Найти тему
История экономики

Что такое "дорогое" и "дешевое" государства?

Историк, археолог и популяризатор науки Ян Моррис в свей книге "Почему властвует Запад" приводит любопытное противопоставление двух типов государств. Моррис (понятно, условно) делит государства на "дорогие" и "дешевые".
Образец дешевого государства, например - государство, созданное Саргоном Аккадским, которое довольно часто называют первой в истории империей. Он правил своей державой, включающей Месопотамию, Элам, большую часть Сирии и часть Малой Азии, 55 лет, и умер в 2261 году д н.э.
В те времена государства делали первые шаги, эмпирически нащупывая способы управления. Власть, как правило, ограничивалась территорией города и его близких окрестностей (в совокупности называемых "ном"). Правители были заняты, в основном, тем, что контролировали и развивали ирригационную систему, обеспечивали оборону своих граждан (номам досаждали своими набегами кочевники), разрешали споры и собирали деньги на общественные нужны, в первую очередь на ту же ирригацию и строительство общественных сооружений, в том числе крепостных стен.
Саргон был (вернее - стал, по легенде, он - выходец из низов) таким же правителем, как и все остальные, но произошло это в то время, когда объединение Междуречья, что называется, назрело: население региона росло, споры из-за воды становились все жестче, кочевые орды становились все многочисленнее и отбиваться становилось все сложнее. У Саргона был серьезный противник, Лугальзагеси (не он один, но этот - самый яркий и добившийся наибольших успехов), который, вообще-то, занимался тем же, что и Саргон - пробовал подчинить себе соседние номы.
В итоге победил Саргон (впервые применивший не ополчение, а профессиональную армию), захватив огромные земли. Но опыта управления такими большими владениями не было. Новые земли основательно грабили, жителям объявляли, что теперь они платят деньги не своим энси (правителям) и лугалю (военному предводителю), а - царю Саргону. Новые земли Саргон раздавал приближенным, но в те времена не существовало еще опыта контроля за такими новоявленными управленцами. Не было опыта создания бюрократического аппарата, отчетов и рапортов, контроля за тем, что происходит в землях, находящегося хотя бы на небольшом отдалении.
Расходы Саргона были невелики - на себя самого, на ту часть своей армии, которой он нанимал (остальные довольствовались частью военной добычи, разделенной, впрочем, вместе с профессионалами), невелики были и доходы - пожалуй, только военная добыча, на поступления в казну с завоеванных земель рассчитывать нельзя было - посаженные в захваченные номы лояльные Саргону управленцы, конечно же, были полностью бесконтрольны и доходами делились более чем неохотно (более того, империя Саргона трещала по швам всю историю своего существования, и именно нежелание делиться доходами с "центром", выглядящим несколько "виртуально" (больно уж далеко был царь со своей армией) приводил к постоянно сотрясающим империю восстаниям и внутренним войнам.

Антиподом этой империи, наверное, выглядят правители Китая. Благодаря укоренившемуся в VIII-V веках д н.э. конфуцианству появилось понимание важности государства и, более того, появилась прослойка ученых людей, которые и составили будущий бюрократический аппарат. Более того, учение Конфуция изначально и было учение об искусстве управления, достижения блага и равновесия между правителем и подданными. Высшей судьей было признано (что совпадало с древнекитайскими верованиями) Небо, ориентированное на добродетель.
Конечно, на территории Китая в более ранний период возникали "дешевые" государства, но ни были слабы и не могли решить ни проблем ирригации (земля в Китае очень плодородна, если орошаема), ни проблем защиты подданных от внешней угрозы. У дешевых государств на это просто не было денег.
Конфуцианцы и ученые других философских школ стали отличным материалом для бюрократии. Содержание такого чиновничьего аппарата было делом дорогим и требовало огромных вложений, и сам Конфуций и его последователи потратили немало сил, объясняя выгоду создания сил насилия и контроля.
Правда, все чаще и чаще стали появляться положительные примеры (как сказали бы сейчас - "успешные кейсы") того, как выгодно было вкладываться в создание государственного аппарата - вложения окупались и возвращались правителю в виде потока налогов, значительно превышающих затраты.
Заметим, самая "успешная" (с точки зрения так называемых "государственников", сторонников идеи о том, что государство значит все, а личность - ничего) империя, империя Цинь, была создана тогда, когда ученого-бюрократа сменил бюрократ-функция, т есть бюрократия не мгла думать, а обязана была (под страхом смерти) только исполнять. Конфуцианцы потом писали об этом периоде, что справедливость (то есть избирательный, человеческий подход к подданным и их проблемам) была заменена палкой.

Кстати, пример превращения дешевого государства в дорогое может быть хорошо понятен на примере автоинспекции (некоторых, не станем показывать пальцем, государств). Поборы на дорогах были вполне себе заурядным и рутинным явлением, от которого государству, кроме недовольства населения, собственно, не доставалось ничего.
Затем государство пошло на затраты - установку камер наблюдения, вложения в программное обеспечение, создание аппарата, обеспечивающего контроль и функционирование системы и пополнение казны. Иными словами, государств стало зарабатывать там, где раньше не зарабатывало.
Заметим, что есть все снования думать, что штрафы, суммарно, значительно превышают те деньги, которые раньше оседали в карманах нерадивых представителей государства на дорогах.

В принципе, в наше время "дешевых" государств почти не осталось (или, точнее говоря, их очень мало), хотя, с другой стороны, потакание правителя своим приближенным в виде, например, "передачу в собственность части государственной границы", контроля за экспортом природных ресурсов или за импортом - тех же ресурсов или чего-либо другого, налоговых обременений, штрафов и... фантазии бюрократов велики, как знать, куда они заведут...

Конечно, к теме дорогого и дешевого государства (да и к теме любых поборах вообще) неизбежно примыкает вопрос "Зачем все это - нам?". У автора нет на него ответа (наверняка у нег нет ответа и ни у кого из соотечественников, так как контроль за расходами государства у нас отсутствует). То есть, мы знаем все правильные ответы на этот вопрос (вроде "балансировки социального неравенства", "создания лучших условий жизни" и многих других), но каждому человеку сложно ответить на этот вопрос, так сказать, озирая окрестности.
Если вдруг кому-то от этого будет легче, то - скажем, что такое непонимание наблюдалось всегда и во все времена.

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect