Найти тему

Отстранение Хрущева от власти

Никита Сергеевич Хрущев,лето 1964 года
Никита Сергеевич Хрущев,лето 1964 года

При изучении вопроса об отстранении Н.С.Хрущева со всех партийно-государственных постов историки до сих пор спорят по целому ряду вопросов: 1. Кто был главным инициатором подготовки и проведения «дворцового переворота»; 2. Когда в верхних эшелонах власти созрел сам план этого «переворота»; 3. Каковы были главные причины отставки Хрущева и как оценивать эту отставку.

Ответ на эти вопросы начнем с последнего. 17 апреля 1964 года Хрущеву исполнилось 70 лет. Газеты, радио и телевиденье (которого в деревнях еще не было) «трубили» о «славном десятилетии» его пребывания во главе КПСС и СССР. В сельском клубе показали документальный фильм, как Председатель Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев вручил Хрущеву третью звезду Героя Социалистического труда, облобызал его, поздравляя с высокой наградой. А растроганный Никита Сергеевич заявил, что эта награда - «аванс» и обещал ее «отработать». Казалось, что ничто не предвещало последовавшей в октябре этого же года отставки Хрущева и отправление его на пенсию.

Главной причиной отставки Хрущева было ухудшение экономического положения в стране, крупные провалы Хрущева во внутренней политике в результата «реформаторского зуда» в управленческой сфере, и провалы во внешней политике.

С января 1961 года в стране была проведена денежная реформа, в ходе которой был проведен обмен старых денежных купюр образца 1947 года, на новые, без конфискаций, по курсу 1 новый рубль за 10 старых. В таком же соотношении были изменены цены на все товары и зарплаты. Вроде бы простая деноминация. Но на самом деле произошла девальвация рубля, изменение его курса по отношению к доллару, который стал дороже в 2,5 раза. Изменилось и золотое содержание рубля - вместо 2,22 грамма золота в нем осталось 0,98 гр. Цены на колхозном рынке изменились в 4-5 раз, произошел скрытый рост цен на 60% и в государственной торговле. Прилавки магазинов в 1962-1963 годах опустели, так как продукция из магазинов «ушла» на рынок. В мае 1962 года Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР были повышены розничные цены на мясо - молочную продукцию. А до этого, в малых городах горожанам было запрещено держать подсобное хозяйство - коров, свиней. Ограничено содержание скота и в личных подсобных хозяйствах колхозников, мол, это отвлекает их от общественного хозяйства. После визита в США Хрущев начал насаждать выращивание кукурузы, под которую отводились лучшие земли в колхозах и совхозах. Начались перебои в снабжении населения хлебом, возникли очереди.

Во внешней политике у Хрущева в активе было только подписание в 1963 году Договора с США «О запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах» ( в атмосфере, космосе и под водой). В негативе – Берлинский кризис 1961, Карибский кризис 1962 года, отход Китая от сотрудничества с СССР и фактический раскол в коммунистическом движении, обострение отношения с Албанией, Румынией. Со странами «третьего мира» так же отношения развивались не в ожидаемом направлении.

22 съезд КПСС, который открылся 17 октября 1961 года, был последним «хрущевским» съездом. Он принял третью программу КПСС, которая торжественно провозгласила: «Нынешнее поколение Советских людей будет жить при коммунизме»! На своем последнем заседании съезд принял решение вынести тело И.В. Сталина из Мавзолея и перезахоронить у кремлевской стены. Это было сделано тайно, под покровом ночи. Было принято решение исключить из рядов КПСС всю «антипартийную группу»(1957 г.), которых обвинили в кровавых репрессиях. Но, в целом, партийно-государственная элита не приняла новый виток антисталинской истерии Хрущева.

На 22 съезде было принято решение, которое оттолкнуло партноменклатуру от Хрущева. Это внесение изменений в Устав КПСС, которые имели для отставки Хрущева решающее значение. Эти изменения провозгласили как развитие «внутрипартийной демократии», «ленинских норм внутрипартийной жизни». В Устав внесли положение о необходимости периодической ротации партийных и руководящих кадров на всех уровнях партийного аппарата - от первичных парткомов до Президиума и Секретариата ЦК. На каждых отчетно-выборных собраниях, конференциях и съездах замене подлежала половина руководства всех партийных органов, до райкомов и горкомов партии включительно, треть состава руководителей на областном, краевом и республиканском уровне и четверть состава в самом ЦК КПСС и его руководящих органах, то есть в Президиуме и Секретариате ЦК. При этом данное положение Устава подкреплялось дополнительным правилом, которое запрещало избираться в одни и те же партийные органы более определенного количества раз. Не допуская исключения для первичных и и региональных парторганизации, эти правила предусматривали исключения для всех членов ЦК и Президиума ЦК, за которых при тайном голосовании будет подано три четверти голосов. Эти изменения ослабляла авторитет кадров на низшем уровне, и укрепляла отношения личной преданности и «застой» в верхах, ставя под угрозу карьеры молодых партийцев. И партийная элита, устав от «хрущевских новаций», затаила свое недовольство Хрущевым, ждала своего «звездного часа».

Были избраны съездом руководящие органы партии – ЦК КПСС, обновленный на 60%,и хотя его новые члены и были лично обязаны Хрущеву своим выдвижением, вряд ли они были приверженцами его курса. А в составе Президиума ЦК КПСС, из 11 членов, только два старейших члена партии с дореволюционном стажем, были сторонниками Хрущева – А.И.Микоян, и О.В. Куссиенен, а также, возможно, Фрол Романович Козлов, который вскоре по состоянию здоровья, отошел от политики. Остальные семь членов, безусловно, были скрытыми противниками хрущевского курса.

Хаос и неразбериху в управлении страной создало «многовластие» - разделение партийных органов на «промышленные» и «сельскохозяйственные». Кроме двух рескомов и обкомов КПСС, создавались и по два Советских органа власти, две милиции, два отдела культуры, два отдела образования и т. д.. Кроме этого, был воссоздан упраздненный в 1957 году Комитет партийно-государственного контроля, ставший реальной «третьей властью», получивший право контролировать Министерство обороны СССР, КГБ, и МВД. «Четвертой» властью стал созданный Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

Кроме этого, Хрущев заявил об отмене довоенного Постановления ЦК, требующего решения партийных органов для привлечения к судебной ответственности членов партии, что также встревожило партноменклатуру.

Кто же был главным инициатором отставки Хрущева? Некоторые историки считают, что главным вдохновителем отставки стал влиятельный во всем партийном аппарате, многолетний секретарь ЦК КПСС М. А.Суслов. Другие называют инициатором секретаря ЦК КПСС А.Н. Шелепина и председателя КГБ Семичастного. Третьи называют главными заговорщиками А.Н.Шелепина и Д.С.Полянского. Четвертая группа авторов полагают, что основную роль в «октябрьском перевороте» сыграли два «украинца», секретари ЦК КПСС Л. И.Брежнев и Н. В. Подгорный. Е.Ю.Спицин считает,что главную роль в отстранении Хрущева от власти сыграл бывший генерал КГБ Н.В. Миронов.

Мое личное мнение, - правы те, кто считает, что главным инициатором «заговора « против Хрущева был М.А.Суслов - самый авторитетный и влиятельный, многолетний секретарь ЦК КПСС . В 1957 году он поддержал Хрущева против «антипартийной группы», против Г. К. Жукова, против Булганина. Но, как мы убедились, что Хрущев постепенно убирал из руководства наиболее авторитетных руководителей партии, даже тех, кто ему оказал в 1957 году поддержку. Но властные аппетиты Хрущева росли. И впереди маячил главный «приз» - единоличная власть, и он ее добился. Суслов с 1957 года стал человеком №3 в ЦК КПСС, ведавший идеологией, культурой, международными партийными связями. Его обошли более молодые выдвиженцы Хрущева, сначала А. Кириченко (до 1960 г.), а потом Ф. Р. Козлов, занимавшие вторую позицию в ЦК после Хрущева. Суслов М.А. после отставки Кириченко в 1960 году надеялся занять уже вторую позицию. Но вместо этого он стал утрачивать свое влияние как человека №3 в ЦК. Если раньше он разрабатывал повестку и иногда вел заседания Президиума ЦК в отсутствие Хрущева, то теперь этого не было, хотя формально, по итогам на 22 съезда, Суслов и сохранил свои позиции. Однако на ноябрьском пленуме ЦК КПСС 1962 года Суслов утрачивает ряд своих полномочий. Хрущев ликвидировал его многолетнее монопольное положение в вопросах партийной идеологии, отстраняет его от руководства Идеологической комиссией ЦК, которую теперь возглавил Л. Ф. Ильичев. Кроме этого, контактируя с руководителями зарубежных коммунистических партий, Суслов все больше убеждался в углубляющемся расколе международного коммунистического движения после 20 съезда, видел волюнтаризм Хрущева во внутренней и внешней политике и это его встревожило. Ни Шелепин, ни Полянский, не обладали таким авторитетом в аппарате ЦК, каким обладал Суслов. Что касается Леонида Ильича Брежнева, то его вполне устраивало положение формального главы СССР – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Но в июле 1964 года Л.И.Брежнев был перемещен на пост второго секретаря ЦК, а на его место был назначен А.И.Микоян. Это и заставило осторожного Брежнева примкнуть к заговору, а не возглавить его.

Нам теперь осталось ответить на вопрос, когда же созрело решение о необходимости отставки Хрущева. Когда созрел план «дворцового переворота»?

Как считают большинство исследователей, что это решение возникло на рубеже 1963 -1964 годов в узком партийном руководстве. Вероятнее всего это были М. А. Суслов, Н.В.Подгорный, Л.И.Брежнев, Д.С.Полянский, А.Н.Шелепин, в КГБ - Н. Р. Миронов и председатель КГБ В.Е. Семичастный. Два последних персонажа в числе участников «заговора» играли решающую роль, так как Симичастный контролировал охрану всех членов Президиума и Секретариата ЦК, а Миронов, бывший генерал-майор КГБ, руководил ключевым Отделом административных органов ЦК и курировал все силовые структуры страны. Позже других дал согласие на устранение от власти Хрущева министр обороны СССР Р. Я.Малиновский, который видел разрушительную деятельность Хрущева в армии - ее сокращение на 1 млн. 200 тыс. человек, уничтожение авиации и др. Опора «заговорщиков» на силовиков давала гарантию успеха.

Постепенно круг «посвященных» расширялся: Первый секретарь МГК КПСС Егорычев, Первый секретарь ЦК КПУ, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г. Игнатов фактически стали курьерами, которые объезжали все регионы и склоняли на сторону заговорщиков членов ЦК. (Это был правильный урок из неудачного «заговора» 1957 года против Хрущева.) Особенно усердствовал Н. Г.Игнатов, давно страдавший «наполеоновским комплексом», который возненавидел Хрущева за крах своей блестящей карьеры в 1960-1961 годах. (Отставка с поста секретаря ЦК КПСС в мае 1960 года.) Именно от бывшего начальника охраны Н. Г. Игнатова полковника Галюкова В.И., сыну Хрущева стало известно о заговоре против отца в сентябре 1964 года. Но Хрущев не очень поверил этой информации, но на всякий случай попросил свести Галюкова В.И. с А.И. Микояном и запротоколировать их беседу.

26 сентября состоялось расширенное заседание Президиума ЦК, на котором Хрущев, слово в слово, повторил идею Маленкова от 1954 года о необходимости ускоренного развития отраслей промышленности группы «Б», производящей предметы потребления и за которую разгромил Маленкова тогда. Хрущев заявил, что вернувшись из отпуска он «разобьет «центропробку», которая, мешает двигаться вперед. Это встревожило и ускорило действия заговорщиков.

30 сентября 1964 года Хрущев уехал на отдых, оставив на «хозяйстве» в правительстве Д. С. Полянского, а в партии Н.В.Подгорного и Л. И. Брежнева. 11 октября 1964 года в кремлевском кабинете Д. С.Полянского собрались все члены Президиума ЦК. Отсутствовали только трое- Брежнев, находящийся с визитом в Берлине, Кириленко отдыхал в Минводах, Подгорный был с рабочей поездкой в Кишеневе. Двое последних, уже выехали в Москву, а Брежневу дозвонились поздно вечером и произнесли условную фразу: «В Москве хорошая погода», и тот срочно вылетел в столицу. Когда все были на месте, было поручено Брежневу вызывать Хрущева в Москву, под предлогом обсуждения проблем сельского хозяйства. Самолет с Хрущевым приземлился 13 октября в аэропорту Внуково, где его встречали только председатель КГБ Семичастный, секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе и начальник 9 Упарвления КГБ В.Я Чекалов. Из аэропорта Хрущев поехал прямо в Кремль, на заседание Президиума ЦК, заседание которого продолжалось до вечера 14 октября, до момента начала Пленума Цк,члены которого уже были все в Москве.

Протокол этого заседания Президиума ЦК не велся, но выступившие П.Е. Шелест , А.Н. Шелепин, А.П.Кириленко, К.Т. Мазуров, Л.Н. Ефремов, В.П. Мжаванадзе, М.А. Суслов, В.В. Гришин, Ш.Р. Рашидов, Д.С. Полянский,А.И. Микоян, А.Н.Косыгин, Н.В. Подгорный, стали хором обвинять Хрущева в попрании ленинских норм партийного руководства, абсолютно хамском поведении по отношении к своим коллегам, в крупных провалах во внешне и внутренней политике, в бездумных и бесконечных реорганизациях государственного и партийного аппарата, приведших к управленческому хаосу и других грехах. Для Хрущева все это оказалось неожиданно, и он в начале вел себя по хамски, бросал язвительные реплики, но скоро понял, что все заранее предрешено и сник. Он извинился за грубость, попросил написать от своего имени заявление, сказал, что бороться на Пленуме ЦК не будет. Заявление о имени Хрущева, «не отходя от кассы», написал секретарь ЦК Л. Ф. Ильичев, которое Хрущев сразу подписал и покинул заседание.

Для Пленума было подготовлено два доклада. Один доклад готовился в аппарате А.Н. Шелепина, Д.С. Полянского при участии Ю.В. Андропова, в котором аргументированно давался анализ провалов внутренней и внешней политики.

Второй доклад готовился в личных аппаратах Брежнева и Суслова и в нем делался упор на эмоционально-психологических аспектах, упор делался на негативных личных качествах Хрущева. Второй доклад и был зачитан на Пленуме М. И.. Сусловым. Прений по докладу не было. Было принято единогласно следующее постановление: 1. «удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета министров СССР, в связи с преклонным возрастом и по состоянию здоровья; 2.Избрать первым секретарем ЦК КПСС т. Брежнева Л. И.; 3. Рекомендовать на пост Председателя совета Министров СССР т. Косыгина А.Н.».

Так октябрьский Пленум ЦК КПСС, наконец, поставил жирную точку в политической карьере Хрущева.

И немного личных впечатлений:

В 1964 году, отец затеял перестраивать дом, чтобы купить шифер, нужна была крупная сумма денег, которых не было. Тогда он дважды вызывал из Москвы грузовой автомобиль, нагружали его насыпью (в солому) яблоками и мы продавали их на Тишинском и Центральном рынке. «Мглинские яблоки», особенно антоновку-«каменичку» в обеих столицах хорошо знали. Мглинские купцы до революции, держали там «фирменные» магазины под эти брендом, коренные москвичи еще помнили их и яблоки продавались очень хорошо.

В этом году я, окончивший 8 классов, впервые побывал в Москве трижды, один раз с отцом, второй с матерью, третий раз, на зимних каникулах один. У нас был адрес двоюродного брата - «проспект Вернадского, 10-й городок». Чтобы его найти нам пришлось зайти в новое здание МГУ. Только там, у работника милиции, мы узнали, что 10-й городок - это бараки напротив МГУ, в которых жили пленные немцы, а потом и заключенные, которые были заняты на строительстве МГУ. Эти длинные, стометровые бараки, после завершения строительства МГУ, разгородили перегородками на комнаты и сделали общежитиями для рабочих, занятых на стройках Москвы.

Почти на углу Рублевского шоссе и проспекта Вернадского, было построено китайское посольство. В то время между руководством Китая и СССР, обострились отношения, началась дискуссия в газете «Правда». Поводом для возникновения противоречий с Китаем стала критика Хрущевым «культа личности Сталина», вынос его тела из Мавзолея. Китайские товарищи называли руководство СССР - «ревизионисты -хрущевцы». Около посольства помещались стенды на русском языке с письмами ЦК КПСС, ЦК КПК и ответные письма.

В средине октября 1964 года на углу проспекта Вернадского и Рублевского шоссе со мной произошел такой случай. После продажи яблок, я зашел в булочную и купил перед отъездом из Москвы несколько батонов белого хлеба. Батоны я положил в «авоську». А когда я вышел из магазина, меня остановил милиционер, говорит: - «Зачем ты занимаешься скупкой хлеба?» Я отвечаю, что я из деревни приехал, сегодня уезжаю домой, вот и купил. Милиционер тогда мне говорит: - «Зайди в киоск «Союз печать», купи газету и заверни свою покупку, а то тебя сфотографируют иностранцы и раздуют шумиху о скупке хлеба населением Москвы». Я это сделал.

По приезду из Москвы, во Мглине, перед дорогой домой, захожу в «Аронов» магазин, который стоял на перекрестке дорог Унеча -Сураж, на въезде во Мглин, весь магазин забит и черным хлебом и белым, тройными сайками. А я из Москвы везу хлеб!

Оказывается, пока я ехал из Москвы, власть в стране переменилась, Хрущева отправили в отставку, и хлеба стало навалом, даже в Мглине. Оценивая этот факт, , считаю, что сценарий был один: тогда, что бы сместить Хрущева, нарочно вызывали трудности с продуктами, в том числе и с хлебом. В конце 80-х, во времена "перестройки" было проделано тоже самое. Был организован тотальный дефицит и продуктов и промышленных товаров. Вся страна работала,сельское хозяйство, промышленность, а в Москве было невозможно купить бутылку газированной воды в 1991 году. Куда все девалось? Читайте мои ранние статьи на канале "Кто кого кормил"?

Но о Хрущеве, его отставке, никто не жалел в деревне. Появилась следующая частушка: «Насмешили всю Европу, Смехота, так смехота, Десять лет лизали ж--у, Оказалась, что не та!»