64 глава. Человек земли.
Бог называет сынов Своего народа, живущих на данной им Самим земле - туземцы. Это - как бы местные жители, те, у которых на этой земле есть своё место. Туземец – тот, у кого тут земля его. А тот, кто поселился на их земле из иных краёв - пришелец. Бог обязывает сынов Израиля любить своих ближних и пришельцев, как самих себя, то есть одинаково. Как это возможно? При этом, тот народ Хананеев, который жил до привода Богом и Моисеем Израильтян на землю, которую Сам Господь называл Хананейской, Он же и изгоняет, освобождая эту землю от туземцев для Евреев пришельцев. Иными словами, у Бога свои понятия о туземцах и пришельцах. Пришелец на данной земле - тот, кто пришёл на эту землю, а на ней уже живут люди туземцы и её возделывают. И они его не убили, не прогнали, но разрешили вместе с ними или рядом с ними пожить. Через какое-то время пришелец или его потомки становятся туземцами или неотличимыми от туземцев. Если потомок пришельца родился на этой земле, соблюдает все обычаи, традиции и обряды туземцев, разделяет их душевные порывы и чувствования, говорит с ними на одном языке, поет хором вместе с ними, породнился с ними духовно, приняв их систему и иерархию ценностей, стремясь к одним и тем же общим целям, имея одного и того же Бога, то как его отличить от туземца? Конечно, негры и азиаты при этом отличаются от белых евреев. Так вот, туземцы, как хозяева и владыки на своей земле, должны к пришельцам относиться так, как к себе самим. Это вопрос любви к самому себе и к своей земле. Ты не сможешь полюбить другого любого, если не умеешь любить себя и свою землю. Тема своей земли и чужой, туземцев и пришельцев имеет важнейшее значение в отношениях Бога и человека и в отношениях людей "между здесь и нас среди тут". Мы ж помним, как всё начиналось…
"И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей по длине ее до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи.
И явился Господь Авраму и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там Аврам жертвенник Господу, Который явился ему".
Конечно, Хананеи жили в земле Ханаанской с дозволения Господа, ибо иначе быть не могло. И Аврам имел свою землю, как землю своих предков, в земле Харрана. И ему, надо думать, хорошо жилось на своей земле. И вдруг Бог ему говорит, мол, оставь свою землю и своих родственников и иди в ту землю куда скажу. То есть иди и стань пришельцем. Как поступил Аврам, будущий Авраам? Он услышал слова Божии и поверил Ему. Он берёт с собой жену, ибо они - одно, и сына своего умершего брата, ибо своего сына у него к 75-ти годам ещё не было. Кроме того, он берёт с собой всё имение своё, всех своих домочадцев и всех людей, зависимых от него. Аврам поступает, как владыка, послушный воле Божией и меняет свой статус туземца в своей земле Харрана на статус пришельца в земле Хананейской. При этом его риски были ему доподлинно не известны, но представлялись несоизмеримо большими (у страха глаза велики), потому как Хананеям Бог указа о том, чтобы они любили пришельцев, как самих себя, не давал. Аврам мог надеяться только на Бога, на себя и на своих ближних. Выжившие среди туземцев или победившие туземцев пришельцы сами становятся туземцами по воле Божией.
Что сильнее: вера слову Бога, желание иметь потомство или сила притяжения родной земли и родных людей, в том числе и родителей? Аврам расставил приоритеты так, как это было угодно Богу. Первым делом - вера в Бога и Его слову. Потом - во исполнение повеления размножаться желание иметь потомство. И на третьем месте - также исполнение приказа Бога: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть". Я так думаю, что Аврам не нашёл в повелении Бога ничего необычного для себя, потому как оставлять отца, размножаться и идти куда укажет Господь, это одно повеление и тот случай, когда не нужно расставлять приоритеты, а просто слышать слово Божие и исполнять его.
Бог велел человекам в лице Ноя и его сыновей распространяться по земле, то есть ничью или чужую землю делать своей: "Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней". Это повеление о распространении и умножении совсем не означает, что люди должны владеть и возделывать только свой, посильный по размерам, участок земли. Правда, во время произнесения Богом этих слов, на земле из людей, кроме Ноя с женой, и его сыновей с их женами, никого больше не было, и вся земля была их. Потом ситуация изменилась, и свои разделились на чисто своих и на чужих. Лучше всех заповедь о распространении выполнили цари, императоры и народы Российской империи, заповедь о размножении - императоры и народы Китая. В чем смысл заповеди о распространении по земле и об овладевании ею? И почему Бог избранному им народу даровал совсем не большой участок по человеческим понятиям не самой лучшей земли? Чтобы евреи и свою землю имели и рассеялись по всей планете, чтобы были и туземцами, и пришельцами одновременно. Не может быть пришелец священником у туземцев. Вождём или царём быть может, а священником - нет. Моисея, пришедшего к евреям из семьи фараона, Бог сделал вождём Израильтян, а священником поставил старого еврея Аарона, родного брата Моисея. Пришельцы назывались чаще всего чужеземцами. Отношения туземцев и чужеземцев строились как отношения "своих" с "чужими" с обеих сторон. Обычно для людей, когда считается, что "свои" ассоциируется с понятиями хорошо, чисто, красиво, приятно, вкусно, правильно, свято и соответственно, если "чужие", то это плохо, нечисто, уродливо, отвратительно, (как они это едят?!), преступно, мерзко. Бог именно так своих и учил. У Бога всегда были свои и все остальные (чужие). К своим и чужим Бог относился по-разному, но свой народ учил, относиться к себе, к ближнему и к пришельцу одинаково хорошо. Почему так? Хотел, чтобы Его сыны Израиля были святее Его Самого? А кто из отцов не хочет, чтобы его сын был лучше его? Ко мне Бог милостив, и мой сын в морально-нравственном отношении лучше меня, и я за это безмерно благодарен Господу. Не только, конечно, за это. За всё. Но за это - отдельной строкой!
Связь отдельного человека и всего народа с землёй, которую он считает своей - велика. Это чувство связи, принадлежности, причастности создаёт народ, отечество, родину, государство, страну. Свой народ и другие народы. Своя земля и чужая. Как человек чувствует свою землю и отделяет её от не своей?
Пророк Исаия говорит: "Вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих".
Пролитая на землю твоя кровь, или кровь твоих предков, и сами предки, которые были преданы земле, и она их поглотила, не отвергла, делает эту землю твоей. Эту кровную связь отменить вправе только Сам Бог.
Существуют ли бесспорные границы твоей земли? Или у любого человека от Бога связь с землёй, а к дележу земли между людьми, народами, государствами и странами Бог не имеет никакого отношения? Если же имеет, то в каждый момент времени каждый народ владеет той землёй, которую ему на это время определил Бог. Сколько крови народы России пролили на своей земле Российской империи? И что важно не только тогда, когда распространялись по земле, но и после февральской революции сатанистов, развязавших м ввергнувших россиян в гражданскую войну, когда туземцы убивали туземцев, и когда прогоняли, денацифицировали и демилитаризовывали самих сатанинских пришельцев в Отечественную войну, и сейчас когда вынуждены на своей земле разбираться с потомками тех же сатанистов. Русь, которая ныне Россия, и её лучшие сыны, несомненно, снова победят, ибо она и они святые. Не в приторном смысле этого слова, а в истинном, когда они святы потому, что их Бог свят и Он с ними. Под личиной толерантно-транспарентных либералистических пацифистов скрываются обычные трусы, предатели, мерзкие гнусы и гниды. Они трусость называют кротостью, предательское бездействие – смирением и терпимостью. От них, конечно, необходимо очистить землю Российскую как можно тщательнее. Как таких пришельцев любить как своих братьев, как самого себя, как своего Бога? Любить можно пришельца, который пришёл к тебе с доброй совестью и с чистым сердцем. Тогда к нему можно относиться, приняв его со всеми его достоинствами и недостатками, как мы принимаем самих себя. А если пришелец припёрся тебя и твоих ближних убить или поработить или ограбить, то как его любить? Ты же сам себя не жаждешь прибить, не хочешь сделаться по своей воле рабом, не алчешь стать нищим без куска хлеба и крыши над головой. Ты сам в себе этого злодея убьёшь! Причём немедленно! Вот и с тем другим нужно так же поступить. К доброму пришельцу, к доброму ближнему с добрым сердцем, как к доброму Богу. А тому кто против обнажил свой меч – голову не медля с плеч. Так было, так есть и так будет. Наш Бог, слава Богу, не пацифист, а Творец, который хранит свой сад и человеку велел свою землю и свой сад возделывать и хранить.
Бог привёл Евреев в ту землю, на которой жили Хананеи и иные народы и считали её своей. Евреи были в ней такие же пришельцы, как в Египте. В чем различие? Почему им Бог не дал им землю в том же плодородном и богатом Египте, а водил 40 лет и дал землю Хананейскую? Может потому, что Бог Сам решает какой народ на какой земле живёт и считает её своей. Человек спрашивает ли у Бога какую землю ему считать своей? Как правило такой вопрос не возникает. Обычно считается, что твоя земля та, где родился, вырос, где могилы твоих предков. Конечно, в наше время, кто-то рождается в самолёте, кто-то на корабле, кто-то в другой стране по воле случая или Господа. Недавно модно было летать на роды в США и давать своим детям, зачатым россиянами в России, гражданство пиндосское. Это ярко выраженное антироссийское деяние близкое к предательству или оно и есть, что ни на есть оно самое. Это бешенство от жира. С жиру бесятся! Иносказательно, конечно, но деяние явно бесовское. С землёй, как местом рождения и пролития крови, как и с волей Божией, шутки плохи. Когда россиянка от россиянина рожает пиндоса это исполнение воли Божией или воли человека? Всяко бывает, но, на мой взгляд, это не награда, а наказание Господнее и для родителей, и для ребёнка. В идеале, как говорят в народе "где родился, там и пригодился". Быть человеком мира, космополитом, не любить свою родину, презирать свое отечество, быть предателем - прискорбно, уныло и тяжко.
Человек, как известно, создан Богом из праха земного, то есть из пыли. Человек - пыль, вот он порой и пылит. Ненуачё? Имеет право. Пыль же! Ветер в поле, пыль в глаза. Человек взят Господом из земли. Тот, кто взят из земли называется земляк. Как обидно записано в книге джунглей про удава - земляной червяк. На земляного червяка даже змей обижался. Земляки мы все. Нас так создал Господь, а на Него обижаться и глупо и себе дороже. Изначально все люди были земляками, но затем Господь нас разделил. Ныне у каждого свой язык, свой народ, своя земля. Земляк – понятие, строго ограниченное территорией рождения, проживания и единения. "Прах ты" сказал Творец, разглядев фиговые листки и выслушав напрасные потуги оправдания, про Своё лучшее, как многие полагают, творение. Сначала Бог создал небо, потом землю, и в конце творения человека. Все творения получились хорошо, а все вместе - хорошо весьма. То, что человек - венец творения, лучшее творение, Бог не говорил. Он сказал, что человек - обладатель земли и владыка над всеми тварями, живущими в небе, в воде и на земле (птицы, рыбы и вся водная живность, все животные и прочие живущие на земле и в земле). Владыка и хозяин - в ответе перед Творцом за всё, что Бог ему дал в пользование, владение и распоряжение. Так, что человек не лучшее творение, а просто хорошее. Правда в том, что он - царь природы, но при этом - прах. Что в этом хорошего? – Ничего хорошего, но остальное ещё хуже. Из двух зол, выбирая меньшее, лучше, конечно, оставаться человеком, чем псом, овцой, голубем или змеем. Хохма.
Рискну предположить, что Бог создал этот мир, уже видимый и пока невидимый глазом человека, для человека, а человека сотворил для Себя, для общения с ним и для того, чтобы человек возделывал землю, был садовником и хранил сад. Человек не делающий этого, не возделывающий землю, не трудящийся садовником в самых разных творческих смыслах этих занятий, не нужен никому. Вот эти все банкиры, финансовые консультанты, мытари, адвокаты, артисты и прочие ведьмы, шаманы, астрологи – суть паразиты – все ничего не производящие, никого не защищающие и ничем не плодящиеся, а только усложняющие жизнь трудящихся и обременённых. Все – пройдохи поганые, человеческая пена, состоящая по большей своей части из моральной мерзости и нравственной гадости. Шутка, конечно, но правда в том, что все они безрассудно в своих корыстных интересах усложняют жизнь и её правила, безудержной брехнёй про какое-то там верховенство закона и народовластие. Как гениально сказал Григорий Сковорода: «Бог так устроил мир, что всё нужное – просто, а всё сложное не нужно». Человек, утративший Бога, или которого оставил Бог - есть земляной червь. Он становится принадлежностью земли. Ужас потери Бога фактически означает предчувствие утраты вечности. А была ли она, вечность эта? Не было её. Бог об этом прямо сказал. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
Стало быть, жизни вечной у Адама не было никогда. Земля в раю отличалась от земли вне рая? Не похоже на то. Бог в те времена, согласно Библии, жил на земле и общался с людьми, когда имел желание. То есть Адам и Ева Бога не утратили, ибо Он жил среди них, разговаривал с ними. Что же утратили они? Они утратили возможность вкусить плод дерева жизни и жить вечно. В раю у них такая возможность была, но они ею не воспользовались. Хлопотно это и сложно – жить вечно. Чтобы жить вечно, нужно иметь бесконечное терпение. А где его взять? Они выбрали смерть в обмен на обещание змея стать как Боги, знающие добро и зло. "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей", (Быт.3:14).
Человек - прах. Змей ест прах. Но, и человек пока жив - не земля, и змеи не землю едят и не людей. Прахом иногда называют труп. Но и труп не земля, и змеи заглатывают жертву, как правило, живьём. Прахом также иногда называют пепел, то есть то, что осталось после сожжения трупа. Что сгорит, то не сгниёт – есть такая форма утешения в народе. То, что не горит, зола - неорганический остаток. Зола не есть зло и не продукт зла? У Бога нет напрасных слов. Каждое Его слово сбывается. Вот и думай, ибо буквальное толкование тут явно не помогает понять смысл! Выходит, что есть прах и прах. Земля и земля. И это, не всегда, одно и то же, особенно в делах творения. Красная глина одна и та же, но разные творцы из неё делают и горшки, и прочие хахаряшки, и всякие шурушки, и… человека. Чей прах жрёт дьявол? – Прах меня раздери – наш! И не только наш прах, но он ест нашу плоть, и пьёт нашу кровь. Возможно поэтому Христос советует своим людям есть Его плоть и пить Его кровь. Тех, кто так делает и во всём ином послушен Ему, дьявол обходит стороной и не трогает? Зная священников, такого не скажешь. Видимо в их среде, как и в любом другом человеческом сообществе, есть истинные и притворные. Истинных мало, так мало, что порой кажется, что их нет. Но они есть. Есть настоящие, не мнимые и не притворные и священники, и цари, и садовники, и судьи, и пахари и таки далее. Иными словами, само по себе причастие, как часто не причащайся, святости, чистоты сердца и доброты помыслов не добавляет. Нужно соблюдать все уставы, все законы Господа и исполнять их. Вот так обстоит дело. Либо всё, либо ничего. И никаких частностей, частичностей и исключений. Либо свят, как Бог, либо – в землю и гореть тебе синим пламенем, как на логотипе Газпрома.
Бог гневался на Адама, но не настолько, чтобы сжечь его и превратить в прах. Вместо этого Господь Адаму сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», (Быт.3:17-19).
Бог возвратил Адама в землю, но не в ту, из которой он был взят. Он был взят из непроклятой земли, а возвращён в проклятую. Бог проклял землю, а не Адама и не Еву. Поэтому мы все смертны, не как наследники согрешившего Адама, а потому, что так нас сотворил Господь. Земля - это место откуда человек взят и место его возврата. Жизненный цикл. Круговорот веществ. Человечество состоит из разных родов, а земля, флора и фауна из различных пород. В момент зачатия Бог даёт человеку дух и душу. В момент смерти - Бог забирает дух и душу себе, а бездушное тело, лишённое духа, возвращается в землю. Но человек - есть триединство духа, души и плоти в одном теле. Плоть у человека зачинается не от земли земляной, а от земли семенной, и не в земле земляной, а в земле человеческой, и возрастает зародыш не землёй единой, но кровью в утробе матери, которая в определённом смысле является землёй. Потому люди про землю говорят – мать. А про человека – сеятель. Человек постоянно изменяется. Он действительно химически состоит из тех же атомов, из которых состоит земля, небо и вода. Земля есть место единения собственно земли, воды и неба. Земля, как Бог Мать. Небо, как Бог Отец. Вода, как Бог Сын, соединяющий Небо и Землю в Одно Сущее. В питании человека участвует не только земля, но и вода, и небо. Земля, камни, всё неживое души не имеют. То, что не имеет крови, не имеет души, не имеет жизни, не способно двигаться. Земля и то, что растёт на ней (трава и деревья) отделены Богом от того, что движется и имеет жизнь. Все живые души произведены по слову Творца водой или землей, кроме человека. Человека Бог Сам сотворил в сотрудничестве всех лиц Троицы, взяв его из земли для возделывания земли. С животными, которых произвела земля, человек имеет много общего. Человек похож образом и подобен сущностью Сущему, а животное - бездуховному человеку. Душа у животного есть, а вот Духа Божьего - нет.
Животные служат питанием для человека и других животных, и все уходят в землю. Питание - один из источников энергии для жизни, наряду с водой, воздухом и солнцем. У человека, кроме перечисленного, источником энергии является дух (сила воли). Животные едят друг друга вместе с кровью, человека в общем случае Бог обязывает есть мясо животных без крови, кровь возвращается в землю. Земля - мать, и она питает своей кровью новые зачатки. Земле потому нужна кровь. Своим избранным Бог приказывает есть только чистых животных, предварительно возблагодарив Бога и попросив у Него благословения. То есть у избранных имеется привилегия совместной трапезы с Господом. При сжигании в землю уходит только пепел, который прах, при погребении - все останки. Бог поощрял всесожжение только чистых животных. Запах всесожжения чистого животного Ему приятен. Возможно, речь идёт о чистоте души, а не тела. Для людей возврат в землю предусмотрен погребением трупа. Бог сжигание останков людей не поощрял. Возможно, запах от сжигания человека не тот, что от сожжения чистого животного. Гореть в аду будет не плоть, а грешная душа. Господь говорит, что процесс горения будет сопровождаться плачем и скрежетом зубов. Надо думать, что у души есть глаза, уши, нос, рот и зубы, так же как руки, ноги, сердце, живот, ум, совесть, память, опыт, умения, знания, а также чувства и чувствования. В общем, душа есть полное подобие человека бесплотного, внутреннего. Мы же знаем из Библии, что Бог ходил по раю, наслаждался прохладой, делал кожаные одежды, ел, пил, разговаривал, гневался, раскаивался, плакал, видел, слышал, высекал на камне заповеди, воевал… И всё это делал, делает и будет делать во веки веков. И Бог способен вселиться в любое тело животного или человека. Так и человек после смерти плоти продолжает жить, как Бог, потому как создан по образу и подобию Троицы, до момента воскресения без своей плоти, а после воскресения продолжит жить в новой плоти с новой кровью на новой земле под новым небом… А вот ум, честь, совесть и память тоже будут новые или останутся старые? – Ответа нет. Можно только надеяться на полное очищение и обновление…
Должен человек благодарить Бога за смерть? Обрести достойную благовременную и своевременную смерть - большое благо. «Моя бабушка пила эти капли и умерла совершенно здоровой» - такая внезапная смерть, когда заснул здоровым и не проснулся, с одной стороны, кажется мечтой, а с другой стороны хотел ли именно этого умерший? - Неизвестно. На моей памяти, такую смерть обрели только два человека, остальные – после болезней, причём длительных и мучительных. Я бы хотел, как я сейчас понимаю, умереть в то своё время и в том своём месте и так, как это угодно Богу. В самих похоронах мне не важна помпезность и престижность. Хотелось бы, чтобы были соблюдены православные русские традиции, и чтобы мои останки без вскрытия были преданы земле в гробу где-нибудь на деревенском тихом кладбище при минимально возможных затратах живых, так чтобы им было комфортно. Но это, конечно, не мне решать.
У меня с землёй отношения изменялись с возрастом. В жизни мне довелось много земли копать руками, в том числе долбить вечную мерзлоту на севере Красноярского края. И, конечно, я принимал участие в разных видах земледелия, работая на огородах и в садах. Не могу сказать, что я получал от этих процессов особое удовольствие, но и отвращения они не вызывали. Так, могу копать, могу и не копать… Глубокое копание в земле занятие такое же любопытное, как самокопание в глубинах своей души и своего сердца. Много можно совершить открытий. В земле моё самое глубокое копание было на примерно 9 метров при рытье колодца на приусадебном участке. Кое что интересное я откопал, но без ярких открытий. Насколько глубоко мне удаётся зарыться в самого себя оценить сложно, но то, что этот процесс пошёл только после первого прочтения Библии - это точно. Сейчас у меня четвёртое прочтение совмещённое с написанием этой книги. С каждым разом пытаюсь занырнуть на всё большую глубину. Прошу Господа, чтобы даровал мне благодать в виде мудрости, разума и ума. Прошу, чтобы просветил меня Своим Светом, обрадовал Своей Истиной и вдохновил Своим Духом Слов Своих Святых. И Он дарует. Разница в землеройстве и самокопании в том, что в земляной яме, чем глубже, тем меньше света и тепла. А в себе наоборот, чем глубже, тем больше света и тепла благоприятного. Антоний Сурожский пишет, что чем глубже погружение в себя, тем страшнее, и Бог находится в тебе на немыслимой глубине. У меня не так. У меня самое страшное и грязное находится неглубоко. Или я просто не доныриваю. Мой опыт ныряльщика или самокопальщика с его несоизмерим. У каждого мвои свои глубины и свои высоты. Но чужую глубину постижения нельзя присвоить себе, прочитав статью или книжку. Нужно непременно донырнуть как минимум до глубин автора.
В детстве я любил землю своего рождения и детского проживания. Это Кубань. В школу я пошёл в Красноярске, закончил в Новосибирском академгородке, в институте учился опять в Красноярске, аспирантура проходила в Ленинграде, защищал диссертацию в Таллине, потом работал в Усть-Илимске, в Сочи, в Москве. Сначала, с возрастом постепенно охладело отношение к Кубани. Оно осталось теплым, но совсем не таким, как в юности, когда, подъезжая из Красноярска к Армавиру, сердце выпрыгивало из груди и готово было бежать впереди паровоза. А уж необходимость возвращаться в Красноярск воспринималась и вовсе как личное незаслуженное оскорбление и тяжкая жестокая повинность. Как удивлялся мой дядька терский казак: "Как вы там живёте, в этой мурлындии!? Зачем вы туда сами едете?" Потом, после окончания аспирантуры, мне казалось, что я буду дюже скучать по Ленинграду. Город красавец, город музей, куда ни плюнь - везде еврей… Но первый же приезд в Питер из Усть-Илимска показал, что мне так только казалось. Никакой ностальгии не образовалось и хотелось побыстрее вернуться на Ангару. Усть-Илимск тех времён 1986-1989 годов был необычайно хорош. Светлый, просторный, чистый. Сочи, несмотря на море и горы, проживание в нём родителей и родной сестры, не стал родным. В те годы мне категорически не нравилась Москва, но я с женой и сыном вынужден был в самом начале 2000-х уехать в Москву, чтобы в ней попытаться выжить и остаться жить. И вот, я вдруг нечаянно, ощутил, что мне и нам в Москве хорошо и я уже люблю этот город, это место на земле, и что это моя земля. Ангел мой меня много куда зашвыривал: я пил из Енисея, Ангары, Байкала, Маны, Бирюсы, Подкаменной и Нижней Тунгусок, Курейки, Турухана, Лены, Оби, Камы, Волги, Дона, Днепра, плавал в Тихом, Ледовитом, Атлантическом, Индийском океанах, ходил по Средиземному, Черному, Балтийскому, Карибскому, Красному и иным морям, гостил в Америках, Таиланде, Африке, Европе, Азии и протчая, и протчая и протчая… И нигде не была подтверждена мудрость "увидеть Париж и умереть". Ни Париж, ни Рим, ни Лос-Анджелес, ни Майами, ни Нью-Йорк, ни огромные мегаполисы, ни уютные малые городки не манили в них остаться и изменить Москве. Но и ощущения совсем не своей, кардинально чужой и чуждой земли не оставляли… не было неприятия и отторжения. Земля и земля. На уровне простых людей, вне дурного политиканства, я ни разу нигде не почувствовал, что ко мне относятся не так, как бы я хотел. Все было по-божески, как Господь учил в 19-й главе Книги Левит. "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш. Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь Бог ваш", (Лев.19:18,33-34,37). Из литературы мне известно, что не всем путешественникам так везло, как мне, кого-то ограбили, кого-то избили, кого-то даже съели…но я-то пишу о своих ощущениях и воспоминаниях.
Может быть, большую роль в удачной привязанности к Москве сыграло то, что мы попали в пригожий и красивый район Москвы, называемый Хорошёво-Мнёвники, возле Серебряного Бора, обнимающего реку Москву. Замечательное было время. Но и потом, когда перебрались в деревню Кузнецово новой Москвы, отношение к старой не изменилось. И деревня, и окрестности, и Храм Святой Троицы в Зосимовой Пустыни, и священники, и миряне - всё легло на душу как надо… Прилепились, не отлепишь. Корни пущены. Люди пускают корни в землю, как деревья. В разных широтах земли растут разные деревья. И живут разные люди. Это нормально. Каждому - своё. Из того, что мне известно, мои предки из казаков жили на Донбасе и на обоих берегах Кубани. Я родился и вырос рядом с Армавиром. Юность и молодость прошли в Сибири. А родной стала Московская земля. На этой земле ни я, ни мои предки крови не проливали, и их тела погребены далеко от Москвы по любым меркам, более тысячи километров. Вот такие дела. Так устроил Господь.
Зачем плоть возвращается земле? Ну, а куда её девать? Кому и на что она потребна?
Отношения человека с землёй - важная часть жизни и смерти. Землю свою нужно возделывать, сад хранить. Бережно, трепетно, благодарно, с душой и молитвою. России и россиянам Бог дал много земли. Её много раз пытались отобрать, но она возвращалась. Почему?
«Кроткие наследуют землю» - говорит Христос. Что такое кротость? Христос себя называет кротким и смиренным сердцем. Моисея Господь считал кротчайшим из всех людей на земле. Кротость, как и смирение, тоже характеристика сердца, или это характеристика ума или души? Кротость – есть добродушие вкупе со всепрощением? Кротость – это мягкость? – Не думаю. Смирение – это точное понимание до ощущения всеми фибрами своей души, всеми гранями своего ума и всеми тельцами своей крови, и всеми клеточками своей плоти своего места и своей роли в этом своём мире. Ощущение себя его неотъемлемой неразрывной частью. И своё понимание, и своё место и своё дело нужно отстаивать. Твёрдо и дерзко. Христос был неодинаковым в отношениях с разными личностями и тварями, со смоковницей, например, всепрощения не проявил. Засушил мгновенно на корню. Моисей при необходимости убивал людей, осуждал их на смерть, спорил с Богом и прекословил ему… Наследовать землю означает быть с землёю, быть как земля, быть землёю, которая всё вытерпела, терпит и будет терпеть. Но, земля не только терпит. Она трясёт, разрушая всё и уничтожая всех без разбора на святых и грешников, она делает извержения вулканов, она разверзается и поглощает… Надо быть цельным и мудрым, то есть целомудренным. Кротость, в моём понимании, ближе всего к краткости. Быть кротким – быть немногословным, кратким и точным без пустословия и словесного неудержимого поноса по любому поводу. Быть кротким – быть кратким и твёрдым в своей целомудренной верности Богу. Если есть возможность одним ударом достичь победы, то нужно бить первым. Если нет, то нужно быть готовым упорно бороться, неуклонно побеждать и продолжать вдохновенно трудиться с любовью достойно творить ту гармонию и красоту, в которую поверил и которую замыслил, вкладывая все свои силы без остатка и оглядки. Оглядываться и душу свою беречь нельзя - соляным столпом станешь, как жена Лота.
«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится… Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы».
Значит то, что ныне происходит на части земли Российской империи между странами НАТО и Россией, это происходит по воле Божией, и как Он определил, так и состоится. Эх, знать бы, как Он определил… Чтобы узнать надо кротко и смиренно с именем Господа в сердце и на устах победить сатанистов и их прихлебателей, и продолжить жить на своей земле, любя друг друга, как туземцы с пришельцами. Почему пришелец пришёл к туземцу? Почему туземец приютил пришельца? Потому, что пришелец любит туземца и его Бога, а не их землю.