Иван Иванович Шишкин - русский живописец. Был одним главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.
Его картины знакомы многим. Попробуйте вспомнить названия 4 из них (указывайте в комментариях варианты).
Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчёркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил Константин Савицкий.
Картина представляет собой широкую панораму, в центре которой изображена одинокая фигура путника. Мотив дороги часто встречается в творчестве Ивана Ивановича, однако, этот формат панорамы – необычный для живописца выбор.
В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: "Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство". Критик В.В. Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.
Живо исполненный этюд был написан, вероятно, при его восхождении к вершине Ай-Петри. Картина отразила впечатление пейзажиста от величественных горных плато – уголков дикой, первозданной, «доисторической» природы, нетронутой человеком. Уверенная рука мастера зафиксировала все особенности каменистой почвы и покрывающей ее скупой растительности. В свойственной для себя манере Шишкин реалистически трактовал детали, в чем выразилось его доскональное знание природных форм. Вместе с тем правдивость и трезвость взгляда пейзажиста нельзя приравнять к слепому, хладнокровному копированию натуры.