Знаю, знаю, что S-26 это немец, просто действуют они вместе.
Чем больше читаю И.В.Боргезе, и сравниваю с первичными документами, тем больше понимаю, что автор сей "излагает историю как незабвенный Сиверс-Меринг" (вошедший в русские поговорки). В его изложении все легко и просто (эдакая увеселительная прогулка). В реальности...
Давайте по порядку.
В ночь у мыса Сарыч с 4 на 5 июня дежурил МАС 573 и катер МТМ, в ночь с 5 на 6 два катера МТМ. Из-за того, что БДБ которая везла топливо наткнулась на мину, топливо экономили, и подводные лодки CВ-1 -СВ-3 стояли без топлива. Два катера еще стояли в Ак-Мечети. Еще два немецких катера находились там же. Только 7 июня 1942 г. немецкие катера S-72 и S-102 (под командованием капитана цур Зее Веземанна) вышли из Констанцы, в этот же день БДБ завезли топливо для катеров и подводных лодок на базы. Только 7 июня начала работать воздушная разведка.
06.06.1942 года поступила информация о готовности подводных лодок CВ-4 – СВ-6, но выход их в Ялту намечался по погоде. 7 июня лодки еще стояли в Констанце.
Начальный период морской блокады Севастополя, несмотря на тщательную подготовку выглядит как-то хаотично.
Пока у мыса Сарыч дежурил только МАС 573 (МАС-571 еще чинился после налета имени фон Левински). А, тем временем, советские перевозки в Севастополь продолжались.
07.06.42 из Новороссийска в Севастополь прибыли лидер «Ташкент», эскадренный миноносец «Бдительный» и подводная.лодка «Л-5». Они доставили 510 человек маршевого пополнения, 12 человек летного состава, 71 т артиллерийского боезапаса, 15 т авиационного бензина и 12 т продовольствия. В тот же день вечером лидер, эсминец и подводная лодка вышли из Севастополя в Новороссийск. В ночь на 8 июня на дежурство вышли три малых итальянских лодки.
08.06.42 Штиль, безоблачно, видимость 15 км Вода +12.
Противник наблюдает два конвоя, но не атакует их. Гоняться за «Ташкентом» (противник называет его «полукрейсером») лодкам проблематично, а, катера в этот день не выходили.
08.06.42 Три малых лодки с номерами СВ-4 - СВ-6 вышли из Констанцы. Итальянские катера МАС 570 и 572 получив топливо, сообщили о готовности к выходу. Немецкие катера S-72 и S-102 сообщили о готовности. Вторая пара немецких катеров во главе с капитан-лейтенантом Бирнбахером (который был назначен командиром действующего немецкого отряда торпедных катеров) прибыла в Крым. Таким образом только к 9 июня все силы блокады были собраны в районах сосредоточения (4 «шнельбота», 4 катера МАС, 6 подводных лодок и 10 катеров МТМ).
10.06.42 Все четыре немецких катера (S-26, S-28, S-72, S-102) перебазировались в Ак-Мечеть. Здесь же разместились итальянские МАС 570 и 572. Штаб капитан-лейтенанта Бирнбахера разместился в г. Саки. Для координации действий к нему в Саки приехал капитан Мимбелли. Дежурства подводных лодок у мыса Сарыч продолжались, но не очень удачно. Катера МАС выходившие на охоту в район мыса Херсонес стреляли, но неудачно (наши даже не заметили). Конвои пока вполне успешно прорываются в Севастополь, и противодействия им ни немцы, ни итальянцы оказать не могут. Пока успешно действует только авиация противника.
Так, например, в 02.40 транспорт «Абхазия» (капитан М.И.Белюга) в охранении эскадренного миноносца "Свободный" (командир капитан 3-го ранга П.И.Шевченко), базовых тральщиков «Якорь» (командир старший лейтенант И.В.Коровкин), «Защитник» (командир старший лейтенант В.Н.Михайлов) и трех сторожевых катеров прибыл из Новороссийска в Севастополь*. На транспорте «Абхазия» доставлены 250 человек маршевого пополнения, 37 бойцов Приморской армии, 261 т боезапаса, 100 т авиабоезапаса, 13 авиамоторов, 168 т продовольствия и 90 т цемента; на эскадренных миноносцах «Бдительный» и «Свободный», двух тральщиках - 67 человек летно-технического состава ВВС флота, более 200 т боезапаса, 157,62-мм пулеметов, 75 автоматов ППШ и другие грузы. В 02.05 эскадренный миноносец «Бдительный» после разгрузки вышел из Севастополя в Туапсе. Оставшиеся в Севастополе транспорт «Абхазия» и эскадренный миноносец «Свободный» были неоднократно атакованы авиацией противника. «Абхазия» еще не успела разгрузиться, как на нее обрушились удары немецкой авиации. От прямого попадания авиабомбы в кормовую часть в 09.55 транспорт «Абхазия» затонул у пирса № 1 Сухарной балки. Остались невыгруженными 168 т боезапаса, 95 т авиабоезапаса и 96 т продовольствия.
Другое дело, что немецкая авиация нанесла серьезный удар по этому конвою (а, наша зенитная артиллерия не смогла его прикрыть), но это отдельная история.
Тихоходные подводные лодки не очень подходили для охоты за быстроходными кораблями. Гораздо больше шансов было у торпедных катеров. А, что пишет о работе итальянцев наш "летописец"?
"10 июня Массарини выпустил торпеду по русскому легкому крейсеру «Ташкент» в 3 милях к югу от Херсонесского мыса; 11 июня Тодаро атаковал русский миноносец; 13 июня торпедный катер, управляемый Массарини и Грилло, дерзко атаковал с короткой дистанции большой теплоход водоизмещением 13 тыс. т, шедший под охраной миноносца и двух сторожевых катеров; выпущенная торпеда попала в цель, и поврежденный корабль выбросился на берег, где с ним покончили самолеты. Теплоход был гружен боеприпасами, предназначавшимися для Севастополя. Это была последняя попытка противника доставить осажденным то, в чем они так нуждались". Откровенно говоря, провести параллель с реальностью крайне сложно.
Но, немцам было немного не до того. Почему? А, вот теперь мы подошли к теме заголовка. По легенде его повредила наша авиация. Реальность чуть иная.
На S-26 произошло возгорание маршевого двигателя запасной торпеды (по другим, уточненным данным в машинном отделении), катер был поврежден пожаром, и по сообщению командира, катер нуждался в ремонте на верфи Люрсена в Линце. Это авария (и, совсем в другом районе), это не налет нашей авиации.
11.06.42 В 3.35 на дежурство к мысу Сарыч вышли катера МАС 571 и 573 с двумя катерами МТМ, и лодки СВ-4 – СВ-6. Катера стреляли по советскому конвою, но, безрезультатно. Конвой, в составе которого шел транспорт «Белосток» отмечает атаку торпедных катеров. 11 июня В 02.35 транспорт «Белосток» (капитан М.П.Рымкус) в охранении базовых тральщиков «Взрыв» (командир старший лейтенант Н.Ф.Ярмак), «Трал» (командир старший лейтенант Б.П.Фаворский) и трех сторожевых катеров типа «МО» прибыл из Новороссийска в Севастополь. В 22.15 транспорт «Белосток», отстоявшись днем у холодильника в Южной бухте, в охранении базовых тральщиков «Трал» и «Взрыв», трех сторожевых катеров вышел из Севастополя в Новороссийск.
МАС-570 и 572 перешли к месту нового базирования в Ялту.
12.06.42 В 19.40 в результате налета советской авиации на Ялту осколками серьезно поврежден МАС-572. Подводные лодки СВ-1 – СВ-3 традиционно выходили на пост в район м. Сарыч, но, (традиционно), безуспешно. Наши продолжали прорываться.
Так, к примеру, 2 июня в 23.32 из Новороссийска прибыл крейсер «Молотов» (командир капитан 1-го ранга М.Ф.Романов) в охранении эсминца «Бдительный» (командир капитан 3-го ранга А.Н.Горшенин). Крейсер доставил 2998 человек личного состава 138-й стрелковой бригады под командованием майора П.П.Зелинского, вооружение бригады и ее боезапас. В светлое время суток, корабли остались на отстой в бухте.
В ночь с 12 на 13 число 3 немецких торпедных катера (S-28, 72, и 102) выходили из Ак-Мечети на охоту, но тоже неудачно, но, на обратном пути конвоя, в котором следовал транспорт «Белосток», опять отмечает атаку торпедных катеров.
Эффективность действий немецких "торпедных" сил (так же как и у нас в 1944-м) была низкой. Хотя, потом, кое-каких успехов они потом добились.
В помощь немецким катерам в Констанцу были направлены «шнельботы» S-27 и S-40.
"Дали жару" и наши катерники.
13.06.42 Советский торпедный катер Д-3, выйдя из Анапы атаковал Ялтинский порт, выпустив торпеды с дистанции почти 1 км.
Что такое Д-3? Один из немногих почти классических деревянных торпедных катеров. Размерения: 21,6 × 3,9 × 0,8 м. Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов. Полное водоизмещение чуть более 32 тонн.
Катер посчитал, что в 4.07 он потопил «брандвахтенную баржу», которая на деле оказалась подводной лодкой СВ-5. Только после этого противник додумался закрыть вход в Ялтинский порт противоторпедными сетями (нашими же, которые он до того вытащил для удобства на берег).
В результате нового налета авиации на Ялту разрушены казармы хорватского морского легиона и потоплен лихтер, доставивший снабжение.
На обратном пути СВ-1 пыталась атаковать крейсер «Молотов», возвращающийся из Севастополя, но, похоже, что крейсер даже не заметил атаки.
14.06.42 Поврежденный S-26 отправлен в Констанцу на ремонт. СВ-5 была признана нет подлежащей восстановлению...