2001 год, Смоленская область. Ранним утром 1-го июня в дежурную часть поступил звонок от жительницы поселка Темкино Валентины Маликовой. Взволнованная мать рассказала об исчезновении дочери Оксаны.
Вскоре в милицию пришла страшная весть грибник нашел тело Маликовой. Полтора года оперативники не могли выйти на след маньяка, пока он сам не позвонил в отдел и не сознался в новом нападении. Сыщики незамедлительно выехали на место происшествия, даже они раньше не сталкивались с таким ужасом.
Это вторая часть истории уголовного дела о пропавшей в поселке Темкино девушке. Советуем начать с первой, чтобы быть в курсе всех подробностей этого запутанного дела: *ссылка на первую часть*
Страшная картина
Женщины не стало из-за асфиксии. Ее одежда была частично сожжена. И, скорее всего, преступник вступал с жертвой в половую близость. Так же, как и с Оксаной Маликовой, после произошедшего.
Потерпевшую опознали. Ей оказалась 39-летняя жительница поселка Ирина Костина.
«Прекрасной души человек. Работала в безалкогольном цехе. Воспитала двоих детей», – сотрудник милиции.
Все несчастья и беды в семье Костиных начались, когда не стало супруга. Ирина стала выпивать, все пошло кувырком. Мать сама по себе, дети сами по себе. В итоге женщина потеряла работу, начала бродяжничать.
«Самое интересное – она всегда была прилично одета. Даже в пьяном виде выглядела опрятно», – сотрудник милиции.
Задержание звонившего маньяка
Предполагаемого преступника, который сам позвонил в милицию, задержали.
Из материалов уголовного дела:
«Субботин Константин Петрович, 1973-го года рождения. Житель поселка Темкино. Образование среднее. В последнее время работал в Лесхозе. Характеризуется положительно. Женат».
«Внешне он был очень красив. Высокого роста, выразительное лицо», – сказала Валентина Петухова, гособвинитель.
Задержание Константина произвело в поселке небывалый переполох, было подобно грому среди ясного неба. Субботин вырос в интеллигентной семье. Его мать – преподаватель в школе. Ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекался. И жена, которая на тот момент была беременна, и знакомые не могли поверить в произошедшее. Они знали Субботина как исключительно вежливого и культурного человека.
«Часто мог постоять не только за себя, но и за знакомых, друзей, близких», – со слов Петра Щербакова, следователя.
Тем не менее сам Субботин упорно твердил, что причастен к преступлению именно он. Но мог ли добропорядочный гражданин оказаться жестоким маньяком? Вряд ли. Возможно, здесь было что-то не так. Сыщики ждали заключение экспертов. Может, хотя бы они прояснят ситуацию. Но для анализов требовалось время.
Неожиданное изменение показаний
А пока продолжались допросы Субботина. После очередного свидания с родными Константин вдруг резко изменил показания. Выяснилось: зверские преступления совершил не он. Мужчина лишь невольный свидетель расправы. Субботин был вынужден оговорить себя.
«Он застал человека, который принудил его взять вину на себя. Причем рассказал, как совершил деяние. Преступник угрожал Константину, ставил на кон жизнь его жены и будущего ребенка», – Валентина Петухова, гособвнитель.
К сожалению, Субботин не знал этого человека. Пояснил, что видел его впервые, явно не местный. А изменил показания лишь после того, как узнал, что жена родила сына. Теперь Константин просил помощи в защите его семьи от преступника. Кто же все-таки расправился с Костино? Где скрывается настоящий маньяк?
Пугающее сообщение из психбольницы
Характер ран на теле потерпевшей свидетельствовал о психических отклонениях виновного. Сыщики сделали запрос в местную психиатрическую больницу. Не было ли в последнее время случаев побега из лечебного заведения? Выяснилось: несколько дней назад из спецотделения, перепилив решетки на окне, сбежал пациент из разряда буйных.
«36-летний Андрей Степанов был доставлен к нам скорой помощью еще летом. У него наблюдались признаки острого психоза, и он представлял реальную опасность для окружающих», – сказала Ирина Салтыкова, психиатр.
Возможно, именно буйный больной и совершил преступление над Ириной Костиной в окрестностях Темкино. Его фотографию показали Субботину. К сожалению, по снимку опознать преступника Константин не смог. В тот вечер на маньяке была шапка, а лицо прикрывал воротник плаща. Тем не менее свидетель указала на некоторую схожесть пациента из дома скорби и виновного.
Охота на психопата
Началась охота на Степанова. Фотографиями подозреваемого обклеили все близлежащие населенные пункты, по радио периодически сообщали о приметах разыскиваемого. И сразу же в милицию стала приходить информация о нем.
В Кордюково подозреваемого видели в магазине, в Савенках у одной из местных жительниц он пытался забраться в огород, в Гурково – попрошайничал на улице. Оперативники шли за ним по пятам. Судя по маршруту передвижений, Степанов направлялся в сторону Калужской области.
«В лесополосе на границе Смоленской области мы нашли шалаш. Он был сооружен на скорую руку, внутри находились вещи подозреваемого и брюки с бурыми пятнами», – Дмитрий Рогозин, оперуполномоченный.
Спустя пару часов объявился и сам хозяин шалаша, который немедленно был задержан. Предстояло установить, имеет ли Степанов отношение к расправе над Костиной. Подозреваемый не смог вразумительно ответить ни на один вопрос.
Поразительное заключение экспертов
На помощь пришла современная наука. По результатам судебно-медицинской экспертизы, сбежавший из психбольницы пациент оказался не причастен к преступлению. Более того, выводы специалистов были однозначны – преступление совершил Константин Субботин. Тот самый рабочий лесхоза, который заявил в милицию о страшной находке.
На допросе Субботин признался не только в издевательствах над Костиной, но и в расправе с Оксаной Маликовой, которую он совершил почти полтора года назад.
«Первое и второе преступление было совершено в состоянии алкогольного опьянения. Как в первом, так и во втором случае Субботин хотел совершить половой акт с телом», – со слов Валентины Петуховой, гособвинителя.
Но, как выяснилось позже, замысел не удался, на улице начался дождь, и желание отпало. Тем не менее маньяк сделал все, чтобы ввести в заблуждение правоохранительные органы: инсценировал акт надругательства. Но зачем?
Как не стало Оксаны Маликовой
2001 год, поселок Темкино. Светлане, супруге Константина Субботина, даже девчонки поселковые завидовали. Вот мол какого симпатягу отхватила. И сама Светлана говорила, что с мужем повезло: добрый, заботливый и не пьет почти.
Но постепенно чувства стали охладевать. Скандал следовал за скандалом, и к лету 2001-го года супруги разъехались, но периодически встречались. Правда, ни к чему хорошему это не приводило: взаимные упреки, обвинения, ссоры.
Вечером 31-го мая Константин с женой в очередной раз пытались провести время вместе и опять поругались. Взбешенный муж отправился прогуляться по поселку. Договорился о встрече с Оксаной Маликовой, которую, по его словам, знал давно.
Девушка, долго не раздумывая, приняла приглашение Субботина. Возможно, в тот вечер после ссоры с возлюбленным она пошла на свидание с маньяком, желая отомстить своему другу Андрею.
«Они направились на окраину Темкино. Потом у него возникло желание расправиться с ней и вступить в половую связь», – оперативный сотрудник.
Но особо тяжким преступлением дело не ограничилось. Извращенный мозг толкал мужчину на новые, необъяснимые для нормального человека поступки.
«Снял у нее с одной ноги обувь и колготки. Разорвал на ней блузку и оставил», – оперативный сотрудник.
Сам же отправился домой спать.
Очередная изощренная расправа
2002 год, Темкино. Раскаялся ли в содеянном маньяк, неизвестно. Но спустя полтора года решил повторить сценарий.
«Он ходил по поселку и искал жертву. Когда мужчина пришел к своему родственнику и увидел Костину, то понял, что жертва – это она. Субботин умышленно увел ее на пустырь под предлогом поиска самогона», – Валентина Петухова, гособвинитель.
Заведя Ирину подальше, преступник сделал свое черное дело. На этот раз фантазиям Субботина тоже не суждено было сбыться. Как он сам объяснил, просто расхотелось. Однако вновь предпринял все, чтобы сложилось впечатление, что здесь орудовал психопат, не забыв при этом вдоволь наиграться с телом.
Как маньяк объяснял мотив преступлений
Причину пристрастия маньяка с инсценировкам следователи объясняют просто – скрыть объект преступления, чтобы затянуть время следствия. Отчасти ему это удалось. Потребовалось несколько лет, чтобы он предстал перед судом. Но если доказательная база была готова, да и сам Субботин написал явку с повинной, то еще предстояло выяснить мотив преступлений. Из-за чего пострадали Оксана Маликова и Ирина Костина?
Версий, представленных Константином, хватило бы еще на дюжину маньяков. Первая: изувер таким образом пытался избавиться от своей депрессии. Он безумно любил свою жену, но часто ловил себя на мысли, что хочет с ней расправиться. Уж очень она его время от времени допекала. С годами желание стало непреодолимым, но Константин нашел иной способ – он решился напасть на другую, чтобы Светлана осталась жива. Под горячую руку попались Маликова и Костина, а также, как утверждал задержанный, многие другие.
«Он сознался в нападениях на еще 5-ых женщин. Однако событий этих не было», – сотрудник милиции.
Вторая версия – для него это было наслаждением. Третья версия связана с видениями неудавшегося вершителя человеческих судеб. Якобы ему явился старец, который и руководил всеми дальнейшими действиями.
И, наконец, последняя, не менее оригинальная версия.
«Рассказывал, что на протяжении какого-то времени он жил в потустороннем мире. Потом он пришел на Землю, чтобы очистить ее», – оперативный сотрудник.
Попытки обмануть следствие
Если о предыдущей жизни маньяка в потустороннем мире еще можно было бы поспорить, то о существовании второй, параллельной жизни наяву следователи уже не сомневались. Много интересного о Константине рассказала жена Светлана.
«Неадекватность выражалась во многих поступках: часто раздевался, ползал по квартире. Жена считает, что это был какой-то другой человек», – со слов оперативного сотрудника.
Свои выводы о неадекватности поведения Субботина сделали и медики. В заключении экспертизы было сказано: Субботин – глубоко психопатическая личность. Вскоре Константин в очередной раз подтвердил выводы специалистов. Находясь в СИЗО, он периодически объявлял голодовку. Например, из-за того, что ему не понравился сосед по камере. Или потому что вовремя не принесли пищу.
Наказание изувера
Но, несмотря на все ухищрения, Субботин был признан вменяемым. Суд определил маньяку наказание в виде 22-х лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии строгого режима.
У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!