Сегодня сложно кого-то удивить юридическим образованием. Сложно удивить даже тогда, когда это образование получено в самом престижном университете и подтверждено массой дипломов, сертификатов и прочих регалий.
Слишком много юристов и слишком много красивых, а по большей части – пустотелых эпитетов, званий и профессиональных наград. Что поделать – мы гуманитарии, а гуманитарии всегда тянутся к красивому, эстетичному и блестящему. Особенно внешне, реже – внутренне.
Оставим подобную тягу на совести тянущихся и попробуем порассуждать на тему того - а кто же он такой – как минимум нормальный, а, как максимум успешный современный отечественный юрист, скажем так, оторванный от модных трендов на всеобщую "регализацию".
Есть в современном профессиональном пространстве такое понятие, как личный бренд. Оно существует далеко не только в среде юристов, но именно в нашем с вами профессиональном сообществе личный бренд раскрывается, если можно так выразиться, максимально многогранно и широко. В самом деле – тут есть масса граней.
Первая из этих граней – она же главная (да простят меня эстеты, акулы отдельных отраслей права и высокопоставленные чиновники от Фемиды) – личное отношение к делу и к себе в этом деле.
Я, разумеется, не о моральной стороне вопроса, а об ощущениях, внутреннем комфорте и взгляде на себя со стороны. Не о постулатах профессии и вере в справедливость, а о сокровенной самооценке, обмануть которую вообще-то невозможно.
Труд юриста в самом деле является профессиональным, когда трудящийся (1) точно знает, что занимается тем делом, которое ему интересно не только заработком но и сутью, а также (2) способен управлять собой в процессе этой самой работы.
С первым тезисом все понятно – если не интересно, то и делать особо нечего, за исключением механической отработки номера. Написал претензию, накидал отзыв, наформулировал реплику – да и ладно. Тут ни о каком бренде и успешности смысла говорить нет.
А вот что это за управление собой в процессе? И как же можно говорить каком-то самостоятельном управлении, когда юрист состоит, например, в штате крупной компании и исполняет указания руководителя? Тут тоже все просто (и, соответственно, гениально): настоящий юрист, который увлечен своим делом и успешно орудует инструментарием из нормативных правовых актов, всегда сам (и только сам) будет управлять решением конкретной правовой задачи, разрешением конкретного проблемного кейса. Руководитель (или доверитель) ставит задачу, а путь решения, стиль этого пути – удел профессионала от юриспруденции. Именно он способен расставить приоритеты, сам себе поставить цели и найти их оптимальное решение.
В свою очередь «ведомый» юрист – это – в лучшем случае – качественная печатная машинка с худо-бедно разогнанным до минималок процессором, а в худшем – стероид безумных фантазий руководителя организации, ведущих ее к краху. Сурово, но правда, доказанная не одним и даже не двумя примерами из практики автора (к счастью сторонней) этих строк.
Такая вот широкая, но очень логичная грань. Что же до остальных, то они вторичны: это и стиль поведения внутри коллектива – трудового или корпоративного, внешний облик правоведа и характерные черты стратегии профессиональной активности, выбор автомашины и культурного досуга, уровень активности в социальных сетях и многое-многое другое. Почему эти грани вторичны? Потому что именно личное отношение к делу напрямую влияет на все перечисленные и прочие элементы современного профессионала в сфере права.
Например, ориентированный на результат юрист никогда не подберет для себя костюм, который исключит адекватное отношение к нему со стороны судьи. И не потому что ему это будет неприятно, а по той элементарной причине, что подобный поступок исключит возможность быть воспринятым серьезно перед арбитром, то есть закроет окно возможностей и профессиональных инструментов. Задача же успешного юриста – подобрать костюм, соответствующий его внутреннему миру и, одновременно с этим, приемлемый для появления в присутственном месте.
Хотя обратная история, не связанная с попыткой не выделяться из толпы, тоже возможна.
Например, частнопрактикующий специалист, в задачу которого входит, помимо прочего, создание запоминающегося облика, обязательно в разумном объеме эпатирует окружающих нестандартной бабочкой вместо галстука или винтажным транспортным средством. И тоже будет прав.
В этом принцип.
Все это в совокупности образует тот самый личный бренд, а креативный, грамотно выстроенный бренд, лишенный противоречий – искомую "нормальность" и далее – профессиональный успех.
Сложно? Думаю, что не очень. Интересно? Надеюсь. Главное, что наполнение каждой из этих граней – не академическая дисциплина, а исключительно личный опыт. И если читателю в самом деле все изложенное выше показалось занимательным и достойным внимания – мы продолжим цикл этих публикаций для всеобщей пользы. Оценим каждую из доступных нам граней личностного роста профессионального юриста, разложим по полочкам те из них, которые предложат сами читатели.
До встречи!