Найти тему
Корабли и Капитаны

Приключения капитана Головнина. Часть 1.

Как русский капитан не раз в плену побывал, а домой героем вернулся.

Всем желаю здравия! Предшествующие статьи мало-мальски (?) освещали непростой путь русской дипломатии на Дальнем Востоке, пусть и не в совсем уж научном ключе, но последовательность повествований Ваш покорный слуга постарается соблюсти именно в хронологическом порядке по отношению к ним . Конечно, следуя пожеланиям Читателей. Итак, манера та же: своими словами от первоисточника к публикации. Источником сегодня будет Василий Головнин, отважный русский моряк. Однако ,

Как всегда, предлагается краткий пересказ предыдущих серий:

В XVI веке Япония начинает вести политику полной изоляции «Сикоку». Несмотря на это в веке XVII полным ходом идет освоение дальневосточных земель русскими первопроходцами. Государственными людьми , служилыми, казаками и простыми переселенцами. Контакты и конфликты с сопредельной стороной стали довольно обыденным явлением, потому что японская «псевдоизоляция» характеризовалась, как ни странно, вполне современными чертами двойных стандартов, свойственными и некоторым нынешним государствам. Во-первых – постоянная экспансия на Курильские острова и территорию Китая, во-вторых, плохо прикрытые сношения с Европой: голландцам, например, в те поры позволялось торговать в Японских владениях. Но где Нидерланды, а где Россия? И вот, Российское Государство, желая определить-таки границы своих владений, уже в XVII веке начинает официально отправлять в Страну Восходящего Солнца одного посла за другим. Случайно заплывший туда Шпанберг не в счет, мы о нем и не говорим, тем более, что есть подозрения в его шпионаже в пользу Швеции. А вот в 1792 году русской экспедиции в Японию под командованием Адама Лаксмана удалось достичь установления первого официального контакта между двумя странами. Но японцы лишь выразили намерения о сотрудничестве и никаких договоров заключать не стали. И вот настало время Резанова, который «с престолами шутил, а умер от простуды»…

Как раз с него и начался мой сериал «Пираты Охотского моря». Ссылки здесь:

Пираты Охотского моря.
Корабли и Капитаны15 февраля 2023
Пираты Охотского моря 2.
Корабли и Капитаны1 марта 2023
Пираты Охотского моря 3.
Корабли и Капитаны13 марта 2023

Забегая вперед, скажу, что экспедиция Головнина на Дальний Восток носила отнюдь не дипломатический, а вполне естественно-научный характер. Гидрография, геодезия и картография, а так же естественное описание. Ну, и как всегда, инспекция владений Российской Империи в Америке.

Приступим к повествованию? (Основной документ: « Головнин Василий Михайлович. Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807, 1808 и 1809 годах»).

Василий Михайлович Головнин . 1776 год ,в Переяславль-Рязанском уезде родился./Тут я немного остановлюсь, ибо сам служил некоторое время на территории современной Рязани , и доложу Вам, это один и тот же город! А Старая Рязань , откуда полки с Евпатием Коловратом в недалекой древности ходили бить вражьи полчища, находится в 40 километрах от неё./ Скончался июня месяца 1831-го года, в Санкт-Петербурге. Русский мореплаватель и мемуарист, вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций.

-2

Шлюп (а по сути, небольшой фрегат) «Диана». Настоящего изображения не нашел, но конструкция идентичная. :)

-3

В июне 1807 года «Диана» отправилась в плавание. К тому времени Давыдов и Хвостов уже вовсю гоняли японцев по Охотке, Резанов уже убился с лошади где-то под Красноярском, но Василий Михайлович не только об этом не подозревал, но и знать не мог, что ждет его впереди…

В апреле 1808 года русские моряки увидели берега мыса Доброй Надежды.

Сайменский залив.А точнее - ФалсБэй. Фальшивый залив.
Сайменский залив.А точнее - ФалсБэй. Фальшивый залив.

Шлюп вошёл в порт Саймонстаун, пригород будущего Кейптауна, принадлежавший англичанам. В начале своего путешествия «Диана» заходила , по традиции, в Портсмут (Англия) для пополнения запасов, где Головнин, предвидя, что дело между Англией и Россией может дойти до разрыва, стал хлопотать о выдаче ему от английского правительства свободного паспорта, на право свободного плавания. Такие паспорта выдавались судам, следующим в длительные научные экспедиции. Эти паспорта принято было выдавать разными государствами на случай объявления войны после отбытия судов, как свидетельства о том, что такие суда, хотя и военные, но отправлены не для ведения военных действий, а для научных исследований. Паспорт был выдан. Но именно в это время был подписан Александром I и Наполеоном Тильзитский мирный договор 1807 года, в соответствии с которым Россия признала все завоевания Наполеона и присоединилась к континентальной блокаде против Англии. Отношения России и Англии в связи с этим миром резко ухудшились. В итоге, в порту шлюп был задержан находящейся там английской эскадрой под командованием вице-адмирала Барти. Ну, этот персонаж нам вообще не интересен. Но! Фактически русские моряки оказались в плену у англичан. Начались долгие и бесполезные разбирательства. Морякам не давали сходить на берег в течение года! Когда закончилось продовольствие, закупавшееся из неизбежно опустевавшей корабельной казны, капитан порта попросту предложил «подработку» нашим матросам на английских судах, что было несносным позором, естественно. Убедившись в бесполезности всяких переговоров, а уж тем более , несмотря на наличие "паспорта" на свободное мореплавание, Головнин решил тайно готовить шлюп к побегу. Между тем адмирал Барти и его "красные мундиры"(морская пехота -прим.авт.) не спускали глаз с «Дианы». По его распоряжению шлюп был поставлен на двух якорях в самом дальнем месте гавани, на расстоянии одного кабельтова от флагманского корабля «Резонабль». При этом между шлюпом и выходом из порта было поставлено несколько английских транспортов. По требованию Барти все паруса на «Диане» были отвязаны и брам-стеньги спущены. Сняться и уйти становилось все труднее для «Дианы», незаметно поднять якоря было невозможно.

Небольшая техническая справка - в акваториях, закрытых возвышенными берегами от большинства ветров, "поймать надежно" ветер наиболее просто именно верхними парусами - брамселями (прим.авт.), которые, в свою очередь, привязаны к брам-стеньгам.

Англичане следили за нашими очень строго. Шлюпки с командным составом, которому только и позволено было сходить на берег, досматривались круглосуточно. Сторожили наших неусыпно. Обрубить якорные канаты и уйти в открытый океан только с двумя запасными якорями было опасно, но возможно! Сухарей оставалось мало, а свежей провизии и совсем не было. И все же, чтобы не вызвать лишнего подозрения у англичан, Головнин приказал не делать закупок даже для офицерского стола. Но это официально. Прошу не ругать меня , однако, сам Василий Михалыч подтверждает, что тайно продавал…..навигационные приборы , разумеется, отменного качества, местным купцам. Как ни странно, местных торгашей-водоплавателей "красные мундиры" не удосуживались досматривать, потому удавалось производить провизии погрузку с наименее просматриваемого борта и мелкими партиями. Соответственно, используя средства для заготовки провианта, все это время Головнин тщательно изучал розу ветров и подводные течения в бухте Саймонстауна. Для бегства нужен был только один ветер — норд-вест. Наконец время пришло. Вот как описывает этот побег сам капитан в своей книге: «….19 мая 1809г, сделался крепкий ветер от NW. На вице-адмиральском корабле паруса не были привязаны, а другие военные суда, превосходившие силой "Диану", не были готовы итти в море, и хотя по сигналам с гор мы знали, что к SO видны были два судна, лавирующие в залив, которые могли быть военные и, может быть, фрегаты, но им невозможно было приблизиться к входу прежде ночи. Так как положение наше оправдывало всякий риск, то, приготовясь к походу и в сумерках привязав штормовые стаксели, в половине седьмого часа вечера, при нашедшем сильном шквале с дождем и пасмурностью, я велел отрубить якорные канаты и пошел под штормовыми стакселями в путь. В 10 часов вечера мы были в открытом океане....Таким образом кончилось наше задержание, или, лучше сказать, наш арест на мысе Доброй Надежды, продолжавшийся один год и 25 дней...»

Удача сопровождала их до самой Камчатки. Они прибыли в неё, не заходя ни в один порт, пройдя Индийский океан , моря и проливы, с попутным ветром за 40 дней. Таково было решение - добраться до родных берегов во что бы то ни стало. А дальше была уже другая история! Которую я, конечно, расскажу.

И хоть писатель из меня, возможно, и не очень, но вот то, что я делаю действительно хорошо, находится здесь:

https://vk.com/m.flota

https://t.me/m_flota

С уважением. Ваш реставратор Музея Морского Флота.