Найти тему

Как там в Дубае?

Отпуск кончился, начались рабочие будни. Сегодня поделюсь впечатлениями о поездке, а дальше вернемся в обычный темп. И да, в конце будет про недвижку.

Итак, чем Дубай зацепил внимание столь опытных путешественников, как мы?

1. Стоило мне опубликовать информацию о том, что мы поехали смотреть пустынный край, меня поприветствовали многие друзья и клиенты, обосновавшиеся в тех местах. Поприветствовали в стиле:
- Добро пожаловать в Дубайск!

Стоило мне пройтись по улице (ну то есть крытому переходу от нашей квартиры в Дубай молл), то я сразу понял, почему приветствие было именно таким. Русская речь на каждом углу. Как среди посетителей, так и среди работников различных местных заведений. Везде.

2. В целом мы ожидали, что ценник на всё будет выше среднего. Однако на всякие товары, и, к слову, на жилье ценник был вполне адекватный. А что было не адекватно, так что цены на туристические развлечения. Всякие музеи, выставки, парки аттракционов еще как-то в норме, то если хочется каких-то более люксовых историй...

Я посмотрел цену на полет на вертолете над городскими джунглями. 15 минут полёта между высоток, полюбоваться видами, почувствовать масштабы, сделать пару фоток... В тот же день, ровно за эти же деньги в Казахстане мне предложили арендовать вертолёт на весь день, с маршрутом над горами, с посадкой в пяти разных точках с живописными пейзажами. С питанием, напитками и личным мангальщиком. На всякие люксовые фото мне плевать, не такой у меня бизнес, так что, как вы догадываетесь, на вертолёте смотреть Дубаи я не полетел)

Охренели в край, короче. Финансово я такое могу себе позволить, но я физически не способен на столь бессмысленные растраты, я лучше прикуплю чего-нибудь себе в портфель ))

3. Город построен вообще не для пешеходов! Пешеходный переход - это роскошь. При этом автобанов-то они настроили, но высоток настроили еще больше. Пробки в некоторых развязках лютые и постоянные. Короче, пешком не дойдешь, на машине не доедешь, метро - слишком мало станций. Засада, в общем.

Для пещерного IT-шника, питающегося доставкой, это норм, а для активной семьи с шилом в одном месте - не вариант. Да, конечно, есть другие эмираты, другие города, где ситуация может быть иной. Однако из двух недель нашего отпуска мы на пару дней волею судеб остановились в Шардже... В Дубаи было лучше ))

В целом, Дубай - не моё. Да, много всего интересного, да, красиво. Вызывают уважение те, кто это всё построил. Высотки, места развлечений, острова. Нарядил индусов в рубашки, обязал знать английский и снарядил их для поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии.

Но не моё. Меня смущает невозможность выйти на улицу днем в течение полугода. При всей крутости инфраструктуры, инфраструктурная составляющая в Сингапуре в далёком 2018-м году меня впечатлила больше. Да и в целом, пустыня - это прикольно посмотреть, но абсолютно не прикольно смотреть постоянно.

Есть еще один важный для меня элемент. В Дубаи всё красиво, но как-то... без души, чтоли. Запомнился эпизод, когда мы с семьей зашли в абсолютно пустое арабское кафе в Шардже, где по английски говорил только хозяин заведения, да и то с трудом. Сириец, к слову. Меню на английском тоже не было. Никаких тебе модных дизайнов помещения, снаружи выглядит как крайне сомнительная забегаловка. Но чуйка меня не подвела, я повёл туда своих кушать, игнорируя задумчивый взгляд жены. В итоге получились самые уютные, вкусные и душевные посиделки за все две недели в эмиратах. Еще и почти бесплатно и с кучей "за счет заведения, попробуй, друг, это вкусно". Причем от чаевых они отказались.

- Нравится, не нравится, ощущения твои, какая нахрен разница! Ты лучше скажи, стоит ли там в недвижку сейчас вкладываться? - спросит искушенный подписчик.

Правильный вопрос! Эмоции в таких вопросах могут идти по известному маршруту, давайте по делу и коротко.

Я бы учитывал несколько факторов:
1. Количество сделок покупке недвижимости в 2022-м году выросло на 67%г/г. То есть рынок конкретно уже нагрет. При этом спрос явно есть.
2. С точки зрения цены квадратного метра, Дубаи еще есть куда расти, причем с запасом. Около $3000 за квадрат. А Лондон, с его скромными $17000 за квадрат является лишь десятым в списке самых дорогих городов.
3. Основную динамику в сделках показывают продажи именно элитной недвижимости, с чеком от $1 млн.
4. Пролетарский сегмент в $300-400 тыс. всё больше превращается в спекулятивный. Квартиры покупаются, чтобы только чтобы продать дороже.
5. Многие квартиры в высотках не заселены арендаторами. Объем пустующей недвижимости растет.
6. Загруженность дорог однозначно намекает на то, что нагрузка на инфраструктуру близка к максимумам. Дальнейшее увеличение народонаселения в городе приведет к снижению комфорта проживания.

Вывод простой: поиграть в спекуляции на горячем эмиратском рынке можно, покупать квартиры для своего проживания - тоже, а вот инвестиционный долгосрочный сегмент находится под большим сомнением с моей стороны.

Автор: иван Онищенко