Найти тему
Читающая семья

В детективной литературе много поджанров. Вот один из них.

Всегда кто-то пишет первый роман, который потом повторяют много раз, сохраняя главный элемент. Детективы, в которых предстоит определить жертву, по-английски whowasdudin?, обычно связывают с именем американки Патрисии Макгерр и ее дебютным романом 1946 года выбери свою жертву.

Однако, изобретателем жанра стал англичанин Энтони Беркли Кокс, подписывавший некоторые свои романы как просто Энтони Беркли. В 1932 году он опубликовал роман "Убийство в подвале", который и стал первой книгой нового поджанра.

Автор известен в Росиии. Он публиковался несколько раз. Например, его роман "Факт", опубликованный в том же 1932 году, у нас издавался как "Замужем за смертью". Любители кино знают его как фильм Хичкока "Подозрение".

-2

Одним словом, Беркли Кокс - это классик Золотого века английского детектива. О чем роман - зачинатель жанра?

В прологе молодожены возвращаются после медового месяца в свой новый дом в Льюишеме только для того, чтобы обнаружить человеческие останки, похороненные в подвале. Главный инспектор Морсби из Скотланд-Ярда начинает расследование и быстро устанавливает два важных факта. Труп принадлежит женщине, и ей прострелили затылок. Но кем она была? Опознать погибшеую оказывается чрезвычайно сложно. Первая основная часть романа посвящена кропотливой работе полиции с упором на судебно-медицинскую экспертизу, пока Морсби не установит, что убитая женщина работала в подготовительной школе «Роланд Хаус». Морсби вспоминает, что по счастливому стечению обстоятельств его друг Шерингем недавно стал заместителем директора школы, а устроился он туда, чтобы собрать «местный колорит» для своего романа. Он написал несколько глав, прежде чем бросить затею, но в законченной части рукописи за основу взяты персонажи, которых Шерингем списал с преподавателей школы. Морсби, который любит развлекаться за счет Шерингема, предлагает ему использовать свои дедуктивные способности, чтобы установить личность жертвы, вернувшись к рукописи. И эта рукопись составляет следующую часть книги. По сути, это ретроспективная панорама сложившихся в школе напряженных отношений между всеми ее преподавателями (по большей части преподавательницами).

Итак, перед детективом и читателем стоит задача определить из представленной информации, кто из группы людей является жертвой убийства. На определении личности жертвы дело не заканчивается.

Две нити повествования еще предстоит проследить. Во-первых, надо понять, кто убийца? Во-вторых, еще не ясно, удастся ли привлечь виновных к ответственности? Возобладает ли терпеливая работа полиции или энтузиазм Шерингема в области психологии позволит ему опередить Морсби? По мере поступления дополнительной информации ответы на эти вопросы кажутся предсказуемыми, но стоит помнить, что Энтони Беркли нравилось обманывать ожидания.

Надо сказать, что Шерингем является героем десяти романов Беркли, которые все переведены на русский язык, но не все изданы.

-3

"Убийство на верхнем этаже", например, издано, а вот "Убийство в подвале" - нет. Видимо, роман, где нет искрометного юмора, характерного для других книг серии, не был выбран издателем у нас. Но тем не менее, он - классика.

С именем Беркли связана еще одна важная веха в жизни английского детективного сообщества. В 1928 году он устроил обед для коллег-писателей-детективов, который имел такой успех, что последовали и другие такие обеды. Встречи переросли в создание Детективного клуба в 1930 году, который процветает по сей день. К тому времени, когда клуб принял формальные правила и конституцию (в том же году, когда было опубликовано «Убийство в подвале»), он зарекомендовал себя как элитный общественный клуб для самых известных британских писателей этого жанра. Не случайно, что английские мастера детектива общаются довольно плотно. К примеру, в написании трех романов Беркли приняла участие сама Агата Кристи.

Но все же, увы, Беркли выдохся как автор. В 1939 году из под его пера вышел последний и не очень удачный роман "Что касается женщины". Беркли стал изветным критиком жанра, который поддержал в начале ее карьеры известную у нас Рут Рэнделл. Сам же изобретенный им поджанр продолжает развиваться и радовать читателей. Среди новинок жанра можно упомянуть, например, книги Люси Фоли "Охотничий дом" и "Гость".