Всем доброго дня! Иван Сергеевич Тургенев умел работать быстро и качественно, поэтому, как правило, роман он писал не более чем за два года... Из этого правила есть только одно исключение - роман "Новь", который писался целых шесть лет... Этот же роман стал последней крупной работой писателя в его очень богатой и насыщенной жизни.
Как обычно Тургенев мастерски обошел цензуру (он вообще очень хорошо умел это делать), опубликовав сначала первую, не самую страшную часть романа, а только потом вторую. Цензура очень хотела запретить к публикации "второй номер", однако это породило бы большой скандал в обществе, поэтому книгу пришлось напечатать.
Тургеневу, как это повелось со времен "Отцов и детей" досталось от обоих лагерей (и от консервативного и от народнического), Тургенева, как это полагалась с конца шестидесятых годов, назвали великим писателем пятидесятых, который уже устарел к временам семидесятым.
(Народники посчитали, что Тургенев не понимает их тонкой натуры, а консерваторы, вроде Мещерского, называли произведение Тургенева "гадостью" и "мерзостью", а самого Ивана Сергеевича сей талантливейший критик клеймил, как человека, лишенного всякого чувства патриотизма).
Как обычно, Тургенева смогли понять только лучшие люди его времени, в частности Всеволод Михайлович Гаршин писал своей матери следующее:
Прочли ли вы "Новь"? Вот Иван Сергеевич на старости лет тряхнул стариною. Что за прелесть! Я не понимаю только, как можно было, живя постоянно не в России, так гениально угадать всё это.
В общем, Тургенева, как обычно, сначала не пожаловали, а потом, после событий 1877-го года (в частности покушения Засулич на Трепова) объявили всенародным пророком.
Однако давайте обратимся к самому роману:
Фактически его фабула имеет в своей основе несколько главных образов:
Соломин
Нежданов
Марианна Викентьевна Синецкая
Паклин
Маркелов
Борис Сипягин
Валентина Сипягина
Машурина
Коломойцев
Я их расположил, как мне кажется, в порядке значимости.
Главной идеей романа, это отмечает Иван Сергеевич в своих дневниках, является противопоставление Соломина и Нежданова.
Соломин является образованным выходцем из народа, очень деятельным смелым и добрым человеком, который, хоть и не особо участвует в революции, но, по сути дела, творит её.
Нежданов же напротив - аристократ - важнейшая деталь, которую многие упускают из вида. Он эстет, поэт, оратор, но никак не революционер. Фактически история Нежданова - эта история о человеке, который занялся не своим делом. Он не может идти в народ, потому что не понимает, что перед ним за стихия, Соломин - может, а Нежданов - нет. Поэтому у Соломина и школу получается открыть, и больничку, а потом и вообще целый завод, работающий по принципу свободной артели, а Нежданов заканчивает свою жизнь так, как заканчивают её "аристократо-поэты".
Марианна Викентьевна Синецкая не нигилистка, хоть её так иногда называют - она, как бы душа книги - куда придёт, там и правда. По крайней мере мне так кажется.
А вот следующий образ Паклина - просто великолепен. Он действительно своеобразный русский Мефистофель, как о нем выразился Нежданов (Паклин с Неждановым вообще всё прекрасно друг о друге знают, так как Паклин называет его Гамлетом, а Нежданов зовёт Паклина Мефистофелем. Более точные аналогии точно придумать).
Вообще кроме Машуриной мало кто в романе реально верит в успех дела - революционные движения в России того времени создавались не столько для того, чтобы свергнуть царя, сколько для того, чтобы чувствовать себя человеком.
Нежданов впрямую говорит о том, что не верит в дело революции в своей предсмертной записке; для Маркелова попытка бунта была чем то сродне самоубийству (особенно это хорошо видно по его уныло-равнодушной реакции на приговор).
Однако меньше всех в "дело" верит Паклин. Даже когда он сдаёт своих товарищей (хоть и случайно) он думает не о том, что подставил своих друзей, а о том, как бы в протоколе не написали, что их сдал именно он!
"И зачем я совался туда, куда мне — ни к коже, ни к роже? — думал он опять свою отчаянную думу. — Не мог сидеть смирно на своей лавочке! А теперь они говорят и, пожалуй, напишут: некто господин Паклин все рассказал, выдал их... своих друзей выдал врагам!"
Фактически у Паклина говорящая фамилия... Он действительно напоминает паклю - рыхлое, очень опасное во время пожара существо.
Среди персонажей-революционеров хуже Паклина только купец Голушкин, который с великим размахом жертвует тысячу рублей, однако при первой же опасности ползает в ногах у царских прихвостней.
Маркелов - герой понятный и довольно простой. Он представляет собой простого мелкопоместного дворянина, который осознал то, что сделать он ничего не может (недостаточно ни власти, ни денег, ни образования, ни счастья) поэтому пошёл по единственному верному пути - порвал на себе рубаху.
О шарже на видимых либералов Сипягиных не говорил только ленивый... Но если кратко, то Сипягины действительно олицетворяют собой людей, которые лишь покрывают себя позолотом демократии, однако при реальных обстоятельствах обнажают железный меч и рабскую плеть.
Роман "Новь" Ивана Тургенева действительно подводит итог всех политических воззрений автора. Помимо этого Тургенев говорит о том, что в России ещё не появились люди, которые были бы действительно готовы противостоять реакции. Только один человек во всём романе делает это более менее успешно - Соломин, однако его одного недостаточно...
У кого-то не хватает моральных принципов; кто-то слишком слаб, кто-то попал не в свою стезю, где выглядит, как седло на корове; а кто-то вообще лишь делает вид, что он на стороне Свободы...
Тургенев сделал одно из самых страшных предсказаний в русской литературе, которое заключается в том, что в итоге революции, случившейся в 1917-ом, к власти пришли Паклины и Голушкины (Временное правительство), так как они оказались самыми живучими, однако они же и самые мягкие, поэтому, когда на сушу вышли "Новые Крысы" (открытие Александра Грина в рассказе "Крысолов") Паклины и Голушкины не смогли им сопротивляться, не смогли подвергать свою жизнь опасности, не смогли противостоять новому злу; а Соломины, считая, что их дело - поднимать хозяйство попытались приспособиться сначала к Паклиным, а потом и к "Новым Крысам", вот только в своём итоге они стали раскулаченными...