясь к системному обучению, учитель пока не отказывается от оценивания.

На своих уроках Аслан Кашежев может читать стихи собственного сочинения, говорить с ребятами о футболе, а иногда и обсуждать актуальные новости. Спрашивается, для чего? Наверное, это его искреннее желание найти с каждым учеником свои точки соприкосновения и быть в тренде. Но главное, как выразился учитель, – увлечь сложным предметом, ведь если сразу не заинтересовать ребенка физикой, то потом ему придется потратить много сил, чтобы самостоятельно постигнуть эту науку. Что скрывать, есть в школе и дети, и некоторые родители, которые считают определенные школьные предметы не самыми важными для изучения. Если ребенок художник по натуре, то зачем ему физика или астрономия?

С этим мнением Аслан Зарифович не согласен. Поэтому для таких детей он придумал специальные творческие задания. Учитель предлагает нарисовать созвездие, и это домашнее задание не на один день. Так, с легкой руки педагога, который восхищается своими предметами, рождается шедевр – полная карта звездного неба. Может быть, из подобных самостоятельных картин когда-нибудь в Нальчике организуют выставку, которую посетят дети разных возрастов и из разных школ. А потом вдохновленные ребята будут спешить на уроки ради познания нового, неизведанного и загадочного. Ради того, что в жизни им обязательно пригодится, даже если это понимание придет гораздо позже.

Рассказ о себе Аслан Кашежев начинает с благодарностей семье: маме Саре Патовне, ученой и одной из первых женщин-аспиранток на Северном Кавказе, которая училась в Институте земного магнетизма, ионо­сферы и распространения радиоволн имени Н.В.Пушкова Российской академии наук в Троицке. А еще – любопытный факт – однажды она пила чай с нобелевским лауреатом Виталием Гинзбургом! Также отдельная благодарность отцу Зарифу Хасеновичу, который в свое время серьезно занимался научной работой на физическом факультете Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М.Бербекова.

За многое, что уже получилось в профессии, Аслан Зарифович также благодарен и старшей сестре Индире. Потому что очень хотел стать… лучше, чем она. Неплохая мотивация для мальчишки, согласитесь? Жизнь в семье физиков, где процветала любовь к образованию, в атмо­сфере большой домашней библиотеки – вот тот самый фундамент, на котором возрастал будущий ученый, учитель, победитель конкурсов, человек, которому однажды было сказано: «Участвуй! Всегда и во всем!» Так наставлял его научный руководитель диссертации профессор Виктор Созаев.

О своем увлечении книгами Аслан Зарифович может говорить часами. Ему нравятся разные жанры и чтение как процесс. Особенно интересна научно-популярная литература, и потому он советует каждому своему ученику и его родителям тоже прочитать, например, книгу «Солнечное вещество» Матвея Бронштейна. Этот автор за свою небольшую жизнь успел ярко войти в историю фундаментальной физики и научно-художественной литературы. По мнению учителя, такие произведения позволяют понять, как именно формировалась наука. К тому же его восхищает авторский стиль Бронштейна. Аслан Кашежев уже не раз задумывался о том, чтобы когда-нибудь начать писать собственные книги.

Отдельная тема для разговора с одним из участников всероссийского учительского конкурса – удивительно добрая внутришкольная атмо­сфера лицея, где он преподает. Аслан Кашежев дорожит тем, что, имея серьезные успехи в своей профессиональной деятельности, не стесняется советоваться с коллегами. Педагоги лицея во всем поддерживают друг друга, а это значит, что в случае возникновения каких-то внешних сложностей все разрешится совместными усилиями.

Конечно же, эту мирную атмо­сферу чувствуют ученики и, разумеется, родители. Ведь с родителями школьников Аслан Зарифович тоже общается. Иногда проявляя характер и отвечая вопросом на вопрос. А что вы, уважаемые родители, знаете о школьных делах дочери или сына? Вы насколько заинтересованы в успехах своего ребенка? Легче всего, по мнению учителя, ссылаясь на занятость, отправить чадо в школу и почти забыть, не интересоваться ребенком, рассчитывая на учителей. Сложнее, наверное, найти время, присесть рядом, поговорить, расспросить родного человека о том, как проходит его школьная жизнь. Понять и попытаться помочь, не ссылаясь на какие-то якобы срочные дела.

Категоричное мнение Аслана Кашежева по поводу необходимости постоянного внимания и доброты к собственным детям объясняется не только его профессиональным взглядом. Он сам заботливый муж и отец. А семья, о которой можно написать отдельный небольшой рассказ, была создана благодаря его увлечению танцами. В школьные годы Аслан Зарифович занимался ими ради саморазвития. В студенческие годы ознакомился уже с танцами спортивными, бальными и народными. Будущий учитель смело стремился совместить, казалось бы, несовместимое. И в этом проявлялся его характер.

Так случилось, что его будущая жена однажды сама обратила внимание на танцующего красивого и умного молодого мужчину. Она выбрала его сердцем. Аслан Зарифович в тот день выступал в роли танцевального преподавателя. В числе пришедших в зал была девушка, которая не спешила на сцену, а предпочла понаблюдать со стороны. Ее внимательный взгляд и заметил тренер. Предложил подняться на сцену, хотел поддержать, помочь проявить себя в танце. Взял ее за руку… и оказалось, что это на всю жизнь.

С тех пор они вместе. Детям 11 и 8 лет. С рождением первого ребенка – сына – Аслан Зарифович изменил подход к работе (тогда он трудился в университете), отодвинул в сторону все свои увлечения, включая танцы и спорт. Семья стала главной жизненной потребностью один раз и навсегда. Все свободное время, все выходные теперь посвящаются только семье. Вместе с супругой Мариной Юрьевной решили, что своим детям – сыну Арсаму и доченьке Алисане – будут уделять максимум внимания, чтобы они получили всю родительскую любовь. Расставив однажды жизненные приоритеты, Аслан Кашежев прежде всего папа и лишь потом учитель. Своей семьей он дорожит бесконечно.

Конечно же, после второго всероссийского конкурса (первый состоялся в 2015 году) педагог стал очень востребованным, в том числе и на российском телевидении, где теперь простыми словами рассказывает о сложном.

Аслан Зарифович искренне заинтересован в продвижении профессии учителя, сохраняя все контакты, которые приобрел во время конкурсов, различных встреч. Учительское движение, по его собственному признанию, сегодня объединяет людей с определенным и по-своему уникальным складом характера. Их нужно слушать, ведь они знают, что сказать, и делают это красиво, на высоком профессиональном уровне. Человек, который, по мнению Аслана Кашежева, принял решение участвовать во всероссийском конкурсе, не просто смелый, а очень смелый. И потому педагог вновь и вновь обращается к своим коллегам, призывая участвовать в самых различных испытаниях, считая, что само по себе участие – уже победа, и прежде всего над самим собой. Это дополнительный плюс в профессиональной жизни, а еще это прекрасная возможность рассказать миру о своей вселенной, в которой находятся семья, школа, ученики и их родители.

Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».