Лет с десять-двенадцать назад проводя очередную прелестную весеннюю ночь в компании не соответствующим образом выглядящих представительниц противоположного пола, а вполне себе внешне малопривлекательного аукциона Ebay я наткнулся на альбом Джона Колтрейна 'Giants Steps' с будто бы оригинальными черными этикетками. Ценник показался более чем разумным - вопрос решался всего лишь одной цифровой купюрой с изображением Б. Франклина.
Обычно подобные позиции исчезали на глазах - я же успел просидеть полчаса в размышлениях насколько обеднит покупка краеугольной джазовой пластинки мой пост-студенческий бюджет. И только переведя условленные $ продавцу на другом конце земного шара я наконец обратил внимание на то, что на этикетке нет заветного DG, deep groove, характерной широкой канавки во многом совпадавшей с белыми линиями на пятаке, образующими полукруг.
По всей видимости этот нюанс и позволил мне за более чем скромные деньги прикоснуться к джазовой классике, полагаю, что именно отсутствие DG и отпугнуло большую часть потенциальных покупателей пластинки. Распечатав спустя месяц коробку с заветным оригиналом (?) я ввиду собственной музыкальной неопытности не смог оценить альбом по достоинству, и поэтому, начисто лишенный хотя бы, так скажем, стратегического мышления коллекционера, вскоре расстался с этим экземпляром и впоследствии встречал преимущественно те или иные очевидные переиздания пластинки.
Загадок, к слову, на лейбле хватало - одни, как, например, 'black fan' (черный вентилятор) на промо-издании 'Plays The Blues' того же Трейна при 'white fan' на обычном оригинале (белый вентилятор, сигнализирующий о более раннем издании) можно было попробовать списать на специфику дизайна этикеток, другим, вроде заметно лучше отыгрывавших, чем оригинал переизданий 'My Favorite Things' объяснение найти было трудно.
Исследований на тему во всемирной сети упорно не появлялось (ведущие коллекционеры были до сих пор заняты нюансами Blue Note), а вскоре Discogs вобрал в себя огромный объем информации и стал (наряду с проектом Londonjazzcollector, коротко - LJC) ключевым источником информации по изданиям лейбла.
Бобби Шорт и его конверты
Поскольку, к моему величайшему сожалению, привычки сохранять хорошие пластинки в личной коллекции с годами я так и не выработал к моменту когда нюансы Atlantic стали представлять интерес (а сам я, на достаточном уровне понимать суть вещей) в отсеке для пластинок проекта Эртегуна - Абрамсона можно было найти лишь несколько переизданий главного джазового бестселлера лейбла, проекта The Modern Jazz Quartet, серию Херби Маннов середины шестидесятых и кое-что из дискографии дорогого моему сердцу ресторанного певца Бобби Шорта.
Если многочасовое сравнение разных изданий альбомов популярного квартета может обернуться настоящей пыткой и навсегда отвернуть от в целом более чем приятного джазового коллектива, то время столь близкого знакомства с мистером Шортом выльется не только в неизбежное мычание в условный унисон прежде незнакомой бродвейской классике, но и в неподдельное очарование подобной ресторанной (пусть и в данном случае и запечатленной в студии) эстетикой.
Найти все 'десять отличий' оригинального конверта от обложки в которой хранится переиздание получается лишь к концу первой стороны пластинки - на первый, поверхностный взгляд они почти идентичны. Единственное, что бросается в глаза это наличие у конверта с переизданием характерной уценки в углу, аккурат у каталожного номера - действительно, на конвертах пятидесятых годов подобное отверстие встретить вряд ли удастся.
В нижней же части обеих конвертов указан адрес (234 West 56 Street) по которому располагался офис Atlantic вплоть до 1957 года.
Любопытно, что конверты заметно отличаются по размеру - оригинальный меньше и имеет другой оттенок, что заметно на фото ниже.
Еще один важный нюанс - несмотря на то, что на картон наклеен один и тот же текст и фотография устроено это с определенной технологической разницей. Так, на конверте с переизданием добавлен специальный кармашек соединяющий переднюю и задние части - на более раннем издании подобный элемент отсутствует, поэтому для того, чтобы засунуть в него пластинку потребуется гораздо больше усилий.
Собственно же винил с черными этикетками заключен во внутренний пакет из вощеной бумаги, что повсеместно использовался в пятидесятых - к слову, как показывает практика, один из лучших вариантов хранения старых пластинок.
Пластинка-переиздание помещена в рекламный бумажный конверт с десятками напечатанными в цвете обложками пластинок лейбла Atlantic - подобный можно встретить лишь уже на изданиях шестидесятых годов (и далее) - и наделяющий недвусмысленной информаций о годе издания пластинки, о чем несколько позже.
В продаже же попадаются и запечатанные копии альбома: стоит помнить, что в начале шестидесятых и уж тем более второй половине пятидесятых пластинки если и запечатывались, то совершенно иначе - целлофан был матовым, более плотным, и не облегал конверт пластинки, а наоборот, мог бы уместить еще три-четыре альбома такой же толщины.
Исходя из этого, на фото выше экземпляр датируется как минимум второй половиной шестидесятых.
Бобби Шорт и его этикетки
И все же ориентироваться принято вовсе не по конвертам, а наклеенным на винил этикеткам - у одного варианта знаменитые черные пятаки, у другого тот самый белый вентилятор, который, как утверждает хотя бы Тим Нили, пусть и не самый точный источник, но все же автор каталога Goldmine Jazz Album Price Guide, соответствует периоду 1960-1961 годов.
Напомню, что 'Songs By Bobby Short' дебютный альбом маэстро и был записан и выпущен в 1955 году - соответственно, следует предположить, что слева оригинальное издание 1955 года, справа же переиздание начала шестидесятых. Пластинка очевидно записана в моно, поэтому и переиздавалась в первую очередь в моно-варианте (красно-розовые этикетки).
Сомневаться не приходится и в идентичности матриц - 11325 для стороны A и 11326 для стороны B. Эти же цифры можно найти и на этикетках - кроме номера пластинки в каталоге (1214 для моно-издания) в скобках указаны и номера матрицы.
Для того, чтобы найти отличия потребуется хорошее зрение или лупа - под буквами AT на переиздании можно рассмотреть цифру 6 на первой стороне пластинки, и 3 на второй.
На оригинале получилось рассмотреть и загадочную букву F - определить ее значение мне пока что не удалось.
Подобное внимание к конвертам, этикеткам, сбегам пластинок вызывает только один, вполне справедливый, вопрос:
Бобби Шорт и звук
Найти упомянутые отличия удалось к концу второй стороны пластинки - самое время поставить переиздание и узнать чем они в действительности отличаются.
Выше и ниже ссылки на оцифровки открывающей альбом мелодии авторства Вернона Дюка со словами Э. И. Харбурга, написанной в далеком 1934 году - Бобби Шорт не только сделал ее обязательной частью своего репертуара, но и превратил позабытую мелодию в исполняемый и по сей день стандарт.
Ссылка выше ведет на запись с издания с черными этикетками, по ссылке ниже звучит переиздание.
По следующей ссылке можно услышать сравнение один к одному - раннее издание легко отличить по заметно большему износу винила.
Результаты могут быть не столь очевидны при прослушивании предложенных оцифровок, однако в располагаемой мной системе разница в пластинках слышна с первых нот - вариант с черными этикетками яркий, живой, насыщенный, с большей динамикой, объемом, атакой, вариант-переиздание звучит очень достойно, но звук с него напоминает звук из помещения, расположенного за двумя-тремя слоями давно немытого стекла.
Недостатки переиздания можно с легкостью списать на упомянутые цифры 3 и 6 под буквами AT на сбеге - не следует говорить о том, что стороны являются третьим и шестым прессом соответственно, однако очевидно, что это признак более позднего издания.
Тут самое время разобраться, а действительно ли вариант с черными этикетками является оригиналом (выпущен в 1955 году), а версия с белым вентилятором появилась в начале шестидесятых.
И если в оригинальности первого сомневаться не приходится (на месте недвусмысленный Deep Groove, черные этикетки, отсутствует номера 2-3-4 под буквами AT, сигнализирующие о том или ином репрессе), то с годом выпуска переиздания все сложнее.
Присмотреться стоит ко внутреннему конверту - на нем можно найти хотя бы пластинку Сержио Мендеса 'Favorite Things' SD 8177, выпущенную в 1968 (!) году. О том, что конверт принадлежит пластинке говорит дырка в углу, ровно в том же месте, где пробит и картонный конверт.
Можно предположить, что отпечатанные в начале шестидесятых пластинки пролежали на складе до конца десятилетия и лишь тогда попали в новые конверты и перешли к дистрибьюторам, однако подобное маловероятно. Остается верить в то, что кто-то из предыдущих владельцев альбома по неопределенным причинам подменил винил.
Не будучи сторонником подобных теорий заговора присматриваюсь повнимательней к тому, как выглядит этикетка, а точнее на какую поверхность она нанесена - два круга разного диаметра подозрительно напоминают некоторые издания Atlantic второй половины шестидесятых, в том числе, например, то, как был выпущен концертный альбом все того же Бобби Шорта, в самом конце десятилетия.
С вариантом справа все более или менее понятно - таким изданиям даже обычно добавляли специальную этикетку с номером формата ST-A(B)-XXXXXX PR, что означало, что пластинка отпечатана на заводе Presswell. Подтверждения тому обычно можно найти и на сбеге - кроме того, именно отпечатанные на этом заводе пластинки имеют характерные, показанные выше, круги. Вкупе с конвертом от конца шестидесятых, пластинка с этикетками с белым (!) вентилятором (по всей видимости именно они залежались на складе и были впоследствии наклеены) оказывается прессом ~1968 года.
Бобби Шорт и заводы Atlantic
Для того, чтобы с большей уверенностью отвечать на возникающие у маэстро вопросы вспомним про его следующий альбом, вышедший на Atlantic в 1956 году с номером 1230. Пластинка называлась просто по имени певца-пианиста и вновь нашлась у меня на полке в двух вариантах, с черными этикетками и более поздними, с черным вентилятором.
История с конвертами идентична описанной выше - на месте использовавшийся до 1957 года адрес офиса Atlantic (236 West 56 Street), клапан на переиздании для склейки двух картонок и даже внутренний конверт позднего варианта полностью соответствует тому, что был на переиздании его дебютного альбома.
Новые нюансы появляются при более внимательном изучении этикеток и сбега - матрицы вновь совпадают, однако рядом с номером можно обнаружить специфический символ, именуемый у коллекционеров 'sailor's cap', 'шапочкой моряка'.
Символ этот говорит не только о том, что пластинка была отпечатана на заводе MGM (что характерно для подавляющего большинства релизов Atlantic второй половины пятидесятых и отмечено, помимо прочего, буквами AT), но именно там была изготовлена матрица, с которой печатались переиздания (в данном случае на заводе Presswell).
Год выпуска переиздания определить несложно - на месте маленький вентилятор (вторая половина шестидесятых), два знакомых круга и буквы PR рядом с номером матрицы (завод Presswell), внутренний конверт с рекламой пластинок, выпущенных в 1968 году.
Осталось присмотреться к этикетке 'оригинала' - тут-то в моей памяти и всплывает давняя история с 'Giant Steps' Колтрейна и тем самым 'оригинальным черным Атлантиком без дипгрува'. На всякий случай убеждаюсь, что пластинка существовала в варианте с DG - для альбома 1956 года это обязательное условие.
Получается, что вариант без DG является изданием, скажем, 1960 года - именно тогда MGM начали отказываться от глубокой и широкой канавки и перешли на круг небольшого диаметра, характерный для пластинок, отпечатанных в начале шестидесятых.
Таким образом, имеем пресс MGM начала шестидесятых с черными этикетками и переиздание от Presswell 1968 года - и ни одного настоящего оригинала, что должен был быть выпущен в 1956 году.
Надо сказать, что первое, что отчетливо слышно на обеих пластинках это то, что звучат они совсем не так ярко, как оригинальное издание его дебюта - трудно сказать было ли оно так записано, или виноват год выпуска.
Как и прежде, сверху ссылка на оцифровку с издания с черными этикетками, по ссылке ниже вариант с черным вентилятором.
Поскольку словосочетание 'Sand In My Shoes' гуглится исключительно синглом со второго альбома условно современной певицы Dido, то не лишним будет напомнить, что Бобби Шорт исполняет написанную в 1941 году мелодию Виктора Шерцингера с текстом Фрэнка Лессера.
В последней ссылке прямое сравнение двух изданий - вариант с черными этикетками шуршит гораздо сильнее.
Мои личные впечатления сводятся к тому, что более раннее издание звучит в целом живее, однако разница куда менее очевидна, как в предыдущем сравнении, тем более, учитывая, что пресс конца шестидесятых в заметно лучшем состоянии.
Расстраиваться из-за того, что далеко не каждый черный Atlantic в коллекции является оригиналом безусловно не стоит - без прямого сравнения замыленность звука у всех упомянутых изданий (за исключением, возможно, варианта с белыми вентиляторами) не ощущается. Коллекционная же ценность подавляющего большинства пластинок ничуть не меняется - достаточно сказать, что переиздания альбомов Бобби Шорта мне достались дороже, чем варианты с черными этикетками.
В будущих текстах, полагаю, вопросы будет задавать Билл Эванс или Кэннонболл Эддерли (для определения нюансов Riverside), Эдди Харрис (в случае с Vee-Jay) и Херби Манн (когда речь пойдет про Atlantic шестидесятых).