Манипуляции сегодня встречаются практически в любом общении – дома, в бизнесе, в политике, в СМИ. Бывает, что мы не замечаем этого.
Почему? – Манипуляция – это скрытое управление людьми для достижения своих целей и исполнения своих желаний.
К примеру, в магазине вы примеряете какую-то вещь, а продавец начинает нахвалить и вас, и вещь. Да так у него здорово получилось, что вещь вы купили и только дома поняли, что она вам не нужна.
Или вас вызвал к себе руководитель попросить поработать в субботу. Вы шли с твердым намерением отказать, так как у вас на субботу свои планы. Но руководитель стал давить на жалость и вы сами того не замечая согласились поработать. Надо так надо.
Манипуляторы встречаются везде. У предпринимателей мест для встречи с ними гораздо больше, так как зоны ответственности больше.
Будет свободное время почитайте книгу Владимира Адамчика «330 способов успешного манипулирования человеком». Особенно рекомендую ее предпринимателям. Предупреждён — значит вооружён.
Что ждет от своей жертвы манипулятор? Ему нужно, чтобы его жертва предала собственные интересы или пересмотрела их, но в итоге сделала то, что он ей скажет.
Как же вам понять, что вами управляют?
Вы не успеваете обдумать слова собеседника
Вы пришли на встречу с партнерами для обсуждения условий продления договора. Ваша цель продлить договор на условиях авансовой оплаты за товар ввиду того, что партнер неоднократно задерживал оплату. Задача партнера продлить договор на прежних условиях с отсрочкой платежа за товар. На встрече вы приводите свои доводы, а партнер начинает переводить тему разговора, переходить на мелочи, на личности. Партнер начинает пытаться вами манипулировать. И вы уже забыли основную цель вашей встречи.
Манипулятор может перескакивать с темы на тему, он не дает собеседнику на чем-либо сфокусироваться. Все, что нужно манипулятору, — это сделать так, чтобы человек согласился на его предложение или просьбу как можно скорее.
Собеседнику, в свою очередь, лучше взять паузу в разговоре, если он чувствует, что дезориентирован. Так, он сможет осознанно дать свой ответ, и им точно никто не сможет управлять.
Можно предложить манипулятору чашечку кофе или чая. Можно ответить, что сейчас не готовы дать ответ на его предложения и вам нужно время подумать и разобраться с приведенными доводами.
У вас притупляется внимание и вы теряете концентрацию
Лесть — коварная подруга, не упустит свой момент,
Маскируясь моментально под красивый комплимент.
Если человек слышит слишком много похвалы в свой адрес, скорее всего, его бдительность пытаются усыпить. Да, иногда комплименты — это нормальная практика, но необходимо не путать их с неприкрытой лестью.
Если вы знаете, какой вы, то вас никто не сможет обмануть. Не нужно игнорировать свои недостатки или все время зацикливаться на положительных сторонах. Таким образом, манипулятор не сможет завладеть вашим вниманием. Необходимо адекватно относиться к своей внешности и своему внутреннему «Я».
Обратите внимание на работу сотрудника, который вам *опу лижет. И по факту окажется, что это самый некомпетентный и ленивый человек в компании. Ради интереса проведите беспристрастный аудит его деятельности.
Манипулятор показывает свои слабые стороны
Психика человека работает интересным образом: если мы видим перед собой кого-то слабого, нам тут же хочется протянуть оппоненту руку помощи. Именно так мы и попадается на манипуляцию. Все, что нужно сделать собеседнику, — это лишь притвориться жертвой, чтобы ему поверили.
Если вы увидели, что вся жалость и слабость друга или знакомого куда-то пропадает после того, как ему оказывается помощь, не следует сомневаться, перед вами настоящий манипулятор.
Я не исключение. Я тоже попалась в свое время в руки опытного манипулятора. Плюс в этой истории, что я прозрела. У меня был руководитель. Прекрасная женщина. Но беда в том, что все руководители и учредители ее доставали и забрасывали работой. Каждый день, каждую секунду от нее требовали отчеты и документы. И каждому входящему в свой кабинет она жаловалась на свою непростую и трудную судьбу. И каждый старался помочь бедной женщине, кто отчет сделает, кто документы подготовит. А бедная женщина сидела в своем кресле (может и сейчас сидит) и 90% своего рабочего времени тратила на поход по магазинам и пустую болтовню с сотрудниками, рассказывая о своей тяжелой рабочей доле. Работать некогда, а поболтать дело святое. Типичное поведение жертвы манипуляций.
Информационный штурм
В разговоре с манипулятором очень сложно докопаться до истины из-за информационного штурма, который обрушивается на вас, как только вы начинаете догадываться о реальных целях своего собеседника. Конечно же, большой поток информации вас утомит, и вы уже не хотите разбираться в ситуации. Именно это манипулятору и нужно. Но чтобы продолжать рационально мыслить, вам необходимо защищать свою психику и не бояться переспрашивать или уточнять что-то у манипулятора. Лучше притвориться глупым, чем оказаться обманутым манипулятором.
Вы пришли на встречу с будущим партнером. Это ваша первая встреча, на которой вы собираетесь обсудить условия сотрудничества. И ваш партнер на встрече изливает на вас поток информации, которую вам трудно обработать. Вы задаете вопрос, а оппонент не слышит или делает вид, что не слышит и продолжает рассказывать о преимуществах работы с ним. Не теряйтесь, остановите партнера, задайте ему вопросы. Лучше, если какие-то вопросы вы подготовите заранее. Задавать вопросы, переспрашивать и уточнять – это не глупость, а тщательный анализ и проработка договорных отношений.
В начале своего предпринимательского пути я попадалась на информационные уловки. Это мой опыт, главное я извлекла урок – не бойся показаться глупой и смело говори «нет», когда предложение тебя не устраивает. Раньше мне было неудобно сказать «нет» и я подбирала слова для отказа. Сейчас я поняла, твердое «нет» экономит мне время. Нет, мне не нужно, меня не устраивает и точка.
Как понять, что вы попались на чьи-то манипуляции?
* вы испытываете внутренний дискомфорт;
* вы все время тревожитесь;
* вы отказываетесь от своих желаний в пользу манипулятора.
Чтобы защититься от манипуляций со стороны, вам не нужно всех жалеть и позволять окружающим перекладывать на вас чужую ответственность, о которой вы не просили. Любите себя, самосострадайте себе, проявите к себе теплоту и заботу. И помните - вы у себя одни.