Найти тему

Почему святые молитвой исцеляли других, а сами терпели боль?

Оглавление

Есть люди, которые очень не любят отвечать на вопрос о своем отношении к Богу. Хотя узнать, верит человек в Бога, можно почти наверняка, даже не спрашивая его об этом прямо. Надо посадить интересующего вас субъекта за праздничный стол, налить ему и послушать, какие пожелания он будет говорить в своем тосте. Когда от него прозвучат всем нам знакомые речи о том, что «самое главное – это здоровье, будет здоровье – будет все», можете иметь в виду: скорее всего, рядом с вами находится атеист, пусть даже и в одежде священника.

Во всяком случае, этот человек не верит во Христа, сказавшего: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 29–30).

Христианская позиция

Вы можете, конечно, с иронией переспросить, почему у меня и моих православных друзей до сих пор все глаза, руки и ноги на месте, как будто нас ничто не соблазняет. И мы можем здесь какое-то время поспорить о том, насколько буквально следует понимать процитированные слова Евангелия. Вот только вывод из них достаточно очевиден: здоровье не является абсолютной ценностью для христиан. Его допустимо и желательно беречь, но во многих случаях им надо без сожаления и страха жертвовать, чтобы не потерять большее.

Что же это «большее»? Вера в Бога, любовь к ближнему, чистота души. Христианин должен стойко претерпеть пытки, не отрекаясь от своего Бога и Спасителя. Он должен вырвать женщину из лап насильников, рискуя самому быть покалеченным, поруганным и даже убитым. И когда рак будет пожирать его тело, а врачи признают бессилие медицины, христианин должен принять это как волю Божию о себе и возблагодарить Того, Кто дал ему такую жизнь.

Сщмч. Киприан Карфагенский (ок. 200 – 258) писал: «Нас отличает от неверующих в Бога то, что они жалуются и пеняют на невзгоды, тогда как нас несчастье укрепляет, вместо того чтобы устрашить и отвратить от истинной веры. Так, когда изнуряющая боль раздирает наши внутренности, когда неистовый огонь пожирает нас изнутри до самой глотки, когда мы обессилены непрерывной тошнотой, а глаза наши налились кровью, когда нашу плоть поразила гангрена и мы должны лишиться какой-либо из конечностей, или из-за какого-либо недуга у нас отнялись ноги, или мы утратили зрение или слух – все эти скорби в то же время служат к укреплению нашей веры».

-2

Самому Киприану Карфагенскому не пришлось испытать, что такое быть парализованным, слепым или умирать от рака. Но когда римские чиновники предложили ему под угрозой казни принести жертву языческим идолам, он отказался. Выслушав приговор, Киприан воскликнул: «Слава Богу!», благословил палачей и плачущий народ, а затем спокойно преклонил голову под меч.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Пример святой Манефы Гомельской

Епископ Карфагенский Киприан был прославлен Церковью как святой мученик, а вот местночтимая белорусская святая Манефа Гомельская (память – 11 августа) считается преподобной. Такое наименование православные христиане применяют к тем монахам или монахиням, кто особо угодил Богу и при этом скончался своею смертью. Между тем, телесные муки матушки Манефы были, пожалуй, никак не меньше, чем у владыки Киприана.

Будущая схимонахиня и преподобная Манефа (в миру – Мария) родилась 1 апреля 1918 г. в деревню Севрюки близ города Гомель в семье верующих крестьян Скопичевых. Когда пришло время учиться ходить, выяснилось, что у Маши от рождения церебральный паралич, и что до конца своих дней она останется неходячей. Вдобавок, пытаясь хоть как-то передвигаться и ползая по земле, девочка застудила почки, от чего, повзрослев, немало страдала. В школе Мария не училась, замуж не вышла, от малоподвижной жизни приобрела болезненную полноту. Иным людям хватает в десятки раз меньших проблем, чтобы впасть в уныние, поставить на себе крест и стремительно спиться…

Но Маша росла в среде верующих и богомольных людей, христиан не только по названию. Ее с детства приучили думать о том, что мир Божий хоть и труден, но прекрасен, и она в нем не лишний человек. Свою болезнь взрослеющая девушка воспринимала не как проклятие, а как испытание, посланное ей Богом, как дар с загадочным, но добрым смыслом.

Однажды в ночном видении юная Мария увидела себя на развилке двух дорог. Чей-то голос произнес: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой – скорбеть будешь». Без колебаний Мария тогда выбрала скорбный путь, по которому она, не имея здоровых ног, пришла к святости.

Почему святые болеют и терпят скорби

Для кого-то это выглядит как парадокс. Многие люди молятся христианским святым в надежде получить облегчение в скорбях и болезнях, многие при этом свидетельствуют, что их молитвы были услышаны. Между тем, сами святые порой очень тяжело, нескончаемо болели, как, например, прп. Манефа Гомельская.

Стремясь рассеять подобные недоумения, свт. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) назвал сразу 8 причин, по которым Бог попускает Своим избранникам терпеть всевозможные бедствия.

Это необходимо для того, чтобы святые, обнаружив в себе великие дарования, не превозносились над остальными людьми.

Это мешает окружающим объявить святых богами и, значит, впасть в грех идолопоклонства.

Сила Божия становится заметнее, когда она действует через человеческую слабость.

Страдания святых доказывают, что эти люди преданы Богу бескорыстно, а не в обмен на житейские радости и блага.

Наблюдая, как мучаются святые, христиане должны преисполниться веры в грядущее воскресение, после которого все, потрудившиеся для Бога, будут прославлены и увенчаны.

Пример святых, стойко переносящих свои несчастья, необходим для утешения и ободрения других страждущих.

Немощь святых делает их близкими и понятными всем людям, а не какими-то суперменами, которым в принципе невозможно было бы подражать.

Своими муками святые открывают нам, в чем должно состоять истинное счастье и несчастье человека. Счастье – в том, чтобы соединиться с Богом через добродетельную жизнь, а несчастье – в том, чтобы отгородиться от Него своими грехами.

«Итак, – говорил свт. Иоанн Златоуст, – имея возможность указать столько причин страдания святых, не будем ни роптать в искушениях, ни сомневаться, ни смущаться, а станем и сами воспитывать свои души, и других научать этому».

И мы видим, что прп. Манефа Гомельская поступала именно так. Это стало главным делом ее жизни.

От Севрюков до Неба

Свое новое, монашеское имя Мария Скопичева получила во время Великой Отечественной войны, когда присоединилась к монахиням Чёнковского женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, монастырь этот, открытый с разрешения оккупационных властей, просуществовал совсем недолго. После его ликвидации Манефа вернулась в деревню Севрюки, где прожила до самой своей смерти в 1984 г.

-4

Шло время, и в двери к матушке Манефе стучалось все больше людей, желающих получить от нее утешение и помощь в самых разнообразных скорбях. В конце концов, за советом и просьбой сугубо помолиться к деревенской монахине стали обращаться и священники, причем не только из Гомеля, но даже из Киева и Минска. Многие люди, пообщавшись с Манефой, потом свидетельствовали о ее прозорливости, о том, что Бог дал этой женщине способность видеть тайные помыслы собеседника, его прошлое и будущее. Во многих людях она буквально зажигала пламя религиозной веры. Человек пил с матушкой чай, смотрел, как она читает Священное Писание или шьет, и вдруг потрясенно понимал, что, конечно же, Бог есть, Его не может не быть, раз на Земле живет такая вот Манефа.

Глядя теперь на фотографии полной женщины с простым крестьянским лицом, трудно разглядеть в ней святую. Точно ли Белорусская Православная Церковь не ошиблась, канонизировав Манефу (Скопичеву) в 2007 г.? Если этот вопрос кого-то занимает, могу дать один совет. Когда вас самого, не дай Бог, наполнит мукой тяжелая болезнь, попробуйте не ныть и дергать окружающих, а стать для них источником любви, радости, сил и оптимизма, попробуйте сострадать им больше, чем жалеть себя. Если это у вас получится, то в Царствии Небесном вас будет ждать место рядом с матушкой Манефой.

Александр Елопов
Адаптировано по:
nikolsky.by

-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ