Найти тему

Письмо К. А. Аверьянову, доктору исторических наук (ИРИ РАН). О посадке в Лужу.

Константин Александрович!

11 ноября 2020 года вы приняли участие в XIII Международной научно-практической конференции "У истоков Российской государственности", проходившей в Калуге.

Выступили там с сенсационным, можно сказать, докладом под названием "Где находится древний город Лужа? "

Интерес ваш к подобной проблематике понятен. Ведь в Институте Российской истории РАН вы - ведущий научный сотрудник Центра изучения истории территории и населения России, и историческая география России - это самая ваша тема.

Этот ваш доклад опубликован в сборнике трудов Конференции, а также в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44644582

Прекрасно, что вы озаботились этим вопросом. Не замедлила последовать и сенсация. Цитирую вас:

"Ранняя история севера современной Калужской области остаётся во многом неясной, из-за того, что основные источники дошли до нас от XIV в. Между тем, случайная оговорка Симеоновской летописи под 1206 г. о "лужанах" - жителях городка Лужа позволяет удлинить его историю почти на два столетия и пролить свет на владельческую историю этих мест".

Как известно, Лужа - это нелокализованный средневековый городок в теперешней Калужской области в районе Малоярославца, стоящего на реке Луже. Меня также интересует история этих мест - по личным причинам и от любви к истине. Поэтому, не скрою, я была заинтригована...

До вашего, Константин Александрович, открытия первым упоминанием Лужи считался 1381 год, когда в Договорной Грамоте была установлена граница между Московскими и Рязанскими землями. Затем в 1389 году Дмитрий Донской уступил Лужу Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Дальше ещё всякие наследства, духовные грамоты... словом, рутина перехода городков и волостей от владельца к владельцу.

Сначала вы попытались слегка сдвинуть сроки влево - типа, мол, Карамзин рассказывает, именно рассказывает (без ссылок на летописи), что в 1371 году Верея была московской, а в завещании Ивана Красного за 1359 годом упомянуто село на Репне в Боровьсце. Боровск это ведь недалече от Лужи, километров 25 всего, хотя Лужа до сих пор и не локализована. Значит, мол, и Лужа могла и раньше быть московской, чем она хуже Репне... хоть и нигде раньше 1381 года не упомянута.

Словом, как говорил Соломон, "всё может быть, потому что всё уже было".

Логическая конструкция, конечно, замечательная. Но этого вам показалось мало - и дальше возникла ещё более замечательная конструкция. Опять цитирую вас.

***************************************************

"Симеоновская летопись, рассказывая под 1206 г. о похоронах первой супруги великого князя Всеволода Большое Гнездо - Марии, добавляет одну, на первый взгляд, малозначительную подробность - на погребении среди прочих были "и вси Лужане от мала и до велика" [12. Т. XVIII. с. 41].

Издатели летописи,- продолжаете вы, - внесли слово "Лужане" в географический указатель, но не объяснили - жители какого населённого пункта подразумеваются. Просмотр источников показал, что в ближних и дальних окрестностях Владимира нет поселений с названиями, от которых можно произвести подобное определение. Между тем, в "Списке городов русских дальних и ближних" (его мы датируем 1374 годом) упоминается городок Лужа, получивший название от одноимённой реки, притока Протвы. С последней четверти XIV века он находился в составе владений серпуховских князей, пока в середине XV века не был отобран у них Василием Тёмным.

Каким же образом Лужа оказалась связанной с именем Марии?

Разгадка оказывается крайне простой - очевидно, эти земли представляли собой приданое, с которым она вышла замуж за Всеволода. Понятно, и почему лужане оказались во Владимире в марте 1206 года (тут поправлю вас, Константин Александрович, не просто "лужане" оказались во Владимире, а "вси Лужане от мала и до велика" [12. Т. XVIII. с. 41], И. Продолжайте.)

- Как известно, незадолго до смерти Мария приняла монашеский постриг, что означает отказ от всего мирского, и поэтому лужанам вскоре после ухода Марии в монастырь необходимо было выяснить - кому должна была перейти их волость.

Так случайная оговорка летописца позволила удревнить историю небольшого городка на левобережье Оки почти на два столетия и пролить свет на историю этих мест".

*******************************************

... Уже прямо не просто "наше предположение", а "позволила удлинить и пролить". Здорово, Константин Александрович!

Теперь такие вопросы.

1. Почему вы называете летописный текст "оговоркой" и в чём её "случайность"? Типа не хотел летописец говорить про Лужан, случайно вылетело? Или как?

2. Очень жаль, что вы не приводите летописный текст в оригинале, а только в вашем пересказе. Придётся сделать это за вас.

З. Читаем Летопись. О смерти Марии.

"Бывши же еи в манастыри днии 18 и преставися с миром месяца Марта в 19 день..."

19 марта 1206 года - это 26 марта, по нынешнему календарю.

Распутица. Половодье.

И вот, по вашим, Константин Александрович, словам, когда Мария приняла постриг 2 марта (за 18 дней до своей смерти 19 марта), то некто сразу же бросился из стольного Владимира в Лужу предупредить об этом Лужан. Ведь теперь их судьба, как предполагаемого вами приданого Марии, подвергалась полной неопределённости, а они хотели и имели право знать.

И тогда этот некий, озабоченный судьбой именно Лужан гонец - - - отважно преодолел 300 км от Владимира до Лужи, по жидкой грязи и талому снегу, перебираясь через реки в разливе....

Скорость конного движения в то время по хорошей дороге и при хорошей погоде = 50 км/сутки. 6 суток от Владимира до Лужи при идеальных погодных условиях. Попробуем поверить вам, что 9 суток в конце марта 1206 года гонцу хватило.

В Луже гонец поднял "вси Лужане от мала и до велика", и вся эта гопкомпания помчалась обратно во Владимир. Опять грязь, снег, половодье... дети малые, старики... "кто мчится, кто скачет полночною мглой"...

Успели за 9 дней. Отлегло. Надеюсь, что никто не помер по дороге.

Вопрос: так бывает?

Второй вопрос: как было организовано технически такое перемещение Лужан? Ковёр-самолёт не предлагать.

Третий вопрос: зачем им было нужна предполагаемая вами информация? Это что-то меняло?

4. Читаем Летопись дальше.

"Слышавши же вси стекошася на погребение ея игумене и попове, и черньци и черници, и епископы, клирици, и князь великий Всеволод с сынми своими, и вси бояре его и вся дружина и вси Лужане от мала и до велика".

- Вас ничего не смущает в данном ряду?

Я имею в виду полную несопоставимость последних представителей в этом ряду (Лужан, жителей, как вы полагаете, Лужи, тогдашнего полного, по отношению к г. Владимиру, Запопинска, пардон) - - - со всеми предыдущими представителями.

- Стекошася князь великий Всеволод, бояре, дружина - и Лужане. - Звучит? - По-вашему, очень даже звучит.

А вот я немножко сомневаюсь.

Поделюсь с вами своими сомнениями. Не могу не поделиться, Константин Александрович.

*************************************************

Интересуясь земельными владельцами в Лужецком стане, моё внимание в вашем докладе было прежде всего привлечено вашим утверждением, что Мария принесла Лужу Всеволоду Большое Гнездо в приданое. Интересно, откуда вы взяли эту информацию, укажите источник.

Поэтому я решила освежить в памяти происхождение и биографию Марии. И понять, какое отношение она или её отец имели к Луже, чтобы давать её в приданое.

Освежаю.

Мария Шварновна (Мария Всеволжая), ок. 1158 - 19 марта 1206 года. Первая супруга великого князя Всеволода Большое Гнездо.

У отца Марии было три дочери, две из них регулярно называются дочерьми чеха. Есть множество источников о чешском происхождении Марии Всеволжей. Летописные источники называют отчество Марии Всеволжей - Шварновна. Так, в статьях, предваряющих Комиссионный список Новгородской первой летописи, говорится "Мариа Всеволжа Шварновна, дщи князя Чешьского".

Где Чехия - и где Лужа.

Интересно, каким образом и когда "князь Чешьский" завладел калужской Лужей, чтобы потом отдать её в приданое за Марией... Поясните, пожалуйста, Константин Александрович!

Хотя...

Освежим в памяти и Чехию. Что представляла из себя Чехию ко времени рождения Марии в 1158 году?

Летописные известия IX - XI веков постоянно свидетельствуют не о чешском князе, а о ряде славянских князей в древнем Бойохеме; также рассказывается о постоянной междоусобной борьбе отдельных племён и князей.

Сильнейшими из чешских племён были Лучане (Lusane), Зличане и Чехи. В конечном счёте, главенства над другими племенами добились Чехи, объединившие под своим началом чешское государство.

Была ли Мария Всеволжа непосредственно из чешских Лучан (Лужане, Lusane) - или такое название по инерции сохранялось на Руси вообще за всеми чехами, в том числе, и за "дщерью князя Чешьского" - это предмет отдельного интереса.

А на похороны её, действительно, "стекошася вси Лужане от мала и до велика" - все её чешские одноплеменники, бывшие на то время во Владимире, купцы, дипломаты, авантюристы, воины... - почтить память своей великой соотечественницы.

А Лужа... ну что Лужа. Будем думать дальше.

Вот так-то, Константин Александрович.

Засим остаюсь, И.