Игорь Нефедов был знаменит, талантлив, удачлив, так считали многие его коллеги. К 25 годам в его фильмографии насчитывалось уже около 10 ролей, среди которых были и главные. С Игорем работали лучшие режиссеры того времени, и все они высоко оценивали его актерский талант. Его имя – первым из всех коллег-ровесников – попало в Советскую энциклопедию кино. Всесоюзная популярность пришла после выхода на экраны социальной драмы Сергея Ашкенази «Криминальный талант», где он сыграл роль милиционера Вадима Пительникова. Игоря Нефедова называли одним из самых перспективных молодых актеров того времени.
Игорь Нефедов родился в Саратове 28 марта 1960 года в творческой семье. Отец - Вячеслав Нефедов считался одним из самых перспективных студентов школы-студии МХАТ, дружил с земляком - одногруппником Олегом Табаковым. Вячеславу, в отличие от Табакова, все давалось легко, с лету. Педагоги прочили талантливому студенту блестящее будущее. И вдруг Вячеслав на третьего курса бросил училище и пошел работать, поскольку посчитал, что театр его больше не привлекает. Через много лет, Вячеслав придет к Табакову просить работу в "Табакерке". Олег Павлович попробует бывшего одногруппника в одном из спектаклей, но на ставку не возьмет, в труппе уже работал его сын - Игорь. Вячеслав Нефедов начал играть в антрепризах театра «Эрмитаж».
С самого начала судьба свела Олега Табакова с Игорем Нефедовым. Когда он родился, то вскоре у матери пропало молоко, и выкормила младенца первая жена Олега Павловича - Людмила Крылова.
Родители Игоря развелись, еще когда он был ребенком. Мальчик остался у дедушки и бабушки в Саратове. Когда ему исполнилось 13 лет, то мать Игоря, Нина Нефедова, обратилась к Табакову, с просьбой прослушать подростка, чтобы тот поступил в его знаменитую детскую театральную студию. Олег Павлович ответил нехотя, сухо: "Посмотрю, но ничего не обещаю...".
Опытный артист, который славился принципиальностью и жесткими критериями выбора учеников, сразу разглядел в Игоре талант. Подростку пришлось закончить 9-ый класс экстерном, чтобы не упустить счастливый случай и начать учиться у Табакова - в его первом наборе театральной студии. Игорь был в числе учеников, которым удалось завершить обучение в студии, и после окончания школы он поступил на курс Табакова в ГИТИС. Так же, как и его отец, Игорь считался одним из самых перспективных студентов. Некоторые даже считают, что Олег Павлович был для Игоря как второй отец и оказал большое влияние на формирование его личности.
После окончания института талантливого артиста приняли Центральный детский театр, в котором Игорь прослужил 5 лет. Главный режиссер театра был в восторге от таланта и самоотдачи Игоря Нефедова и пророчил ему роль Гамлета. Позже он говорил об актере: «Игорь жил, снимался и играл на полную катушку, во время репетиций мог свалиться в оркестровую яму, что-то сломать себе и вдруг снова появиться готовым к работе. Из таких вырастают Гамлеты».
Когда в 1986 году Табаков наконец получил возможность сформировать труппу из лучших своих учеников, то Нефедов стал актером в знаменитой «Табакерке». На этой сцене он служил до конца своих дней, сыграв самые яркие роли в спектаклях «Жаворонок», «Полоумный Журден», «Кресло», «Механического пианино». Табаков боготворил Нефедова и прощал ему то, что не прощал никому, - опоздания на репетиции.
Но со временем отношения между руководителем и актером начали портиться.По рассказам коллег Игорь начал злоупотреблять алкоголем, актер, на котором держался репертуар, начал срывать спектакли. Во время гастролей в Японии в 1993 году весь Токио обклеили афишами с портретом Нефедова в коронной роли Адуева. Но Игорь в своей легковесной манере умудрился и здесь опоздать на репетицию. В ярости Табаков отстранил своего любимца от участия в спектакле «Обыкновенная история», заменив вчерашним студентом Евгением Мироновым, и за все сорок пять гастрольных дней не выпустил на сцену. А позже снял Нефедова и с постановки «Механическое пианино».
Свою последнюю роль в «Табакерке» Игорь Нефедов сыграл в спектакле «Ревизор», и очевидцы утверждали, что это был его лучший выход на сцену. После этого, по словам близких, Нефедов планировал уйти из труппы.
Дебют в кино у Игоря состоялся в18 лет и тоже благодаря Олегу Табакову, порекомендовавшему Никите Михалкову снять его студента в фильме «Пять вечеров». Он сыграл роль Славы, появившись в кадре вместе с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным. Олег Табаков тогда говорил об Игоре: «Я просто его люблю. Как люблю старшего или младшего сына. Неформально. Это совсем другие взаимоотношения. И работы его достойны того, чтобы их любить. Даже первая его роль в кино – в «Пяти вечерах» – и Игорь, и Лариса Кузнецова не в меньшей мере, чем Люся Гурченко и Слава Любшин, попадают в десятку».
Игоря стали снимать другие признанные мастера кино, он получал приглашения на съемки почти каждый год. На главную роль в картину «Наследница по прямой» Сергея Соловьева Игорь попал без проб. У режиссера Вадима Абдрашитова актер сыграл Владимира Беликова в фильме «Охоте на лис».
Об Игоре Нефедове как о талантливом молодом исполнителе писали в газетах, появились поклонники, но звездной болезни у актера не возникло. Он оставался скромным и на все комплименты реагировал застенчивой улыбкой.
Наступили 1990-е годы и в отечественном кино начался затяжной кризис. Предложений становилось все меньше. Да и работа с признанными мастерами кино, ставшая высокой планкой, к которой Игорь стремился, сыграла свою злую шутку - он отказывался от ролей, не вызывавших интереса. Но чтобы прокормить семью, приходилось соглашаться и на проекты, которые исполнитель считал проходными, нестоящими; так он снялся в фильмах «Авария — дочь мента» и «Светик». А режиссеры, которые несколько лет назад охотно приглашал его на съемки, теперь все говорили в один голос: «Для тебя нет подходящих сценариев. Нужно подождать».
Из-за отсутствия интересной работы у Нефедова стала развиваться депрессия. А на проблемы в карьере накладывались и переживания в личной жизни.
Личная жизнь
Игорь Нефедов был женат дважды. И, по мнению его матери, Нины Евгеньевны, оба раза неудачно.
Первой его избранницей стала балерина Большого Театра — Алина Кочетова. Пара прожила вместе меньше года, так как Алина встретила другую любовь и не хотела обманывать мужа. Вскоре после развода она переехала в США, жизнью и судьбой бывшего супруга не интересовалась. А вот Игорь тяжело переносил разрыв, по словам знакомых уже тогда у него проявились суицидальные наклонности. Он очень часто говорил о самоубийстве, а однажды даже решил его осуществить.
Елена Казаринова - вторая жена, позже рассказывала: «Когда от него ушла первая жена, он соорудил петлю, залез на табурет. Андрей Смоляков успел его вытащить – дверь в квартиру оказалась незапертой. Странно, но у Игоря тогда не было ни страха, ни раскаяния за содеянное. По его словам, осталось лишь полузабытое ощущение свободы. Мы никогда не вспоминали об этом случае. Только однажды Игорь рассказал о своих ощущениях в тот момент. Самое страшное, что ему понравилось это состояние. А еще, когда Нефедов был в двух шагах от смерти, он слышал «светлую полифоническую мелодию». «Это был Бах», - говорил Игорь. Хотя со слухом у него были большие проблемы. С тех пор мысль о смерти стала для него навязчивой».
Во второй раз Нефедов женился на актрисе театра «Современник» Елене Казариновой, которая ранее была замужем и имела дочь. Игорь так боролся за свою любовь, что даже сам попросил у мужа Елены развода, чтобы начать с ней отношения. Елена и Игорь поженились в апреле 1987 года, сыграли шикарную свадьбу, им дали новую квартиру от театра. Дочь Елены Лиза полюбила отчима как родного, называла его папой. В их доме всегда было много гостей. Игорь шутил, что в день зарплаты старается быстрее освободиться от денег, накормив и напоив всех друзей - актер обожал готовить. По мнению Елены, они были счастливы, жили просто, весело, правда, денег зачастую не хватало. Игорь получал 120 рублей в месяц как артист театра.
Совместная жизнь с Еленой продлилась около семи лет. В последний год между супругами наступил разлад. По воспоминаниям актрисы, со временем она устала от выходок мужа, который любил играть со смертью, мечтал погибнуть красиво. Она рассказывала, "что на море он часто делал вид, что тонет, хотя прекрасно плавал, а лежа в кровати, задерживал дыхание и притворялся мертвым. Все привыкли к таким его выходкам, и однажды, когда он взобрался на перила моста с криками о том, что собирается прыгнуть, никто из его компании, отдыхавшей на берегу Москвы-реки, не воспринял это всерьез – все уже знали, что таким образом Нефедов привлекает к себе внимание". В итоге супруги решили на время разъехаться — Игорь оставил квартиру жене и ее дочери, а сам жил то у матери, то у друзей, но регулярно навещал их. Игорь воспринял очередной разрыв как катастрофу. Он сильно пил, а в состоянии опьянения снова говорил о смерти. Ситуацию еще больше усугубил его конфликт с Табаковым. В день смерти он пришел к жене мириться. Для храбрости привел с собой друга, которого тоже накануне помирил с женой. Разговор был долгий и выматывающий: о жизни, о театре, о планах, о дочери. Нефедов выпил две бутылки водки. Когда она закончилась, он сказал, что хочет сходить в магазин. "Друг тоже засобирался домой. Лена уговаривала его подождать Нефеда. Ждал он недолго, вскоре попрощался и вышел. Почти сразу из коридора донеслись крики и, как показалось Лене, знакомые голоса. «Еще не хватало на весь дом отношения выяснять, всех перебудят…» Лена открыла дверь, чтобы позвать их в квартиру, и услышала: «Вызывай „Скорую“. Игорь повесился».
Актер вышел из квартиры, спустился на этаж ниже, нашел на лестничной клетке шарф, привязал его к какому-то крюку и повесился. На этот раз его никто не успел спасти. Нефедов ушел из жизни 2 декабря 1993 года в возрасте 33 лет. Позже Елена вспоминала: «Я уверена, что в тот злополучный день он хотел нас напугать, пошутить. Когда я увидела его мертвого на полу в подъезде, подумала, что он настолько пьян, что потерял равновесие и упал. Я волновалась, что его в таком виде заметят соседи. Но я никак не могла подумать, что он покончил с собой».
Мама Игоря Нефедова обвиняла в гибели сына его жену, которая якобы завела любовника. Елена и коллеги актера настаивали на том, что Нефедов не смог смириться с неудачами в карьере, с конфликтом с Табаковым, с безденежьем. Игорь не понимал, что происходит, почему удача от него отвернулись. Игорь Нефедов "был одаренным актером, прекрасным человеком, единственное, чего ему не хватало так это достичь примирения с жизнью". Памяти актера посвящен документальный фильм из цикла «Чтобы помнили».
Елена Казаринова умерла в 2013 году от острого лейкоза. Она похоронена рядом с Игорем Нефедовым на Котляковском кладбище в Москве.
Друзья, Дзен теперь показывает статьи только подписчикам. Поэтому делитесь этой статьей с теми, кому это может быть интересно, публикуйте в других соцсетях - это поможет развитию канала. Также мне всегда важно ваше мнение о прочитанной публикации, поэтому не стесняйтесь оставлять свои комментарии под статьей. До новых встреч!
Ставьте лайки. По ним я вижу, какие темы вам особенно интересны.
2.