Найти тему
65,3K подписчиков

Опрос репетитора про задачи в начальной школе вскрыл проблему поважнее. Дети, воля и ДЗ

5,8K прочитали

Дурная голова с детства не даёт покоя неугомонному и въедливому репетитору. В современной реальности так много удивительного, что невозможно не увлекаться, товарищи.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

На этот раз въелась в вопрос: почему дети плохо справляются с решением задач?

Провела собственное расследование, которое непременно надо обсудить.

Так как я занимаюсь блогингом, есть возможность дотянуться до широкой аудитории. А местные мамочки давно привыкли к чудачествам московского педагога, поэтому если распространяю опросы, они берут листочки, раздают знакомым и тщательно заполняют, за что я им очень благодарна.

Итак, в общей сложности в опросе приняли участие 150 человек. Речь идёт об учениках младших классов.

Чтобы отвлечь внимание от цели исследования, пришлось внести несколько лишних вопросов, иначе бы всё указывало на задачи, а мне нужен был непредвзятый и чистый эксперимент. Однако получилось даже лучше, потому что, помимо прочего, вскрылась важнейшая деталь, позже о ней скажу. Показываю опросник и результаты:

Плюс около ста анкеток в разных мессенджерах и в письменной форме. Процентное соотношение сохранено идеально.
Плюс около ста анкеток в разных мессенджерах и в письменной форме. Процентное соотношение сохранено идеально.

Как мы видим, задачи были и остаются одним из самых сложных навыков, формируемых в начальной школе. Не удивилась, так всегда было.

Но не в такой степени, как сегодня! Единицы, буквально единицы справляются с текстовыми задачами! Остальной класс сидит и не решает. Не может, не получается.

Чему удивилась: пункты со второго по четвёртый как раз и должны были отражать суть проблемы, ведь решить задачу это вчитаться, мысленно или вслух пересказать, а затем, рассуждая, применить подсчёты.

Возможно родители не очень ответственно и не совсем объективно оценивают навыки детей. Ведь читать можно механически, без понимания! Но именно для подстраховки был пункт про пересказ, а с ним сложностей не возникает, судя по ответам.

Получается, что читать, считать и пересказывать можем, а решить задачу не можем? Где проблема?

Наверное, в говорении. Склоняюсь к этому всё больше и больше. Рассуждение, будь оно про себя или вслух, предполагает на начальном этапе проговаривание. Родители с детьми мало говорят. Это не я придумала, так и есть на самом деле, тенденции последних лет. Выстраиванию мыслей в стройную цепочку способствуют:

  • монолог;
  • ответы на вопросы;
  • диалог/беседа.

(Опрос про речевые навыки уже готовлю.)

Важнейшая деталь, которая вскрылась. Дети не делают самостоятельно домашние задания. Знала, но не ожидала, что всё так повально и печально. Вот что мы обсудим в комментариях. Как по-вашему, почему? Мне кажется, уровень комфорта жизни и приятные бонусы в виде гаджетов и прочих благ технического процесса лишают маленького человека воли. Нет лишений не вырабатывается стержень, нет стремления к познанию. За ненадобностью. Всё и так есть. Зачем?!

Тогда любое действие человека, не способного проявить силу воли, не способного осуществить усилие, к примеру, упереться и сделать ДЗ самому, обречено на провал. Так?

Отсюда, кстати, и невозможность решить задачу, всё сходится. А не получается, а не могу. Мама! Помоги! Бабушка! Объясни! Переваливание ответственности на другого.

Разумеется, в пример приведу моего ученика Михайлу. Бедная семья, ничего нет у мальчика, зарабатывает по мелочам самостоятельно костяк стальной. Несгибаемый. Цельный пацанёнок, по-хорошему упрямый и ретивый.

Всё, потянуло на риторику:

Сила воли благо или необходимость?

Не хочешь не делай! (Нет! Нельзя так! Репетитор против!!!)

Мы залюбили детей... Да?

Проще заставить, чем смотивировать?!

Неужели, чтобы добиться результата, нужен только кнут (лишения и страдания)?! Ладно, ушла в философию. Вернулась и жду моих друзей-читателей для обсуждения поднятой темы:

  1. Почему детям трудно решать задачи?
  2. Почему дети почти перестали самостоятельно делать домашние задания?

Я тогда склоняюсь к версии про говорение, хотя чтение и понимание текста тоже очень важны. Согласны? Нет? Другая версия? А про силу воли? Жду🙄👍

Если намешала мягкое с тёплым, не гневайтесь. Только что был день рождения. Пока под приятными впечатлениями🤗