В ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) закреплен принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Такие понятия как «справедливая заработная плата», «достойное человека существование» и «минимальный размер оплаты труда» соотносятся между собой. Достойное существование человека трудно представить без справедливой заработной платы, которая, в свою очередь, не должна быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и подлежит ежегодной индексации. Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года установлен в сумме 16242 рублей в месяц.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует легальное определение минимального размера оплаты труда, однако оно существовало ранее, до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации» в части второй ст. 129 ТК РФ: «минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты». Также, утратила силу и часть четвертая статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что «размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда». Хныкин Г.В. по этому поводу прокомментировал: «так оказался разрушенным трудоправовой стандарт, устанавливающий низший предел уровня трудовых прав в сфере оплаты труда» (Хныкин Г.В. Проблемы правового регулирования заработной платы в современных условиях // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 3).
Исключение легального определения минимального размера оплаты труда из ТК РФ критикуется многими авторами, поскольку это привело к большему снижению гарантий в сфере оплаты труда. Полагаю, что это справедливая критика, поскольку в настоящее время отсутствует прямой запрет на включение в минимальный размер оплаты труда компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, общая сумма начисленной заработной платы (с учетом повышений, надбавок и доплат) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, но может равняться ему, что не будет противоречить действующему законодательству и не повлечет привлечения работодателя к ответственности. Базовые оклады и тарифные ставки, рассчитываемые на их основе, могут быть и ниже официально установленного уровня минимального размера оплаты труда.
Рассматривая отражение данного вопроса в судебной практике следует отметить Обзор законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.), где Верховный Суд РФ в ответе на вопрос № 3 указал, что «в силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда». Однако позднее в Обзоре судебной практики (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.) данное разъяснение было исключено.
Позднее, большое значение в разрешении коллизий правоприменения по вопросу соотношения минимального размера оплаты труда с размером тарифных ставок и окладов оказал Конституционный суд РФ (далее – КС РФ).
Так, согласно позициям КС РФ, в состав минимального размера оплаты труда не включаются:
1. Районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш»).
2. Дополнительная оплата (доплата) работ, выполняемых в порядке совмещения профессий (должностей) (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 № 40-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова»).
3. Повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова»).
В указанных постановлениях отсутствуют указания о пересмотре норм ТК РФ, поскольку они признаны соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем было бы правильнее для законодателя внести изменения в ст. 133 ТК РФ, касающиеся данных положений, поскольку это упростит понимание указанным норм правоприменителем. Не все работодатели обладают необходимым образованием и достаточным временем на изучение судебной практики, ввиду чего возможны нарушения прав работников.
Анализируя вышеизложенное, полагаю, что включение в минимальный размер оплаты труда стимулирующих и компенсационных выплат, а также, установление тарифных ставок и должностных окладов ниже минимального размера оплаты труда как для квалифицированных, так и для неквалифицированных работников не соответствует принципу закрепленному в статье 2 ТК РФ, а именно, принципу обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.