Найти тему
Смотри в себя

Как, причастившись, не превратиться в Иуду? Объясняет Алексей Осипов

Как правильно подготовиться к Причастию, и есть ли для этого какие-то показатели, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Важно помнить, что, причащаясь, мы вступаем в единение с самим Христом. Здесь должен присутствовать Божий страх, который может заставить человека хоть немножечко собраться.

Когда вы идёте к какому-то высокому начальнику, то переживаете, волнуетесь, испытываете напряжение… А здесь — встреча с самим Господом.

Поэтому перед Причастием мы читаем молитвы, которые помогают нам с сокрушением сердца покаяться перед Господом: «Прости меня, Господи. Я ли могу с Тобой соединиться?»

Под покаянием я имею в виду чувство покаяния, а не перечисление грехов. Должно быть именно чувство покаяния. Она даёт возможность для более правильной молитвы. И молитвы, которые мы читаем перед Причастием, нам очень помогают в этой подготовке.

Некоторые жалуются, что молитв для Святого Причастия очень много, и это очень затруднительно для неподготовленного человека. Пожалуйста, прочтите две или три. Или же прочтите все, если можете. Самое главное — идти с чувством страха Божьего — покаянием. Вот с каким состоянием души надо идти к Причастию.

Я не говорю о других вещах, таких, например, как примириться с тем, с кем враждуешь. Это само собой разумеется. Необходимо в душе своей постараться простить своим недругам, оскорбителям, врагам...

Ну, а после Причастия, необходимо понимать, что это — не окончание, а только лишь начало к нашей более-менее духовной жизни. Бог вдруг дал мне освобождение. И этим нужно воспользоваться. И насколько можно не терять, не рассеивать, не разбрызгивать, не разбрасывать.

И, кстати, если человек будет именно так относиться, то он поймёт слова из псалма: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!»

Так начинается религиозный опыт, когда человек видит какую радость даёт Господь. И радость, и утешение. Утешение — не потому что я — праведный. А потому что я — грешный, и Бог меня принимает.

Порой люди относятся к Причастию, как к награде. Отмечу, что эти вещи нужно рассматривать как искушение. Как дьявольскую мысль. Это не награда, а лекарство, которое даёт Бог. Интересно, когда это больные хвастались лекарствами, которые им врач прописал? Это просто средства, которые помогают в выздоровлении. Вот что такое все Таинства Христовы.

Поэтому нужно быть осторожным и не рассматривать Причастие как окончательную цель, как награду. Причастие только тогда приносит благо, когда есть та база в душе о которой мы говорили ранее — страх Божий, покаяние, сокрушение... В противном случае Причастие может оказаться бесполезным. И это в лучшем случае. Худший случай описывает апостол Павел: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Причастие — это очень сильное лекарство. И так же, как в медицине есть лекарства, которые требуют подготовки организма перед принятием лекарства во избежание тяжёлых последствий, так и Причастие является сильнейшим лекарством.

Поэтому к нему надо относиться с полной ответственностью. Достойно причащается не тот, кто исполнил всё то, что положено. А тот, кто искренне, от всей души видит себя недостойным.

Это ощущение недостойности является одним из показателей, которое говорит о том, что можно приступить к Святому Причастию. А когда человек, попостившись и помолившись, считает себя очень достойным, и идёт на Причастие с гордым видом, то тут лучше воздержаться.

Да избавит Бог приступить к Причастию, видя себя достойным. В этом случае легко можно превратиться в Иуду.

А некоторые люди, кстати, воздерживаются от Причастия, полагая, что недостойны. Как я уже сказал выше, достойно причащается тот, кто видит себя недостойным. Парадоксально звучит, но так оно и есть в духовном плане.

Но это недостоинство должно быть ощущением внутренним, а не каким-то формальным, когда человек начинает перечислять, что он не так сделал или что он не сделал. Если начать перечислять, то можно сделать вывод, что, на самом деле, никто из нас не достоин причащаться. Суть — не в перечислении ошибок и грехов, а — в состоянии души.

Не так просто это состояние приобрести. Приобрести, а не придумать. Крайности, как всегда, не бывают хорошими. Какие крайности? Или начать причащаться, забыв об этих условиях, или отказываться от Причастия, оправдываясь своим мнимым недостоинством.

Почитать молитвы перед Причастием, попоститься хотя бы денёк… Все эти правила придуманы для того, чтобы помочь нам в приобретении этого состояния души. Правила просто помогают нам. Задача не в том, чтобы вычитать все необходимые молитвы. Важно просто помолиться.

Не спеша почитайте те молитвы, которые вам наиболее удобны. Без спешки. Без вычитывания. Потому что одна минута молитвы с сокрушённым сердцем может оказаться дороже годов и десятилетий.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ещё статья: Что такое «страх Божий» и для чего он нужен? Объясняют священники.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение