Дурная голова с детства не даёт покоя неугомонному и въедливому репетитору. В современной реальности так много удивительного, что невозможно не увлекаться, товарищи.
На этот раз въелась в вопрос: почему дети плохо справляются с решением задач?
Провела собственное расследование, которое непременно надо обсудить.
Так как я занимаюсь блогингом, есть возможность дотянуться до широкой аудитории. А местные мамочки давно привыкли к чудачествам московского педагога, поэтому если распространяю опросы, они берут листочки, раздают знакомым и тщательно заполняют, за что я им очень благодарна.
Итак, в общей сложности в опросе приняли участие 150 человек. Речь идёт об учениках младших классов.
Чтобы отвлечь внимание от цели исследования, пришлось внести несколько лишних вопросов, иначе бы всё указывало на задачи, а мне нужен был непредвзятый и чистый эксперимент. Однако получилось даже лучше, потому что, помимо прочего, вскрылась важнейшая деталь, позже о ней скажу. Показываю опросник и результаты:
Как мы видим, задачи были и остаются одним из самых сложных навыков, формируемых в начальной школе. Не удивилась, так всегда было.
Но не в такой степени, как сегодня! Единицы, буквально единицы справляются с текстовыми задачами! Остальной класс сидит и не решает. Не может, не получается.
Чему удивилась: пункты со второго по четвёртый как раз и должны были отражать суть проблемы, ведь решить задачу – это вчитаться, мысленно или вслух пересказать, а затем, рассуждая, применить подсчёты.
Возможно родители не очень ответственно и не совсем объективно оценивают навыки детей. Ведь читать можно механически, без понимания! Но именно для подстраховки был пункт про пересказ, а с ним сложностей не возникает, судя по ответам.
Получается, что читать, считать и пересказывать можем, а решить задачу не можем? Где проблема?
Наверное, в говорении. Склоняюсь к этому всё больше и больше. Рассуждение, будь оно про себя или вслух, предполагает на начальном этапе проговаривание. Родители с детьми мало говорят. Это не я придумала, так и есть на самом деле, тенденции последних лет. Выстраиванию мыслей в стройную цепочку способствуют:
- монолог;
- ответы на вопросы;
- диалог/беседа.
(Опрос про речевые навыки уже готовлю.)
Важнейшая деталь, которая вскрылась. Дети не делают самостоятельно домашние задания. Знала, но не ожидала, что всё так повально и печально. Вот что мы обсудим в комментариях. Как по-вашему, почему? Мне кажется, уровень комфорта жизни и приятные бонусы в виде гаджетов и прочих благ технического процесса лишают маленького человека воли. Нет лишений – не вырабатывается стержень, нет стремления к познанию. За ненадобностью. Всё и так есть. Зачем?!
Тогда любое действие человека, не способного проявить силу воли, не способного осуществить усилие, к примеру, упереться и сделать ДЗ самому, обречено на провал. Так?
Отсюда, кстати, и невозможность решить задачу, всё сходится. А не получается, а не могу. Мама! Помоги! Бабушка! Объясни! Переваливание ответственности на другого.
Разумеется, в пример приведу моего ученика Михайлу. Бедная семья, ничего нет у мальчика, зарабатывает по мелочам самостоятельно – костяк стальной. Несгибаемый. Цельный пацанёнок, по-хорошему упрямый и ретивый.
Всё, потянуло на риторику:
Сила воли – благо или необходимость?
Не хочешь – не делай! (Нет! Нельзя так! Репетитор против!!!)
Мы залюбили детей... Да?
Проще заставить, чем смотивировать?!
Неужели, чтобы добиться результата, нужен только кнут (лишения и страдания)?! Ладно, ушла в философию. Вернулась и жду моих друзей-читателей для обсуждения поднятой темы:
- Почему детям трудно решать задачи?
- Почему дети почти перестали самостоятельно делать домашние задания?
Я тогда склоняюсь к версии про говорение, хотя чтение и понимание текста тоже очень важны. Согласны? Нет? Другая версия? А про силу воли? Жду🙄👍
Если намешала мягкое с тёплым, не гневайтесь. Только что был день рождения. Пока под приятными впечатлениями🤗