Слитый в сеть разговор российского продюсера Иосифа Пригожина и бизнесмена Ахмедова — это мощный сигнал элитам, но что именно он означает?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитали:
- полную расшифровку разговора двух бизнесменов, давно знакомых друг с другом и потому мало сдерживающих себя в оценках,
- интервью Пригожина «Фонтанке», взятое в разгар хайпа, когда и сам разговор, и возможную реакцию на него из-за кремлевской стены, яростно обсуждали соцсети и телеграм-каналы
- комментарии журналистов и профессиональных политологов.
Когда слили разговор
На самом деле полная 35-минутная версия аудиозаписи встречается в соцсети, принадлежащей компании Meta, которую в России признали экстремистской, еще 11 марта. То есть больше двух недель назад. Причем аккаунт, опубликовавший аудио, оформлен как проукраинский. Просмотров у поста — несколько сотен. Десятки комментариев.
Однако настоящий скандал вокруг содержания разговора случился в субботу, 25 марта, когда аудиозапись стали пересказывать и цитировать телеграм-каналы.
О чем разговор
Продюсер Иосиф Пригожин и крупный бизнесмен, в прошлом сенатор Фархад Ахмедов — как уже говорилось, давно знакомы. Первые пару минут детально обсуждают общих знакомых и качество гостиниц. Но и тут проскакивает сообщение, что на Мариуполе можно делать бизнес, «очень много заработать»…
Но потом Ахмедов резко спрашивает у Пригожина, упомянув что телефон безопасен, как там <обстановка в России в связи со спецоперацией>. Пригожин с готовностью дает расклад, но предупреждает: «Ничего хорошего про них я сказать не могу...»
Вот с этого места и начинаются неосторожные высказывания бывшего доверенного лица президента Путина, частично, правда, затем Пригожиным опровергнутые. И бывшего сенатора Ахмедова.
Пригожин сообщает о некоем возможном заговоре в окружении Путина против министра обороны Шойгу, на которого «надо списать». Оба собеседника высказываются о спецоперации, российских элитах, бизнесе. И дают советы, обильно и эмоционально применяя нецензурную лексику, как быть дальше. Жалуются на трудности: Ахмедов — под западными санкциями, арестовали яхту, а плату за обслуживание требуют, число стран, в которые можно поставлять гранатовый сок, сократилось в половину и тд. Пригожин — в списке «коррупционеров и разжигателей войны» ФБК*, составленном сторонниками Навального...
Некоторые цитаты:
- «Они сами взрастили <...> и теперь с ними борются — вот вся их идеология. Для них люди мусор».
- «Они проиграли “Кварталу 95”... Нас <...> У нас вариантов нет никаких… Будущего нет…»
- «Что будет после них и как будет: кадыровцы, пригожинцы, опричники? Махновщина? Кинжалами-кувалдами махать? Нонсенс, абсолютно…»
- «По Конституции можно изымать только две вещи: орудие преступления и преступные доходы, все. А они собираются уже изымать имущество… Это хаос…»
- «Мой вижн. Максимально занимайтесь бизнесом, своими делами, зарабатывайте, меньше общайтесь с ними, хороших эмоций вы не получите, и подальше от всего этого. Это надолго, к сожалению. Грызня будет, они уже грызут. На это невозможно влиять, отойди в сторону. Зарабатывай. Делай продюсерские дела. Дубай, Алтай, но от Москвы подальше».
- «Недвижимость я не стал продавать ни в Лондоне, ни в Швейцарии. Деньги могут отобрать, а недвижимость нет…»
- «Если попал под санкции это одна история, а если попытался нарушить — это в десять раз хуже, они все мониторят».
- «Я тебе расскажу, как делают списки под санкции. Они набрали уехавших, там украинцы и наши. Те мониторят медиа, составляют досье, делают обобщение: он близок <к Путину> — всё, ты в списке. Включают, даже не разбирают. Моя фамилия там неправильно написана, биография неправильно…»
Детали и подлинность
Разговор со стороны Пригожина периодически прерывается фразами с обращением к «Лере» и «маме», на заднем фоне слышен шум, упоминается «ресепшн». Во время разговора собеседники вспоминают общих знакомых, подхватывают рассказы о них с полуслова.
...Мы наверняка еще станем свидетелями OSIT-экспертиз звуковых дорожек и выводов технических лабораторий. Пока же довольствуемся объяснениями самих участников разговора и версиями неназванных источников наиболее авторитетных СМИ, которые это комментируют.
Иосиф Пригожин в своем телеграм-канале поспешил отречься от того, что разговор действительно был: «Это фейк». Но потом пошли уточнения, что публикация разговора — «вмешательство в частную жизнь». «Разговора точно не помню» — и это уже не то же самое, что разговора не было, и про фейк уже не так однозначно…
Петербургский журналист-расследователь Андрей Захаров* описывает так: «Чем больше в разговоре деталей и эмоций, тем меньше вероятность, что это сгенерировано. Нейросети не могут сделать так, чтобы было на уровне Шекспира. А это — уровень Шекспира».
Популярные версии
- В то, что слив разговора, провокация украинских спецслужб — мало кто верит. Если только они не «перепутали Пригожина» с владельцем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, но получив такую запись решили воспользоваться ситуацией.
- Но если серьезно, аргументация против версии о провокации Украины примерно та же, что и при опровержении версии о том, что слитый разговор — умело сделанный фейк. Если технологии действительно позволяют сделать фальшивку такого качества, то почему объектом провокации стал всего лишь продюсер Пригожин и непубличный бизнесмен Ахмедов?
- Популярной является версия о том, что слив разговора — провокация российских спецслужб для последующего инициирования громкого дела против бизнесмена (любого из). Эффект такого дела в отношении представителя элиты, до сих пор считающейся в целом лояльной Кремлю, еще больше дисциплинирует и наполнит ужасом оставшихся в России чиновников и бизнесменов. И еще больше сплотит их вокруг Путина.
- Действительно популярными версиями стали провокация конкурентов с целью передела бизнеса. Приемлемым объектом для передела мог быть как успешный продюсер Пригожин, так и влиятельный бизнесмен Ахмедов.
- Либо же разговор был записан специально кем то из самих участников и реализован в своих интересах (например, чтоб облегчить процедуру снятия международных санкций).
Главный эффект скандала и реакция Кремля
Важнее того, что станет с самими Пригожиным и Ахемедовым, — то, какой сигнал уловят российские элиты.
Сигналов немного, и все они тревожны.
- Один из месседжей: не все поддерживают российскую власть и спецоперацию, даже если публично делают вид.
- Второй еще более очевиден: всех прослушивают! Чтобы сохранить жизнь, здоровье и состояние — надо сидеть тихо.
Кремль — молчит. Но сомнений в том, что при получении подтверждений о подлинности разговора реакция «сверху» так или иначе последует, — нет никаких.
За чем наблюдать, чтобы не пропустить продолжения?
Абстрактно: за выездом Иосифа Пригожина за границу и новостями о его бизнесе. За новостями о бизнесе Фарзада Ахмедова.
Конкретно: за ближайшим концертом супруги Пригожина певицы Валерии — концерт намечен на 21 апреля в Москве.
Отмена концертов сегодня — наиболее очевидный показатель того, как артист идентифицируется системой.
К примеру, «ДДТ» снова переносят концерты в Москве и Петербурге, Шевчук считается «неблагонадежным», позволяет себе высказываться о Родине со сцены.
У Меладзе и Александра Реввы отменили концерты — они отметились антивоенными высказываниями. А Большой театр только что отменил майские балеты «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова, хотя имя режиссера уже и так было удалено с афиш.
Давайте обсудим?
Ну а теперь — ждем вашего мнения в комментариях. Интересно не столько про конкретно Пригожина и Ахмедова, а о значении таких сливов для положения дел в России. Или же это все — просто «большая стирка», эффекта от которой не будет никакого?
Или вы верите в то, что это — фейк, вспоминая, как сразу после встречи Путина с Цзиньпином разошлись по сетям сгенерированные изображения конфузов во время визита? Или вот эта фотография папы римского в шикарном белом дутом пуховике — качественно сгенерированный нейросетями фейк... Скоро все по умолчанию надо воспринимать как фейк.
*Включены Минюстом в реестр иноагентов.
*Признан в России иноагентом, а также экстремистской организацией и запрещен.