Как же в Церкви Христовой мудро и назидательно всё устроено! Не перестаю этому факту ежедневно удивляться! Не перестанет меня никогда удивлять, радовать, назидать, поддерживать духовно и давать ресурс глубина содержания церковных служб, церковных Таинств, обрядов и чинопоследований. Всё в них посвящено одному главному духовному событию космического масштаба – нашей встрече с Богом, Бога с нами, поэтому и содержат они в своих текстах очень позитивные и духовно значимые свидетельства этого вселенского события, выраженные лучшими человеческими эмоциями и духовными дарами, такими как - удивление, трепет, благоговение, страх Божий, вера, радость, празднование, ознаменование, благодарность, воодушевленнось, готовность меняться, щедрость и т.д.
Я принял сан священства почти двадцать лет назад, и практически наизусть знаю много служб и текстов, но любая служба неизбежно заставляет меня погружаться в ее содержание глубоко, осознано, каждый раз с приобретением для себя нового духовного опыта. Не является исключением и чин освящения дома, внутреннее содержание которого содержит глубокое христианское назидание, но, к сожалению, не всегда и всеми христианами в нужной степени понимается и воспринимается. Освящение квартиры, как самый «близкий к миру» чин, совершаемый в обыкновенных квартирах, часто по просьбе малоцерковных хозяев, зачастую воспринимается всего лишь как утилитарное действо, призванное «очистить ауру», привлечь благополучие, отогнать болезни и неприятности и т.п. В связи с этим у меня возникло желание раскрыть для вас, дорогие, смысл и содержание чина освящения жилища, возможно для кого-то пригодиться, ну а мне приятно поделиться некоторой частью своей приходской повседневности. Для этой задачи нам нужно освятить для себя следующие вопросы: о чем говорится в молитвах чина освящения жилища, а также спасения «от чего» мы просим у Бога и «для чего». Итак, сначала про молитвы….
Молитвословия при освящении дома сосредоточены вокруг одной темы, излагаемой в следующем Евангельском отрывке:
«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:1-10)
В повествовании о встрече мытаря Закхея с Господом Христом затрагиваются самые глубинные вопросы веры. Здесь повествуется о главной религиозной теме - встрече Бога и человека. Бог ищет человека... Спаситель пришел взыскать погибших, и человек, потерянный и погибающий, отвечает на божественную любовь, устремляясь всем своим существом к Нему, готовый коренным образом измениться, и переродиться духовно - отныне и навсегда! Само имя человека - Закхей - представляет собой производную форму от Захарии, что значит «Господь вспомнил (о ком-то)». И действительно, Господу не безразлична судьба этого маленького грешника: Он помнит о нём и ищет его... И вот мы становимся свидетелями спасения, пришедшего в дом Закхея. Это встреча явилась спасением для вечности хозяина дома, и его сродников, и само жилище, в котором живет Закхей, с этого момента получило Божественный покров и защиту «из рода в род». Священник произносит первую молитву, в которой евангельское событие как бы «переносится» в нашу жизненную повседневность, сообщая и присутствующим Божие обетование данное когда-то Христом евангельскому мытарю: «Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый; Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие, и ненаветен тех живот выну сохраняяй, изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
Далее священник тайно читает вторую молитву: «Владыко Господи Боже наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй, благословивый дом Лаванов при входе Иакова и дом Пентефриев приходом Иосифовым, благословивый дом Аведдарин внесением кивота, и во дни пришествия во плоти Христа Бога нашего, спасение дому Закхеову даровавый: Сам благослови дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем».
В этой молитве священник просит Бога совершить чудеса, которыми Он в древности посещал человека, в жизнь которого приходила Его Святыня:
- ради праведного Иакова Он послал благословение дому Лавана (Быт. 30:27);
- Господь благословил дом египтянина Потифара ради Иосифа Прекрасного, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (Быт. 39:5);
- пребывание ковчега Господня в доме Аведдара Гефянина привлекло благословение Божие на Аведдара и на весь дом его (2 Цар. 6:11);
- воплотившийся Бог-Слово приносит Своим приходом спасение дому Закхея (Лук.19:1-10).
После этого священник благословляет рукой трижды елей, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», и читает над елеем молитву: «Господи Боже наш, призри ныне милостивно на молитву мене смиреннаго и недостойнаго раба Твоего, и низпосли благодать Пресвятаго Твоего Духа на елей сей, и освяти его, яко да будет во освящение месту сему и на нем сооруженну дому, и на прогнание всякия сопротивныя силы и сатанинских наветов, Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
После этой молитвы священник берет святую воду и кропит ею «вся стены дому окрест и вся клети его, глаголя»: «Во имя Отца и Сынa и Святаго Духа, окроплением воды сея освященныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Каждый христианин именуется Церковью воином Иисуса Христа, который сражается с силой зла Именем Божиим. Окропляя все уголки жилища, священник пространство дома посвящает Богу, надеясь, что и в жизни хозяев дома не останется места, в котором Бог не являет Свою Славу и Святость.
Окропив весь дом, священник берет святой елей и помазывает им крестообразно стены дома в местах, где написан крест, в середине его (креста), начав с восточной стены, затем западную, северную и южную, каждый раз произнося: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Проводником благодати здесь призван стать чистый елей (растительное масло), которым затем священник будет помазывать стены дома. Елей в древних библейских текстах связан с духовной радостью, с грядущей Новозаветной благодатью. Бог издревле обетовал «возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда» (Ис. 61:2). Именно эта радость наполнила спасенного мытаря Закхея, изливаясь на окружающих в обещании воздать всем обиженным вчетверо. Любовь Божия порождает нашу ответную любовь и дает нам силы меняться, и радоваться. Изображая Крест на всех стенах, соответствующих четырем сторонам света, выражается упование на Христа Распятого, хранящего нас и ограждающего жилище со всех сторон.
Во время помазания елеем стен дома певцы медленно поют на глас 5-й стихиру: «Благослови, Господи, дом сей, и исполни его земных Твоих благ, и в нем благочестно жити хотящих от всякаго злаго обстояния неврежденных сохрани, и всякое изобилие небеснаго и земнаго Твоего благословения тем даруй, и яко Щедр помилуй, по велицей Твоей милости».
Итак, освящение дома - это запечатленный в обряде образ благочестивой жизни, которая дарует свои плоды: изобилие небесного и земного, сохранение от зла. Затем читается упомянутый евангельский отрывок - (Лук. 19:1-10) По прочтении Евангелия священник кадит ладаном весь дом, что призвано напомнить о важности вознесения к Небу нашей молитвы, и произносит псалом царя Давида:
Милость и суд воспою Тебе, Господи!
Пою и размышляю о пути непорочном: когда придешь ко мне?
Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего,
не полагал пред очами моими дела законопреступного,
творящих преступление я возненавидел.
Не прилипало ко мне сердце непрямое,
уклоняющегося от меня лукавого я не знал.
Тайно клевещущего на ближнего своего — такого я изгонял;
со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем — с таким я не ел.
Глаза мои на верных земли, чтобы сидели они со мною;
ходящий непорочным путем — тот служил мне.
Не жил внутри моего дома поступающий гордо;
говорящий неправду не был прав пред глазами моими.
Поутру избивал я всех грешников земли,
чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие.
(пер. Юнгерова П.А.).
В этом псалме содержатся слова об ожидании Бога: «когда приидеши ко мне?» В своем толковании Афанасий Великий так передает слова этого псалма: «Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое». А вот следствием этой встречи будет следование «пути непорочному среди дома моего». По сути, в этом псалме царь Давид показывает нам, как хранить свой дом от зла, чтобы он соответствовал своему названию: хранить своё жилище как домашнюю Церковь. Проживание в освященном доме исключает злобу в сердце его обитателей, всяческого рода клевету и сплетни про ближних, взирание очами на сопряженные с грехом зрелища, общение с людьми, уводящими с пути истинного. Напротив, царь и пророк Давид советует приводить в свой дом людей верных и достойных, общение с которыми приносит лишь взаимную пользу и духовный рост. В словах «избиение грешников с раннего утра» содержится призыв бороться с лукавыми помыслами «утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу» (свт. Афанасий Великий).
Священник затем произносит краткую сугубую ектению (т.е. усиленное моление): «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй... Еще молимся о еже низпослати благословение Свое на дом сей и на рабов Своих (имена), и на всех в нем благочестно жити хотящих, и послати им Ангела Своего милостивa, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла, и наставляюща к деланию всех добродетелей, и ко исполнению святых Христовых заповедей, и о еже сохранити их от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча и нашествия иноплеменник, от всякия смертоносныя раны, и даровати им здравие, и долгоденствием оградити их, и во всем угобзити (изобилие даровати), рцем вси, Господи, услыши и помилуй». В этой молитве священник еще раз просит Бога сохранить от зла всех, желающих благочестиво жить в этом доме. Прошение этой ектеньи «еще молимся за всю братию и за вся христианы» напоминает, что спасение невозможно без любви к ближнему, а также и вне Церкви. Затем обычный «отпуст» и завершается чин освящения.
Итак, дорогие, надеюсь этот пост приоткрыл для вас смысл и духовное содержание чина освящения жилища! Надеюсь теперь наши, священников и мирян, совместные молитвы во время освящения жилья будут приносить больше радости и духовной пользы во славу Бога Нашего! Благодать Его и радость да пребудут в ваших домах и душах! АМИНЬ.