Найти в Дзене
Русский сталкер

Великие книги: Иоганн Гете. «Фауст» (1808-1831 гг.)

Он рвется в бой, и любит брать преграды, И видит цель, манящую вдали, И требует у неба звезд в награду И лучших наслаждений у земли, И век ему с душой не будет сладу, К чему бы поиски ни привели. (И.-В. Гете. «Фауст») Это произведение бьет все рекорды по цитируемости и упоминаемости другими авторами. По нему поставлены многочисленные фильмы, спектакли, оперы… Что же так трогает людей в трагедии, написанной великим немецким литератором Гете (1749-1832) почти 200 лет назад? Доктор-чернокнижник В основу сюжета «Фауста» легли средневековые немецкие мифы и предания о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу в обмен на бессмертие. Большинство исследователей считают, что Фауст – фигура вполне подлинная. Этот человек жил в XVI в. и зани­мался исследованиями в области фи­лософии и магии. Изучение древних каббалистических манускриптов помогло ему овладеть магическим искусством. На стене бывшего постоялого двора в немецком городе Вюртемберге и поныне висит мемориальная доска. Надпись на ней гласит:
Оглавление

Он рвется в бой, и любит брать преграды,

И видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли,

И век ему с душой не будет сладу,

К чему бы поиски ни привели.

(И.-В. Гете. «Фауст»)

Это произведение бьет все рекорды по цитируемости и упоминаемости другими авторами. По нему поставлены многочисленные фильмы, спектакли, оперы… Что же так трогает людей в трагедии, написанной великим немецким литератором Гете (1749-1832) почти 200 лет назад?

Доктор-чернокнижник

В основу сюжета «Фауста» легли средневековые немецкие мифы и предания о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу в обмен на бессмертие. Большинство исследователей считают, что Фауст – фигура вполне подлинная. Этот человек жил в XVI в. и зани­мался исследованиями в области фи­лософии и магии. Изучение древних каббалистических манускриптов помогло ему овладеть магическим искусством.

На стене бывшего постоялого двора в немецком городе Вюртемберге и поныне висит мемориальная доска. Надпись на ней гласит: «Мефистофель — один из самых могущественных демонов, которого при жизни Фауст называл своим зятем, свернул ему шею, едва истек двадцатичетырехлетний срок соглашения между ними, и предал душу его вечному проклятию».

По некоторым историческим источникам, это потустороннее «мокрое дело» свершилось в 1540 г. Точную дату теперь уже не установить, но все летописцы сходятся в том, что человек, величавший себя магистром Георгом Забеликом Фаустом-младшим, много десятилетий славился в Европе своими способностями то ли чудотворца, то ли гениального мошенника.

К примеру, протестантский пастор Йохан Гаст в одном из памфлетов писал, что дрессированные животные, собака и лошадь, которые участвовали в выступлениях Фауста, на самом деле были злыми духами, повсюду сопровождавшими своего хозяина, ибо это было особо оговорено в его соглашении с Сатаной…

В народе жили изустные предания о потрясающих способностях чародея Фауста. Говорили, к примеру, о том, что стоило ему похлопать рукой по деревянной столешнице, как та начинала источать потоки вина… Или о том, как с голодухи Фауст умял целый воз сена, закусив телегой и лошадью… Или о том, как среди зимы дьявол снабжал Фауста свежей клубникой… В одной такой сказке изнемогавший от жары Фауст велел чертям усыпать землю снегом, чтобы он мог покататься на санях… А чего стоит история о том, как на базаре ученый заставил цыплят мгновенно вы­лупиться из яиц, накрыв их своим пла­щом! В другой раз он упал в воду из лод­ки, но его одежда осталась сухой... Со­временники Фауста не могли объяснить это иначе, как вмешательством дьявола…

На самом деле Фауст находился в контакте не с дьяволом, а с демонами, которых вызывал с помощью книг по черной магии. Одним из них был Мефистофель, которому доктор пообещал собственную душу в обмен на блага, недоступные простым смертным…

Реальная личность

Противоречивых отзывов о докторе Фаусте хоть отбавляй, а вот достоверных сведений о нем на удивление мало, и нам остается лишь строить более-менее вероятные предположения о том, кем он был на самом деле. По некоторым источникам, в 1509 г. этот человек под именем Йохан Фауст окончил Гейдельбергский университет и отправился в Польшу продолжать образование в области естественных наук. По-видимому, вскоре он стал странствующим звездочетом и чародеем, ибо известно, что, уже как Георга Фауста, его изгнали из Эрфуртского университета… В 1520 г. Фауст очутился при дворе Георга IIIБамбергского, где подвизался составителем гороскопов. Восемь лет спустя, когда Фауст принял имя Йорг Фаустус и объявил себя предсказателем судеб, его пинками вытолкали из города Ингольштадта. Какое-то время после этого он усердно работал директором пансиона для мальчиков в Нюрнберге, но в 1532 г. был уволен и с позором изгнан из города за растление учеников…

Судя по всему, реальный Фауст обладал недюжинной способностью оставаться на плаву в любых обстоятельствах. Он как ни в чем не бывало рассылал визитные карточки, в которых рекомендовал себя как «первого среди магов, звездочетов, второго среди фокусников, хиромантов, аэромантов, пиромантов и гидромантов».

Многочисленные пробелы в наших знаниях о Фаусте историки объясняют его уходом от суетного мира и тайными изысканиями, которые Фауст оплачивал деньгами, заработанными предсказаниями. К началу XVI столетия имя Фауста уже прочно связывалось с черной магией. Даже зачинатель протестантской Реформации Мартин Лютер (1483-1546) говорил, что без помощи господа не в силах оградить себя от демонов, насылаемых на него Фаустом.

Фауст в литературе

Как бы там ни было, слава Фауста очень быстро распространилась за пределы Германии. Изданную в 1587 г. «Историю Йохана Фауста» некоторые критики считают едва ли не самым значительным достижением германской романистики. Она пришлась по вкусу не слишком взыскательному массовому читателю и была переведена на несколько языков. Портреты коварного Мефистофеля и охваченного ужасом греховодника Фауста поражали воображение читателя. Книга дважды переиздавалась в XVII столетии.

В 1594 г. в Англии была осуществлена постановка драмы знаменитого стихотворца Кристофера Марло (1564-1593), который за год до этого умер при весьма таинственных обстоятельствах. Его драма была щедро сдобрена сальными шуточками и полна нападок на римских католиков. Основная идея Марло сводилась к тому, что за всякое сомнение в истинности слова божьего приходится платить собственной душой. Фауст у Марло не был заурядным шарлатаном или сатанистом, он искал помощи Князя Тьмы лишь затем, чтобы познать человеческую природу. Самые сильные эпизоды драмы посвящены тщетным попыткам покаяния Фауста, осознавшего, наконец, истинный смысл своей сделки с Сатаной…

Лишь спустя триста лет после кончины Фауста появилось самое, вероятно, великое литературное произведение, посвященное жизнеописанию этой таинственной личности. Гениальный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете корпел над своей стихотворной пьесой почти 60 лет, с 1774 по 1831 гг. Первая часть трагедии вышла в свет в 1808 г. Вторую автор завершил 22 июля 1831 г. В августе того же года он запечатал рукопись в конверт, оставив указание вскрыть и опубликовать книгу только после его кончины… В начале марта 1832 г. Гете отправился на прогулку в открытом экипаже, сильно простудился и скончался. Это произошло 22 марта, ровно через восемь месяцев после завершения работы над «Фаустом». В том же году вторая часть, согласно завещанию писателя, увидела свет…

Сделка Мефистофеля с Богом

Трагедия начинается с дискуссии между директором театра, поэтом и комическим актером о том, как следует писать пьесы. Директор разъясняет своим оппонентам, что нет смысла создавать великие произведения, так как основная масса зрителей не в состоянии их оценить по достоинству:

Засуйте всякой всячины в кормежку:

Немножко жизни, выдумки немножко,

Вам удается этот вид рагу.

Толпа и так все превратит в окрошку,

Я дать совет вам лучший не могу.

И далее начинается история доктора Фауста, отнюдь не фокусника и авантюриста, которым он предстает у других авторов, а глубокого ученого, полностью разочаровавшегося в жизни и стоящего на грани самоубийства:

Не тешусь мыслию надменной,

Что светоч я людского рода

И вверен мир моему уходу.

Не нажил чести и добра

И не вкусил, чем жизнь остра.

И пес с такой бы жизни взвыл!

И к магии я обратился,

Чтоб дух по зову мне явился

И тайну бытия открыл.

Чтоб я, невежда, без конца

Не корчил больше мудреца,

А понял бы, уединясь,

Вселенной внутреннюю связь,

Постиг все сущее в основе

И не вдавался в суесловье.

Фаусту является Мефистофель, который заключает пари с Богом, утверждая, что Фауст не сможет спасти свою душу:

Поспорим. Вот моя рука,

И скоро будем мы в расчете.

Вы торжество мое поймете,

Когда он, ползая в помете,

Жрать будет прах от башмака,

Как пресмыкается века

Змея, моя родная тетя.

Этот мотив можно встретить также в ветхозаветной Книге Иова.

Мефистофелю удается заполучить душу Фауста, пообещав вернуть ему радость жизни. Они заключают соглашения о том, что душа доктора отходит Мефистофелю, когда Фауст возвеличит какой-нибудь миг своей жизни:

Едва я миг отдельный возвеличу,

Вскричав: “Мгновение, повремени!” -

Все кончено, и я твоя добыча,

И мне спасенья нет из западни.

Мефистофель приводит Фауста в «Кухню ведьмы», где его поят омолаживающей настойкой, затем всячески потворствует сближению Фауста с приглянувшейся тому Маргаритой (Гретхен), и фактически становится причиной обрушившихся на девушку несчастий: мать Гретхен умирает от подлитого по наущению Мефистофеля снотворного, Фауст и Мефистофель убивают в драке брата Маргариты Валентина, который пытается отомстить за поруганную честь сестры… В результате Маргарита убивает зачатого от Фауста ребенка и сходит с ума в заключении.

Борьба за душу

Во второй части книги Фауст оказывается в аркадских рощах, где заключает союз с античной Еленой, символизирующей жизнь, посвященную искусству:

С тех пор как я тебе алтарь воздвиг,

Как мир мне дорог, как впервые полон,

Влекущ, доподлинен, неизглаголан!

Впоследствии он, однако, решает отречься от «запредельного» и посвятить себя служению обществу, построить государство счастливых и свободных людей. Но это не входит в планы Мефистофеля, и тот уничтожает пару старичков-земледельцев — Филемона и Бавкиду, которые кажутся доктор олицетворением идеального уклада жизни.

И все же Фауст не утрачивает своих идеалов. К концу трагедии он воодушевлен тем, что ему удалось реализовать себя в работе, которая несет людям благо:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил:

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

Увидеть я б хотел в такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

И не сотрутся никогда они".

И, это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю.

И это является как раз «возвеличиванием», которое приводит к тому, что Мефистофель получает власть над его душой. Но, хотя ему удается поначалу забрать душу Фауста, впоследствии ангелы, посланные Господом, отбирают ее и уносят в рай…

Зло, творящее добро…

Вторая часть произведения Гете глубже первой и насыщена аллегориями. В ней автор излагает свои мысли о таких предметах, как естественнонаучная сфера, политика, эстетика и философия. Она намного труднее для понимания, чем первая, и является более «программной».

Главный герой «Фауста» совершенно не похож на персонажей более ранних произведений. Фауст Гете — истинный подвижник, недовольный уровнем современного ему научного знания и миропонимания, и оттого готовый отдать душу за один-единственный миг полного интеллектуального блаженства…

В то же время, по мысли Гете, человек способен достичь высот нравственности, несмотря на изначально заложенное в нем зло. Об этом говорит в начале пьесы сам Мефистофель, «рекомендуясь» Фаусту:

Часть силы той, что без числа

Творит добро, всему желая зла.

Кстати, в 1780 г. Гете вступил в Веймарскую масонскую ложу «Амалия» и впоследствии достиг высоких степеней масонского посвящения. Понятно, что это не могло не найти отражения в его произведении. «Фауст» - это не просто история о «запутавшемся» ученом и искушающем его дьяволе, это рассуждение о сути жизни и смерти, добра и зла, о человеческом призвании и сферах бытия…

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора