Найти тему
SIKE

Сегодня поговорим о таком важно принципе андрогогики, как «индивидуализация обучения».

Индивидуализация обучения – это направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает:

  1. Углубленную диагностику личности ученика с последующим проектированием на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития.
  2. Предоставление ученику возможностей осознанного выбора содержания и методов в области обучения.


В современном мире большинство людей не хотят получать академические знания, связанные с исключительно теоретическими основами. Они хотят получить точечные знания, которые будут полезны и значимы конкретно для них, которые можно применять на практике сразу. К тому же даже в одной группе обучения встречаются люди с разным уровнем знаний и опытом, будут отличаться запросы, с которыми они пришли на обучение. Поэтому для эффективного достижения целей обучения – ученик должен иметь право на удовлетворение потребности в индивидуализации обучения.


Данный принцип помогает процессу обучения:
- ориентироваться на конкретные потребности и цели,
- учитывать опыт и уровень подготовки ученика, его психофизиологические и когнитивные особенности.

Фундамент теории обучения взрослых

Существуют определенные фундаментальные принципы андрагогики. К ним относятся:

  • Приоритет самостоятельного обучения. Взрослые люди предпочитают самостоятельное обучение. Причем имеется в виду не просто возможность что-то изучать самостоятельно, читать книги по теме, а выстраивать полностью ход обучения: время, необходимые для обучения блоки знаний, формулировать цели обучения и так далее.
  • Принцип кооперативной деятельности. Этот принцип подразумевает совместную деятельность ученика с педагогом или другими учениками. Данная деятельность направлена на анализ плана обучения, реализации происходящего обучения, оценивания знаний и, в дальнейшем, его коррекции для соответствия поставленным целям обучения.
  • Опора на опыт. Причем имеется в виду любой опыт: это может быть как профессиональный, так и бытовой или социальный опыт взрослого человека. Опыт в данном случае используется как один из источников обучения.
  • Индивидуализация обучения. Так как скорость жизни увеличивается из года в год все меньше времени и сил остается для постоянного обучения в течение жизни. Теперь большинство людей не хотят получать академические знания, связанные с исключительно теоретическими основами, такими как история, разнообразные теории и так далее. Они хотят получить такие знания, которые будут полезны и значимы для них.
  • Системность обучения. То есть цели, содержание, формы, методы и средства обучения и оценивания результатов обучения должны соответствовать друг другу. В данном случае можно сказать проще: изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и отвечать возрастным особенностям учащихся.
  • Контекстность обучения. Обучение должно быть важным и полезным для взрослого человека. Оно должно не просто давать какое-то новые знания, но и ориентироваться на совершенствование личности.
  • Принцип актуализации результатов. Любое знание применяется на практике, причем при обучении взрослых применение нового навыка не должно быть оторвано от обучения.
  • Принцип элективности обучения. Мы предоставляем свободу выбора учащемуся того, чему он будет учиться, как он будет учиться, что он будет использовать при обучении, какие источники знаний он будет использовать, в какие сроки произойдет обучение, в какое время суток он будет учиться, и как будет происходить оценивание результатов его обучения.
  • Принцип развития образовательных потребностей. Так как взрослый человек при обучении является не только учеником, но и учителем, то оценивание результатов обучения происходит одномоментно с выявлением реальной степени освоения материала. После этого взрослый человек анализирует каких еще навыков и знаний не хватает для достижения поставленной цели. Нехватка навыков и знаний для достижения цели формирует новую образовательную потребность.
  • Принцип рефлективности. Во время обучения взрослых и ученик, и педагог внутренне осмысляют свои действия при организации обучения, а также параметры, в которых обучение происходит.

Каждый ученик индивидуален, и он хочет, чтобы процесс обучения подстраивался под него, под его цели, график и требования. В современном мире никому не хочется тратить время впустую.

Андрагогика как раздел теории обучения дает серьезные теоретические основы для того, чтобы поставить обучение взрослых «на рельсы» и добиться хороших результатов их обучения.

Отрывок из статьи «Особенности обучения взрослых людей»