Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

Универсальные объективы для путешествия

… есть такое тренировочное задание для фотографа: целый день (неделю/поездку) снимать только одним объективом, с одной избранной диафрагмой, в определённом режиме и т.п. Отправляясь в поездку мы решаем задачу: что взять с собой чтоб не разбить и не надорваться – и оказываемся в ситуации, очень похожей на такое специальное упражнение по развитию навыков фотографа. В большинстве случаев фотограф выбирает для отдыха карманный компакт достаточно высокого класса (о них будет отдельный разговор) или системную камеру со сменной оптикой и несколькими объективами. В путешествие хочется утащить с собой (особенно в горы или болота) поменьше, понадёжнее и покомпактнее, но из путешествия хочется привезти побольше качественных фотографий и, желательно, не телефоном сфотографированных, а чтоб и друзьям показать – и в конкурсе поучаствовать, напечатать серьёзную фотографию. С цветом и деталями… Профессионал может взять некоторое оборудование на месте в аренду; любитель, как правило, этого не делает. В

… есть такое тренировочное задание для фотографа: целый день (неделю/поездку) снимать только одним объективом, с одной избранной диафрагмой, в определённом режиме и т.п. Отправляясь в поездку мы решаем задачу: что взять с собой чтоб не разбить и не надорваться – и оказываемся в ситуации, очень похожей на такое специальное упражнение по развитию навыков фотографа.

В большинстве случаев фотограф выбирает для отдыха карманный компакт достаточно высокого класса (о них будет отдельный разговор) или системную камеру со сменной оптикой и несколькими объективами.

Автор фото: Nihat Karadağ
Автор фото: Nihat Karadağ

В путешествие хочется утащить с собой (особенно в горы или болота) поменьше, понадёжнее и покомпактнее, но из путешествия хочется привезти побольше качественных фотографий и, желательно, не телефоном сфотографированных, а чтоб и друзьям показать – и в конкурсе поучаствовать, напечатать серьёзную фотографию. С цветом и деталями… Профессионал может взять некоторое оборудование на месте в аренду; любитель, как правило, этого не делает.

Автор фото: Lowepro
Автор фото: Lowepro

Выбор оптики – дело сугубо индивидуальное, т.к. каждый глаз в каждом видоискателе видит по-своему. И это – тоже отдельный разговор. «Средним арифметическим» - оказывается один универсальный зум и один-два «объектива поддержки индивидуальных пожеланий». Кто-то жить не может без макро-объектива, а кому-то жизнь не мила без светосильного широкоугольника.

Первым серийным зумом был Voigtländer Zoomar 36–82/2.8, построенный Хайнцем Килфиттом и Франком Баком для профессиональных репортёров в 1959 году. 800 грамм веса и тогда считались допустимыми для профессионального объектива, но были «слишком» для любителя.

Автор фото: Bryan Costin
Автор фото: Bryan Costin

Время показало, что выражение "физику не обманешь" касается и веса универсальных/профессиональных малоформатных зумов: 700 грамм - рубежная величина. В то же время любители пользовались «триадой» фиксов 28-50-90. Тот же общий вес – но на камере 1/3, а в сумке или на поясе остальные 2/3 нагрузки.

Автор фото: ONA Bag
Автор фото: ONA Bag

Полный малоформатный кадр

В 1981 году Canon выпустил объектив Canon New FD 35-105/3.5, изменивший отношение к зумам. Через 10 лет уже автофокусный EF 28-105/3.5-4.5 USM стал бестселлером любительского рынка, он весил 375 грамм. Современный RF 24-105/4-7.1 IS STM весит менее 400 грамм. Подобные, 3-кратного диапазона, объективы есть у большинства производителей и, как правило, относятся они к начальному любительскому уровню. Они низкосветосильные и лёгкие, но от них и не ждут про-результатов.

Автор фото: Canon AE-1+Canon New FD 35-105/3.5; dpreview
Автор фото: Canon AE-1+Canon New FD 35-105/3.5; dpreview

При бОльших диапазонах зуммирования уже сложно удерживать камеру с объективом без штатива/монопода и обеспечивать резкость без помощи оптического стабилизатора. Canon ввёл в конструкцию объектива EF 28-135/3.5-5.6 IS USM стабилизатор в 1998 году, в эпоху перехода от плёнки к цифре появился EF 24-105/4L IS USM, а Nikon – в 2010 выпустил Zoom-NIKKOR AF-S 24-120/4 G IF-ED VR. Вес таких объективов дошёл до 700г. Современные 4- /5-кратные зумы

Автор фото: Canon
Автор фото: Canon

Canon RF 24-105/4 L IS USM с камерой Canon EOS R6II, или

Автор фото: amateurphotographer.com
Автор фото: amateurphotographer.com

NIKKOR Z 24-120/4 S на камере Nikon Z7 II, или

Авто фото: Sony
Авто фото: Sony

Sony A7IV с объективом Sony FE 24-105/4G OSS, или

Авто фото: Matthew Allard
Авто фото: Matthew Allard

Panasonic Lumix DC-S5 II с объективом Lumix S 24-105/4 Macro O.I.S весят менее полутора килограмм и такие комплекты способны решать задачи любой сложности.

Однако существуют – при том же практически весе и более универсальные объективы. Это гиперзумы с много более длинным, 10-кратным, диапазоном зуммирования. Они сложны и нежны, требуют бОльших аккуратности и опыта при обращении. История использования прежних гиперзумов сформировала вокруг них негативную ауру. Тем не менее, современные объективы с 8 – 12 кратным диапазоном чувствуют себя хорошо и результат выдают качественный.

Автор фото: Сhristopher Frost
Автор фото: Сhristopher Frost

В первую очередь, это объективы Sony FE 24-240/3.5-6.3 OSS и Canon RF 24-240/4-6.3 IS USM, они весят около 750 грамм; у Nikon – это NIKKOR Z 24-200/4-6.3 VR, который весит 570 грамм. Комплект будет весить около полутора килограмм – но менять этот объектив не придётся до самого возвращения домой. Возможно, «объективы поддержки» и вовсе не понадобятся.

Автор фото: Александр Бахтурин, Sony A7sII+SEL24240, Австрия
Автор фото: Александр Бахтурин, Sony A7sII+SEL24240, Австрия

разочароваться в ожиданиях. Телеконвертер на низкосветосильный объектив не встанет, а вот ахроматическая макролинза – пригодится.

Автор фото: Александр Бахтурин, Sony A7sII+SEL24240, Австрия
Автор фото: Александр Бахтурин, Sony A7sII+SEL24240, Австрия

Особо отметим, что это именно фотографические варифокальные объективы, видео ими снимать можно, но они по ряду специальных «киношных» требований не смогут конкурировать со специальной парфокальной оптикой.

APS-C и m4/3 – формат

В плёночные времена полукадровая аппаратура была экзотикой, но в цифровую эпоху она одинаково великолепна и для видеосъёмки, и для серьёзной фотографии, особенно - экспедиционной.

Камеры и оптика легче, управление наглядное, работа бесшумная, часто – ещё и защита от внешних воздействий приличная…

Автор фото: PHOTOWEBEXPO
Автор фото: PHOTOWEBEXPO

Canon формата APS-C ныне существует в трёх вариантах оптики –

EF-S

Сохраняются прежние APS-С-аппараты - зеркалки с байонетом EF-S и беззеркалки с байонетом EF-M. Самым маленьким EF-S-аппаратом является EOS 200D II (всего 650г веса), камера для хорошего любителя – Canon EOS 90D весит уже 700г. Но хорошей камере положен хороший объектив: Canon предлагает парфокальный видеограферский зум Canon EF-S 18-135/3.5-5.6 IS USM, который с Power zoom Servo адаптером PZ-1 превращается в мобильный кинообъектив! Диапазон зуммирования – 29-216 и небольшой вес, 480 грамм.

Автор фото: Prophotos
Автор фото: Prophotos

Выше я упомянул «объективы поддержки индивидуальных пожеланий» - вот это тот самый случай, очень полезно дополнение компактным широкоугольным зумом Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM и уникальным макро-объективом со встроенной LED-подсветкой Canon EF-S 35/2.8 Macro IS STM.

Автор фото: vshopg
Автор фото: vshopg

EF-M

Для беззеркальных EF-M-камер Canon EOS M50 Mark II и Canon EOS M6 Mark II порекомендую объектив Canon EF-M 18-150/3.5-6.3 IS STM (аналог 29-240мм) и макро-объектив со встроенной LED-подсветкой Canon Canon EF-M 28/3.5 Macro IS STM. А нагрузка на фотографа – 700 грамм (без дополнений).

Автор фото: Ергин Григорий
Автор фото: Ергин Григорий

RF-S

Однако, Canon «сменил систему», перейдя на RF-байонет, в APS-C тоже появился новый вариант – RF-S. Две новейшие великолепные камеры Canon EOS R50 – начального уровня (330 грамм) и серьёзная Canon EOS R7 (530г) комплектуются ре-адаптированным объективом Canon RF-S 18-150/3.5-6.3 IS STM. Т.о. вес комплекта – 650-800 грамм.

Автор фото: Canon
Автор фото: Canon

- для Fujifilm (назову камеры, которые считаю актуальными: S10, X-Pro3, T5, H2, H2s: это лишь мой личный выбор), есть два XF-объектива для путешественников:

FUJINON XF 16-80/4 R OIS WR – высококачественный аналог полнокадровых 24-120, но весит только 440г. Т.е с самой тяжёлой H2 – 1100г., а с S10 – менее килограмма.

Автор фото: Vlog-pt4dx
Автор фото: Vlog-pt4dx

FUJINON XF 18-135/3.5-5.6 R LM OIS WR – это аналог 8-кратного 28-200, он попроще оптически и весит 490г. Вес комплекта – менее 1 кг.

Автор фото: photodo
Автор фото: photodo

Nikon APS-C-камеры Z30, Z50 и Zfc имеют практически равную начинку, но разную внешность. Nikon Z30 имеет только экран в качестве видоискателя, Nikon Z50 в целом напоминает концепцию старших Z6/Z7 с ЖК-экраном и OLED-видоискателем, а Nikon Zfc – отрада для ностальгирующих по временам электронно-механической плёночной камеры Nikon FE. К ним выпускается Nikkor Z DX 18-140/3.5-6.3 VR (аналог малоформатных 27-210мм). Вес такого комплекта – около 750 грамм.

Автор фото: David Crewe @petapixel
Автор фото: David Crewe @petapixel

OM System (ранее – Olympus) выпускает две камеры (OM-1 и OM-5) и обе великолепны для путешествий, т.к. оснащены и защищены максимально. Оптика м4/3 взаимозаменяема с Panasonic Lumix G. В гамме есть два объектива для путешествий:

Автор фото: fotografidigitali
Автор фото: fotografidigitali

Olympus M.Zuiko Digital ED 12-200/3.5-6.3 (т.е. 24-400мм), он весит 455г, и Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150/4-5.6 II (т.е. 28-300мм), он весит 285г, но я бы посоветовал воспользоваться более совершенным OM System 12-40/2.8 PRO II (21-80мм) – 382 г. Самый лёгкий комплект уложится в 700 г, наиболее профессиональный – менее 900.

Panasonic Lumix GH6 направленно-специализирован на видеосъёмке, в гамме объективов Panasonic Lumix G есть универсальный зум Panasonic Lumix G Vario 14-140/3.5-5.6 II ASPH. POWER O.I.S. – аналог 28-280мм: всего 600 грамм.

Автор фото: dphotoworldpx
Автор фото: dphotoworldpx

Для Sony (это профессиональная фотокамера Sony А6600, влоггинговая Sony ZV-E10 и любительская Sony А6100) имеет смысл выбрать

Sony E 18-135/3.5-5.6 OSS – высококачественный фотообъектив, аналог полнокадрового 8-кратного 28-200, вес - 325г; или

Автор фото: ephotozine
Автор фото: ephotozine

Sony E PZ 18–105/4 G OSS - уникальный маленький парфокальный объектив с внутренней фокусировкой – идеальный для видеосъёмки, даже серьёзной, но пригодный и для получения качественных фоторафий. Вес – 427г.

Автор фото: Sony
Автор фото: Sony

- вес комплекта от килограмма до семисот грамм.

Итак, мы убедились, что для путешествия возможно подобрать комплект удобной для Вас аппаратуры даже_по_весу, и учесть при этом индивидуальные пожелания и предпочтения.

С остальными «расширениями» здорово помогает справиться прокрустово ложе ограничения веса. «Если у Вас с собой нет – значит у Вас этого нет» - это слова фотомастера Юрия Афанасьева очень точно описывают состав носимого комплекта профессионала. Любителю нужно научиться брать дорогу только необходимое, без чего уж совсем ни как не получить качественного результата.

Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.